Официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем Telegram-канале написала, что утверждение о бессрочном удержании российской стороной обломков разбившегося в 2010 году самолета президента Польши Леха Качиньского не имеет под собой оснований.
«Польская сторона неоднократно ставилась в известность о правилах процедуры возвращения вещественных доказательств. В соответствии с международной практикой расследования авиакатастроф вещественные доказательства, включая обломки воздушного судна, передаются только после завершения следственных действий, которые в нашем случае продолжаются. В этой связи попытки польской стороны апеллировать к международному праву, добиваясь возвращения обломков президентского Ту-154 в Польшу, абсолютно беспочвенны», - написала дипломат.
Она добавила, что российская сторона неоднократно подтверждала готовность обеспечить польским следователям доступ к обломкам борта.
25 ноября прошлого года Генпрокуратура РФ направила в Польшу запрос о правовой помощи по делу о крушении самолета Качиньского. «Поводом к этому послужили распространившиеся в СМИ Польши новые сведения по делу», — говорилось в сообщении на сайте ведомства.
Как указано в документе, по данным журналистов одного из польских изданий, погибший президент Польши и его брат – Ярослав Качиньский – говорили по спутниковой связи во время полета незадолго до крушения самолета.
«В ходе данного разговора, запись которого включена в материалы польского уголовного дела, затрагивался один из аспектов осуществления полета. С учетом того, что данная информация требует оценки со стороны российских следственных органов, у польской стороны запрошены фонограмма и стенограмма упомянутого телефонного разговора», - говорилось в сообщении Генпрокуратуры России. При этом, как подчеркивается в документе, у российской стороны нет сомнений относительно причин авиакатастрофы: «Все собранные российским следствием данные свидетельствовали об ошибках в действиях экипажа, который принял решение продолжить посадку в условиях отсутствия видимости».
31 июля прошлого года сообщалось, что в польской комиссии по повторному расследованию катастрофы Ту-154 президента Польши Леха Качиньского утверждают, что тротил, взрыв которого якобы стал причиной крушения, в самолет заложили во время ремонта в России. В отчете вновь утверждается, что причиной авиакатастрофы стал взрыв, поскольку «до таких повреждений (самолета) не могло дойти» только в результате столкновения с землей. «Этому противоречит весь очень обширный доказательный материал и результаты очень большого количества экспериментов и анализов», - говорится в документе. В нем утверждается, что следы взрывчатки якобы обнаружили в пробах, взятых с частей самолета, которые российские техники меняли во время ремонта самолетов Ту-154 №101 (самолет Качиньского) и Ту-154 №102 (еще один принадлежащий Польше самолет) в 2009 году. «В этом случае лаборатория в штате Орегон (США) выявила наличие тротила. Надо отметить, что это была часть, которую никто не раскручивал кроме ремонтников, а следы тротила были найдены внутри нее», - утверждает комиссия. О том, что причиной авиакатастрофы стал взрыв, в Варшаве заявляют с 2016 года. Для поиска следов взрывчатых веществ проводились эксгумации тел погибших, в том числе Качиньского. Ряд польских экспертов заявляли, что проведенные вскрытия не подтверждают версию о взрыве на борту самолета. В качестве еще одной версии катастрофы под Смоленском рассматривали участие бывшего в то время премьер-министра страны Дональда Туска в некоем заговоре против покойного президента Леха Качиньского. Результатом этого заговора якобы и стала катастрофа президентского лайнера в Смоленске в апреле 2010 года, когда погибли и президент, и все находившиеся в самолете люди.
10 апреля 2010 года на военном аэродроме Северный под Смоленском потерпел крушение самолет польских ВВС Ту-154. На борту направлявшегося в Россию лайнера были президент Польши Лех Качиньский, его супруга Мария и другие видные представители этой страны. Самолет задел деревья и упал в 300 м от взлетно-посадочной полосы. В результате погибли все находившиеся на борту 96 человек.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs