ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Американо-южнокорейский саммит: о чем договорились?

10:40 28.05.2021 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Недавно завершившийся американо-южнокорейский саммит стал заметным событием не только для двусторонних отношений, но и для ситуации в регионе Северо-Восточной Азии и АТР. Как всегда, стороны старались обеспечить «размен» имеющихся у них активов с выгодой для себя. Похоже, получилось.

Для администрации Дж. Байдена особенно важным стало заявление южнокорейских компаний (Samsung Electronics и др.) с обещанием вложить в ближайшие годы в создание и развитие на территории США производственных мощностей почти 40 млрд. долл. Речь идет о производстве компьютерных чипов, полупроводников, батарей для электромобилей, новых мощностей по производству автомобилей и др. Для США, которые в последнее время в своем противостоянии с Китаем создают у себя в стране собственные производства полупроводников, а также развернули полноценную технологическую войну с КНР – это очень хорошая новость.[1]

Со своей стороны, Соединенные Штаты согласились полностью снять ограничения на развитие Южной Кореей ракетных технологий, установленные с 1979 г., а также договорились сотрудничать в сфере космоса, атомной энергетике, включая совместную работу по получению заказов на рынках третьих стран. Отныне Сеул ничем не ограничен при создании как боевых баллистических ракет, так и ракет-носителей для вывода спутников. Причем у Южной Кореи появится возможность создавать ракеты с бОльшим радиусом действия, чем необходимо, чтобы «накрыть» собственно Корейский полуостров, дабы обезопасить себя от «северокорейской угрозы». А это уже повод задуматься для Китая, России и Японии. В Пекине, например, вполне резонно могут предположить, что Вашингтон через расширение возможностей Сеула как своего военного союзника может увеличить рычаги военного давления на Китай.

Кстати, хотя слово "Китай" в совместном заявлении Байдена и Муна не упоминалось, было заявлено о координации южнокорейской "Новой южной политики в ЮВА" и американского видения "свободного и динамичного Индо-Тихоокеанского региона". Кроме того, по настоянию США в заявлении впервые появилось выражение о поддержке Республикой Корея многосторонних региональных инициатив, включая QUAD, а последняя имеет явно антикитайскую направленность.[2]

Итоги встречи Джо Байдена и Мун Чжэ Ина также значимы для урегулирования проблемы северокорейской ракетно-ядерной программы и развития ситуации вокруг Корейского полуострова. В ходе совместной пресс-конференции оба лидера заявили, что в основу политики в отношении КНДР будут ставиться дипломатия, переговоры, а добиваться они будут полной денуклеаризации Корейского полуострова. Стороны также подтвердили приверженность духу межкорейской Пханмунчжомской декларации и американо-северокорейского совместного заявления в Сингапуре 2018 г.

Впрочем, Джо Байден подчеркнул при этом, что будет встречаться с Ким Чен Ыном только после предварительных консультаций на рабочих уровнях и только, если Ким изъявит готовность отказываться от ядерного оружия. Если это означает сохранение прежнего американского ультимативного подхода, то ситуация может опять зайти в тупик.

Джо Байден также сообщил, что спецпредставителем США по КНДР назначен бывший посол США в Южной Корее Сон Ким, который родился в Корее и жил там несколько лет, пока не переехал в Соединенные Штаты с родителями. То есть в Южной Корее его считают в определенной мере «своим». Байден заявил также о поддержке усилиям своего южнокорейского коллеги по развитию межкорейского диалога, что было расценено как важный шаг к нормализации союзнических отношений Вашингтона и Сеула, которые предшественник Джо Байдена последовательно игнорировал, опираясь исключительно на формат двусторонних американо-северокорейских переговоров.

Итак, в «сухом остатке» - нормализация двусторонних союзнических отношений, которые весьма серьезно пострадали при Дональде Трампе. А также стремление Вашингтона втянуть Сеул в свои антикитайские проекты, при готовности возобновить попытки выстроить диалог с Пхеньяном. Возможная результативность и того, и другого пока под большим вопросом.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «Джо Байден и Мун Чжэ Ин договорились активизировать сотрудничество США и Южной Кореи», https://rg.ru/2021/05/23/dzho-bajden-i-mun-chzhe-in-dogovorilis-aktivizirovat-sotrudnichestvo-ssha-i-iuzhnoj-korei.html

[2] Там же.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати