ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Выступление Сергея Лаврова на IX Московской конференции по международной безопасности

14:03 24.06.2021 •

Уважаемые дамы и господа,

Коллеги,

Для меня большая честь в очередной раз выступить на Московской конференции по международной безопасности, которую организует Министерство обороны Российской Федерации. Отрадно, что участники из различных государств и многосторонних объединений смогли приехать к нам, несмотря на непростую санитарно-эпидемиологическую обстановку. Вижу в этом наличие общей заинтересованности в сопряжении усилий для оздоровления ситуации на мировой арене, выработки оптимальных ответов на многочисленные вызовы современности. Убежден, что высокий уровень представленности будет этому всемерно способствовать.

80 лет назад, 22 июня 1941 г., на нашу Родину напала гитлеровская Германия, покорившая к тому времени практически всю Европу. Трагедия Второй мировой войны – яркое напоминание, к чему способно привести забвение принципа равной и неделимой безопасности, чувство собственного превосходства.

Ценой неимоверных жертв, колоссальных усилий, прежде всего народов Советского Союза, удалось уничтожить нацизм, спасти нашу цивилизацию от уничтожения. В годы военного лихолетья члены антигитлеровской коалиции проявили «чувство локтя», мудрость, дальновидность и солидарность, очень быстро объединились во имя разгрома агрессора. Напомню, в своем послании И.В.Сталину уже 8 июля 1941 г. Премьер-министр Великобритании У.Черчилль отмечал «смелое и мужественное сопротивление» русской армии совершенно неспровоцированному и безжалостному вторжению нацистов», отдавал должное храбрости и подвигу советских солдат. Конечно, мы знаем и то, что У.Черчилль говорил – и даже планировал – в отношении нашей страны после войны. Но это уже другая история, имеющая проекцию на сегодняшнюю враждебную линию Запада по отношению к нашей стране, у которой очень глубокие многовековые корни.

Тем не менее тогда союзникам удалось проявить ответственность за судьбы мира и в целях недопущения трагедий глобальных войн в будущем заложить основы послевоенной международно-правовой системы, краеугольным камнем которой стала Организация Объединенных Наций (ООН). Совместная работа в ООН в течение более 75 лет оберегает мир от нового разрушительного конфликта планетарного масштаба, обеспечивает поддержание глобальной стабильности, в том числе в условиях непростых отношений и естественных противоречий между ведущими державами.

К сожалению, за последние годы в ряде западных столиц во главе с Вашингтоном взяли курс на разрушение ооноцетричной архитектуры безопасности, пытаются подменить общепризнанные нормы международного права, воплощенные в Уставе ООН, выгодным себе «порядком, основанным на правилах». За рамками универсальных многосторонних организаций формируются различные ситуативные коалиции по интересам ограниченного состава, которые пытаются присвоить себе право говорить и действовать от имени всего мира. В числе наиболее одиозных примеров приведу реализуемый Парижем и Берлином проект «Альянс за мультилатерализм» и продвигаемую США при поддержке НАТО и ЕС инициативу «саммита демократий». Все это затевается при игнорировании универсальных рамок ООН, на основе декларирования права Запада в удобном ему кругу, без оппонентов, определять критерии поведения, которые затем будут навязываться всем другим государствам. Нет нужды говорить, что подобный подход, когда небольшая группа стран, преисполненных чувством собственного превосходства, объявляет себя вершителем судеб остальных членов мирового сообщества, подрывая принципы равноправной коллективной работы на основе Устава ООН. Все это не способствует эффективному решению общих насущных проблем и чревато появлением новых разделительных линий в международных делах.

Мы видим, как навязывается «блоковое мышление» в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), который должен быть свободен от геополитических игр, тем более с учетом его значения как локомотива мировой экономики. Чего стоит продвигаемая Вашингтоном, Австралией и Японией – причем при поддержке НАТО, которая считает себя организацией с «глобальной миссией» – т.н. «индо-тихоокеанская стратегия», которая задумана для откровенного принижения конструктивной, объединительной роли АСЕАН в регионе с тем, чтобы переформатировать его под задачи сдерживания Китая и изоляции России. Эти цели не скрываются.

Руководствуясь архаичной «доктриной Монро», США пытаются диктовать, как и по каким стандартам жить Латинской Америке. Именно этим объясняется незаконное торговое эмбарго в отношении Кубы. Буквально вчера в очередной раз Генеральная Ассамблея ООН практически единодушно проголосовала за отмену этого незаконного эмбарго, лишь две страны, включая США, высказались против. Видим также непрекращающееся давление на Венесуэлу с целью смещения законно избранной власти, попытки дестабилизировать Никарагуа.

В Африке эмиссары США, официальные представители вашингтонской Администрации публично в ходе официальных визитов прямо призывают своих африканских партнеров не иметь дела, не торговать, не сотрудничать с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, заявляя, что Москва и Пекин взаимодействуют с Африкой в своих корыстных интересах. А США и Запад якобы делают это исключительно из «благих намерений», «стремления поддержать развитие народов Черного континента».

Крайне тревожная ситуация складывается и в области стратегической стабильности. Серьезный урон всей системе контроля над ракетно-ядерными вооружениями нанес односторонний выход Вашингтона из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). В этой связи нас удивило отсутствие внятной реакции стран-членов НАТО на предложения Президента Российской Федерации В.В.Путина не допустить появления в Европе наземных ракет этого класса – в любом оснащении, как ядерном, так и неядерном. Причем при этом Президент России В.В.Путин в своих посланиях подчеркнул готовность согласовывать меры верификации, чего Запад старательно пытается не замечать. В этой связи подчеркну: наши действия в любом случае будут направлены на надежное обеспечение безопасности России и ее союзников.

Почти тридцать лет Договор по открытому небу (ДОН) помогал всем странам-участникам лучше понимать намерения друг друга в военной сфере. В этом плане выход США из ДОН – опять же односторонний и под надуманными предлогами – грубо нарушил баланс интересов, поставил нашу страну в неравное положение с точки зрения военной прозрачности. В этих обстоятельствах дальнейшее участие Москвы в Договоре полностью утратило смысл. Процедура его прекращения уже запущена. Уведомлены депозитарии Договора. Поражает реакция на этот наш абсолютно естественный и давно обозначенный шаг со стороны НАТО и ЕС, которые лицемерно призвали именно Москву не разрушать Договор, словно забыли о бесповоротном решении Вашингтона выйти из него в качестве первопричины нынешнего кризиса. Предъявляя нам претензии, Запад умалчивает, что за последние десять лет он грубо манкировал своими обязательствами по ДОН, закрывая для российских самолетов значительные части территории США, Канады, Великобритании, Франции.

Действия НАТО по сдерживанию России (мы убедились в том, что этот курс последователен в документах недавнего саммита альянса) ведут к нагнетанию военно-политической напряженности в Европе. На состоявшемся саммите, о котором я упомянул, альянс еще раз подтвердил свою неспособность выйти за рамки придуманной им самим реальности. В частности, натовским стратегам вновь померещились «агрессивные действия» России. Собственно говоря, ничего иного мы и не ожидали. Но, со своей стороны, остаемся открытыми к честному и профессиональному диалогу. Наши конструктивные, предметные, конкретные предложения, нацеленные на снижение военной опасности вдоль всей линии соприкосновения России с Североатлантическим альянсом, остаются «на столе» уже почти два года, но ответов на них нет. НАТО вообще не хочет общаться по линии военных. Такой вот «демократический альянс».

И, конечно, любые попытки оздоровить ситуацию в Евроатлантике наталкиваются на политику киевских властей, которые провоцируют конфронтацию НАТО с Россией в попытке отвлечь внимание от саботажа Минских договоренностей, одобренных Советом Безопасности ООН и ставших частью международного права. Хотел бы еще раз призвать покровительствующие властям в Киеве западные государства повлиять на своих подопечных и заставить их выполнить свои обязательства, прекратить агрессивную атаку на русских и другие нацменьшинства.

Уверен, при наличии доброй воли, готовности к компромиссу в любой ситуации можно найти выход на взаимоприемлемые развязки. Хороший пример того, как решать проблемы в сфере международной безопасности, подала новая американская Администрация, согласившись с российским предложением продлить Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений на пять лет без каких-либо условий. Благодаря такому шагу появилась основа для возобновления комплексного диалога с Вашингтоном о будущем контроле над вооружениями и поддержании стратегической стабильности. Об этом говорится в совместном заявлении Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента США Дж.Байдена, принятом на саммите в Женеве 16 июня с.г. В этом же документе лидеры подтвердили приверженность важнейшему принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей, поэтому она никогда не должна быть развязана.

Исходим из того, что основной целью дальнейших усилий на двустороннем российско-американском треке должна стать выработка нового «уравнения безопасности», охватывающего все без исключения факторы, влияющие на стратегическую стабильность. Имею в виду ядерные и неядерные, наступательные и оборонительные вооружения.

Если говорить о других проблемах в сфере оружия массового уничтожения, то очень остро стоит задача прекращения нарушений Конвенции по запрещению химического оружия (КЗХО). Запад активно занимается извращением самой базы деятельности созданной для выполнения Конвенции Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), по сути дела, взяв курс на приватизацию ее секретариата и на его использование в качестве инструмента давления на неугодные режимы. Сейчас это пытаются сделать в отношении Сирийской Арабской Республики.

Еще одно направление в сфере нераспространения оружия массового уничтожения – необходимость максимально укрепить Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия. Мы предлагаем это уже не один десяток лет, но США последовательно, упорно уходят от обсуждения создания такого универсального механизма. А тем временем развивают свою военно-биологическую деятельность по двусторонней линии, создавая военные биологические лаборатории, в том числе по периметру российских границ.

Уважаемые коллеги,

Россия – евразийская и евро-тихоокеанская держава, постоянный член СБ ООН, один из гарантов незыблемости ооноцентричного мироустройства. Мы вносим весомый вклад в укрепление международной безопасности во всех ее измерениях. Достаточно упомянуть наши усилия по разгрому террористического интернационала в Сирии и налаживанию там широкого политического диалога между правительством и оппозицией.

В конце прошлого года Россия сыграла, без преувеличения, ключевую роль в прекращении кровопролития в Нагорном Карабахе и создании условий для восстановления мирной жизни во всем Закавказье. Продолжаем вместе с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ помогать сторонам укреплять доверие между собой, реализовывать гуманитарные проекты.

Мы весьма конструктивно участвуем в усилиях по урегулированию ситуации в Афганистане, Ливии, вокруг иранской ядерной программы, на Корейском полуострове, в других «горячих точках».

Сегодня в нашу жизнь стремительно врываются новые технологии, открывающие большие возможности, но и несущие в себе огромные риски. Беспокойство вызывает намерение отдельных государств милитаризировать Интернет, развязать там опасную гонку кибервооружений. Со своей стороны активно работаем над принятием кодекса ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве с точки зрения интересов каждой страны в сфере военно-политической безопасности. Одновременно продвигаем проект универсальной конвенции по борьбе с киберпреступностью. Обе наши инициативы получили на последней сессии ГА ООН очень серьезную консенсусную поддержку. По обоим этим направлениям сформированы специальные переговорные механизмы, которые будут рассматривать два этих важнейших проекта с участием всех государств. Рассчитываем, что наше сотрудничество по информационной безопасности продолжится по двусторонним каналам. В том числе хотели бы видеть продуктивный диалог по проблематике кибербезопасности с американской стороной, как это обсуждалось на Женевском саммите.

В целом убеждены, что сегодня назрел серьезный разговор об обновленной, отвечающей современным многополярным реалиям инклюзивной архитектуре глобальной безопасности. Ясно, что особую ответственность за это несут постоянные члены Совета Безопасности ООН. Именно этим руководствовался Президент Российской Федерации В.В.Путин, когда предложил провести саммит «большой пятерки». На нем можно было бы переподтвердить ключевые принципы межгосударственного общения, а также попытаться выработать пути действенных коллективных решений острейших проблем современности с учетом эволюции, быстро происходящей в мировых делах. Рассчитываем, что такую встречу можно будет провести в очном формате, как только позволит эпидемиологическая обстановка.

Отмечу также, что назрели серьезные перемены в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Мы внесли в ОБСЕ развернутую инициативу, нацеленную на то, чтобы вернуть Организацию к ее первоначальному предназначению – обеспечивать рамки сотрудничества на основе принципа неделимой безопасности через взаимоуважительный диалог и уважение принципа консенсуса.

В целях действенного купирования угроз международной безопасности Россия остается открытой для самого широкого сотрудничества, будет и впредь работать над укреплением подлинной многосторонности, центральной координирующей роли ООН в мировых делах. В этих целях продолжим тесно взаимодействовать с союзниками и единомышленниками по ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС, другими структурами и отдельными государствами Азии, Африки, Латинской Америки.

Работаем над реализацией стратегической инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина по формированию Большого Евразийского партнерства на нашем общем Евразийском континенте. Это широкий континентальный контур для сопряжения усилий стран и различных расположенных в Евразии структур в интересах безопасности и продвижения конкурентных преимуществ в мировой экономике.

Разумеется, всегда готовы к диалогу с нашими западными коллегами, но только на основе равноправия, взаимного уважения и поиска справедливого баланса интересов, а не на условиях ультиматумов, которые мы слышим и которые требуют от России, прежде чем Запад согласится с нами разговаривать, «изменить свое поведение». Мы все учились в школе. Наши учителя тоже делали нам замечания за поведение. Но то были учителя, которых мы любили и признавали.

Желаю вам всего доброго, успехов. Спасибо за внимание.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати