В Совете Федерации состоялось заседание Временной комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ Совета Федерации (СФ) на тему «Покушение на подвиг: почему необходим запрет на приравнивание действий СССР и гитлеровской Германии». Обсуждалось воспрещение публичного отождествления роли Советского Союза и фашистской Германии во Второй мировой войне.
Вел заседание председатель комиссии Алексей Пушков. В нем также приняли участие Михаил Мягков, научный директор Российского военно-исторического общества, Юрий Швыткин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне, Дмитрий Поликанов, заместитель руководителя Россотрудничества, Ольга Ковитиди, член Совета Федерации от исполнительной власти Республики Крым, Николай Долгополов, заместитель главного редактора «Российской газеты», Александр Башкин, член Совета Федерации, Сергей Березкин, член Совета Федерации, Олег Красницкий, заместитель директора 3-го Европейского департамента МИД России, представители органов государственной власти, академического сообщества, общественных организаций и средств массовой информации.
Открывая заседание, Пушков заявил, что закон, направленный на увековечивание Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, необходим для подтверждения и защиты статуса России как державы-победительницы во Второй мировой войне. «…Дело в том, что приравнивание нацистской Германии и Советского Союза и их действий в ходе Второй мировой войны − это подкоп под статус державы-победительницы… Мы этим законопроектом подтверждаем неоспоримость разного характера действий и разных целей советской и германской сторон во Второй мировой войне», − сказал сенатор. Он отметил, что закон имеет достаточно резонансный характер, и уже вызвал ответную реакцию − «как очень позитивную, так и очень негативную». В ответ на неконструктивную критику Пушков подчеркнул, что законопроект соответствует статье 67 Конституции о необходимости защиты исторической правды.
По его словам, это принципиально важный момент, поскольку «противники пытаются смазать разницу и поставить знак равенства» между политикой нацистской Германии и СССР. Наиболее этот момент, убежден сенатор, был «проработан в негативном смысле» в резолюции Европейского парламента в 2019 году, где «фактически отождествлялись действия Советского Союза и нацистской Германии».
Первичная реакция России на эту резолюцию была в ноябре прошлого года, когда глава Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская предложила принять закон, который запрещает публичное отождествление целей, решений и действий СССР с целями, решениями и действиями руководства, командования и военнослужащих нацистской Германии и стран «оси» в период Второй мировой войны. Под публичностью в законопроекте подразумевается упоминание подобной точки зрения в ходе выступлений на публике, в различных произведениях, в СМИ, а также в Интернете. Инициатива Ямпольской соответствует духу обновленной Конституции России, в которую внесена норма о защите исторической правды и уважении к памяти героев Отечества.
Госдума приняла законопроект, соавтором которого стал Алексей Пушков, в первом чтении 25 мая. Ко второму чтению в ГД были внесены три поправки, две из которых – юридически-технические, а одна – содержательная, она предлагает добавить в текст закона упоминание милитаристской Японии. По итогам обсуждения законопроекта на Комиссии в Совете Федерации участники мероприятия предложили внести и другие поправки. Например, Ольга Ковитиди считает, что без соответствующего наказания запрет действовать не будет. Поэтому она предложила внести в законопроект статьи об ответственности для Административного и даже Уголовного кодексов.
Михаил Мягков в своем выступлении поддержал предложение Пушкова вынести на международное обсуждение вопрос о признании действий фашистской Германии и ее союзников геноцидом советского народа. Он также предложил добавить в закон формулировку, которая запретит обвинять Советский Союз в развязывании Второй мировой войны.
Пушков подчеркнул, что в Европе тоже есть мемориальные законы, которые запрещают ставить под сомнение некоторые истины. Например, − публичное отрицание холокоста. «Наши критики говорят, что есть слишком много доказательств существования холокоста. На мой взгляд, существует очень много доказательств, что СССР и Германия во время войны действовали по-разному. Это чисто идеологические выверты. Критика этого закона – не исторически содержательная, а пропагандистская», − убежден сенатор.
Участники заседания Комиссии сочли необходимым поддержать этот законопроект и выразили уверенность, что он будет принят в максимально определенной форме, потому что законодательная реакция на попытки пересмотра правды, как необходимая форма ее защиты, уже назрела.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs