ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

ЦРУ в Гондурасе: селективный террор в действии

00:00 31.08.2010 • Нил Никандров, публицист, эксперт по Латинской Америке

Немногим более года назад в Гондурасе в результате заговора олигархических кругов, военщины и спецслужб США был свергнут президент Мануэль Селайя. Ему не простили «равнения» на Уго Чавеса и других латиноамериканских президентов-«популистов». С тех пор новостные сводки из Гондураса регулярно сообщают о политических убийствах. Жертвами становятся лидеры и рядовые участники Фронта сопротивления проамериканскому режиму Порфирио Лобо, профсоюзные, крестьянские, студенческие активисты. Только с начала текущего года в стране убито десять журналистов, выступавших в поддержку экс-президента.

Самый последний эпизод – убийство 62-летнего журналиста Исраэля Селайи, однофамильца бывшего президента. Его похитила группа “неизвестных”. Несмотря на повышенные меры безопасности - из-за “разгула уголовной преступности” - автомашина с убийцами легко, словно по “зелёному коридору”, преодолела все полицейские кордоны. Журналиста вывезли в безлюдное место, подвергли пыткам и убили тремя выстрелами в голову.

Десятки аналогичных внесудебных расправ заставляют думать, что в Гондурасе осуществляется программа “политической зачистки”. При этом упор делается на “селективное” выбивание тех, кто обладает потенциалом лидерства и способен придать ещё большую остроту выступлениям протеста.

50-летняя Мария Тереса Флорес была членом Координационного совета крестьянских организаций, активно выступала за проведение аграрной реформы, ликвидацию латифундий, создание кооперативов. Через неделю после похищения её тело, изрешеченное пулями, с многочисленными следами ударов мачете и отрубленной рукой, было обнаружено в кювете одной из дорог департамента Комайагуа.

Далеко не все случаи ликвидации противников режима становятся известными СМИ и правозащитным организациям. Операции подобного рода проводятся без свидетелей, хорошо подготовленными и щедро оплачиваемыми «эскадронами смерти», состоящими из полицейских агентов, уголовников и профессиональных киллеров, своих – гондурасских и импортированных – колумбийских. Всё чаще в стране обнаруживают тайные массовые захоронения. Уже стало закономерностью, что повсюду, где США “восстанавливают демократию”, раскручивается маховик политических убийств. Несколько дней назад Берта Оливо, возглавляющая Комитет задержанных и без вести пропавших в Гондурасе, выступила на пресс-конференции с очередным разоблачением: выявлено новое “секретное кладбище”, на котором погребено более 100 неизвестных. Все они “исчезли” в июне - августе, то есть при нынешнем, “демократически избранном” по сценарию США президенте Лобо.

Карлос Рейес, один из лидеров Народного фронта национального сопротивления, заявил, что решения о “селективных” убийствах руководителей оппозиционных движений “принимаются на самом высоком правительственном уровне Гондураса при содействии ключевых фигур посольства Соединённых Штатов”. Рейес не преувеличивает, ведь практика государственного (превентивного) террора - это официальная политика Вашингтона. Так, в газете “Нью-Йорк Таймс” от 15 августа была опубликована статья “Правительство США превращает ЦРУ в полувоенную организацию”, автор которой на примерах ликвидаций «врагов Америки» в Азии и Африке доказывает, что президент Барак Обама во многом превзошёл своего предшественника Буша-младшего, значительно расширив географию и методы секретных войн “против террористов”. 

В публикации “Нью-Йорк Таймс” ничего не говорится о целевых ликвидациях в странах Латинской Америки. Однако пробные операции подобного типа против “недружественных” режимов Венесуэлы, Боливии, Никарагуа, Эквадора уже проводились, укрепление оперативно-террористических сетей в этих странах идёт полным ходом. Кадры проходят соответствующую подготовку “на местности”.

Пентагон и спецслужбы США ещё в период борьбы с повстанческим движением в Центральной Америке и партизанскими “очагами” на южноамериканском континенте в 60–80-х годах отработали методы эффективной борьбы с “террористами”. Особое внимание уделялось уничтожению руководителей геррильи и “нейтрализации” массовой базы поддержки: обитатели партизанских районов – крестьяне и индейцы – вытеснялись, запугивались, и нередко уничтожались. Позднее армия Колумбии использовала (и использует) эти методы во внутренней войне (под руководством американских советников) для подрыва боеспособности отрядов FARC и ELN. Сейчас в Гондурасе, где до создания партизанских отрядов дело ещё не дошло, правительству Лобо для сохранения власти необходимо применять силу, но – чтобы “сохранить лицо” - без её откровенной демонстрации. По этой причине и раскручивается процесс превентивного обескровливания оппозиции с помощью вездесущих “эскадронов смерти” под тщательно скрываемым надзором спецов из посольства США.

Американская миссия в Тегусигальпе с небывало раздутыми штатами фактически превратилась в параллельное, с правом решающего голоса, теневое правительство Гондураса. Посол Уго Льоренс, направленный в Тегусигальпу ещё при Буше, артистически играет роль честного дипломата, не имевшего никакого отношения к заговору и, тем более, свержению законно избранного президента. У Льоренса налажены великолепные “отношения сотрудничества” с президентом Лобо. В отличие от своего предшественника, Лобо с лёта воспринимает инициативы Вашингтона и органически чужд всему тому, что связано с “популистскими режимами”. Никакой интеграции в рамках ALBA – Боливарианской инициативы для народов Латинской Америки! Никакого «социализма XXI века» и дружбы с Уго Чавесом и его союзниками! И, чтобы не гневался Вашингтон, даже льготных энергетических соглашений с Венесуэлой не надо, хотя проблемы с закупкой углеводородов катастрофично отзываются на гондурасской экономике.

Свой особый вклад в управление Гондурасом вносят дипломаты в погонах: военный атташе полковник Роберт Свишер, командующий военной группой полковник Кеннет Родригес, офицер по связи американской авиабазы в Пальмероле - подполковник Стивен Ангертал и другие. Сбором информации о деятельности Народного фронта сопротивления занято несколько десятков офицеров из военной разведки. Бок о бок с ними работают представители других спецслужб США, действующие под прикрытием посольства и консульства, «Корпуса мира», департамента по борьбе с наркотиками и т.д. Ключевая роль в выработке стратегии «умиротворения» Гондураса принадлежит резидентуре ЦРУ. Её возглавляет Сильвия Эйрис, шеф политической секции посольства США. 

Причины возрастающей вовлечённости Вашингтона в кризисные процессы в Гондурасе очевидны. Хотя переворот и позволил изгнать президента Селайю и пресечь его планы по развитию стратегического союза с “популистскими режимами”, но растущее сопротивление сторонников свергнутого президента чревато новыми трудностями для правительства Лобо. Создание «под Селайю» партии «Патриотическая Альтернатива», митинги и демонстрации, угроза всеобщей забастовки - всё это показывает, что нынешнее правительство Гондураса не справляется с самыми элементарными задачами управления страной.

Проблем у Вашингтона прибавится, если Мануэль Селайя вернётся в Гондурас. На этом настаивает Генеральный секретарь ОАГ Хосе Мигель Инсульса, который пытается не допустить в Латинской Америке прецедента государственного переворота ультраправых, когда законный президент становится изгоем в собственной стране. Селайя готовит почву для триумфального возвращения: едва ли не каждый день направляет в СМИ Гондураса обращения с призывами объединять силы сопротивления, письма протеста, в которых разоблачает клеветническую кампанию, ведущуюся против него информационно-пропагандистскими органами США.

Обвинений против Селайи нынешними официальными и теневыми хозяевами страны выдвинуто много. Он, дескать, присвоил миллионы, выделенные Гондурасу Венесуэлой в качестве экономической помощи; неизвестна судьба автомашины “Лексус”, которой он пользовался, будучи президентом; не всё, мол, ясно с состоянием тех бюджетных средств, которые выделялись на его администрацию. Селайю открыто предупреждают: если он вернётся на родину, ему предстоит пройти через непростые судебные процессы, доказывая свою невиновность.

Ещё один фактор, препятствующий возвращению экс-президента, - террористические акции в Гондурасе. Для «эскадронов смерти» экс-президент – главная цель. Эту информацию “люди ЦРУ” доводят до сведения Селайи по различным конфиденциальным каналам: мол, сиди спокойно, иначе не сносить головы!

В настоящее время экс-президент Гондураса принят в качестве гостя правительством Доминиканской республики. Для Вашингтона наилучшим вариантом развития событий было бы, если бы Селайя смирился с судьбой, принял всё произошедшее как должное и спокойно отсиживался на фешенебельном курорте Ла-Романа, где проводят время миллионеры и поп-звёзды. Однако упрямый гондурасец продолжает свою борьбу, поддерживает дружеские отношения с президентами-“популистами”, не обращая внимания на раздражённые окрики Вашингтона. По инициативе Уго Чавеса Селайя назначен на пост координатора Петрокарибе по защите независимости и демократии. Эта должность во многом облегчает положение экс-президента, его передвижения по региону, деятельность по консолидации Народного фронта сопротивления.

Резидентура ЦРУ в Доминиканской республике держит Селайю и членов его семьи под неусыпным надзором. В Лэнгли, штаб-квартиру организации, регулярно уходят шифровки о встречах экс-президента, его телефонных разговорах, интернет-контактах. Для политической секции резидентуры – Александра Маргулиса, Тимоти Фитцгиббонса, Алана Нормана и других - сбор информации о Селайе и его сотрудничестве с Чавесом – приоритетная тема. Поэтому экс-президента обставили со всех сторон агентурой и изощрённой техникой оперативного контроля, прибегая, в частности, к помощи дружественной Национальной полиции.

Генерал-майор Рафаэль Гильермо Гусман, возглавляющий доминиканскую полицию, – свой человек для резидентуры, и поэтому цэрэушники осыпают его разного рода поощрениями. О некоторых материальных благодарностях на личные нужды генерала дотошные журналисты смогут узнать лет через 20, когда рассекретят документы ЦРУ. О других соглашениях сообщают СМИ: «на цели борьбы с наркотрафиком и другими преступлениями» полиция дополнительно получит более 3-х миллионов долларов, ещё четверть миллиона дадут на компьютерное и иное оборудование.

Руководство ЦРУ готово пойти и на значительно большие затраты, лишь бы не допустить возвращения Селайи в Гондурас. Двойные стандарты США в борьбе с «терроризмом» общеизвестны – здесь допускаются любые войны, любые провокации. Вполне вероятно, что на досье Мануэля Селайи уже поставлена черная метка ЦРУ, а группа ликвидаторов заняла боевую позицию…

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати