ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Художник Владимир Мочалов: «Пора бы нам возродить журнал «Крокодил»? О творческом кредо и мечтах известного карикатуриста

12:53 25.05.2021 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

На снимке: художник Владимир Мочалов.
Фото Александра Моисеева.

Выдающийся советский и российский карикатурист, живописец, автор множества шаржей на отечественных и зарубежных знаменитостей и реалистических портретов, академик Российской Академии художеств Владимир Мочалов отметил на днях свое 73-летие. Он любезно согласился ответить на несколько вопросов обозревателя «Международной жизни». Они связаны с творческой жизнью мастера, его международной деятельностью, связями и планами на будущее.

 

«Международная жизнь»: Владимир Георгиевич, расскажите, пожалуйста, о себе, где и когда родились, как занялись изобразительным искусством и стали известным у нас в стране художником-карикатуристом? 

Владимир Мочалов:  Начну словами великого русского писателя Владимира Гиляровского: «Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я – москвич!» А родился я 21 мая 1948 года в центре любимой столицы, в Старосадском переулке, в доме 5/8, в котором впоследствии «мистически» разместился Московский союз художников (знаменитый МСХ). Почему «мистически»? Да потому что я с детства мечтал стать художником-карикатуристом и быть сотрудником журнала «Крокодил». Расскажу, как это случилось. 

Однажды, будучи подростком-школьником, я из любопытства залез на чердак нашего дома. Среди тамошнего хлама увидел большую пачку каких-то журналов. Очистил ее от слоя пыли и увидел, что это – подшивка старых журналов «Крокодил» за 1940-е – 1950-е годы. Я с интересом листал издания и восхищался сатирическими карикатурами советских мастеров. Раньше я ничего подобного не видел. Там были рисунки наших знаменитых советских художников. И я загорелся идеей научиться также рисовать, как они. Ведь раньше я и не подозревал, что есть такой вид изобразительного искусства, как карикатура. Дома я брал карандаш, бумагу и старался перерисовывать крокодильские рисунки, карикатуры и шаржи на известных композиторов, писателей и других творцов, а также на зарубежные темы. Свои рисунки я вешал на стене комнаты и мечтал стать художником и работать в «Крокодиле». Так, я уже в школьном возрасте в своих местах определился со своей будущей профессией и даже с местом будущей работы. А потом отец привел меня в Дом пионеров на Покровке, в кружок изобразительных искусств, который был расположен в 15 минутах от нашего дома. Позже по совету преподавателя рисования кружка Дома пионеров Елены Ивановны я попытался поступить в Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Поступил туда не сразу. Закончил. Потом работал на фабрике «Гознака», Поступал в Полиграфический институт. Лишь с восьмого раза поступил. Учился на заочном факультете и продолжал работать на фабрике «Гознака». Отслужил в армии. И все время продолжал мечтать о работе в журнале «Крокодил». Судьба, природные трудолюбие и упорство вели меня к давней цели. Получилось, как у Александра Грина в стихе «Движении». Помните?

«Мечта разыскивает путь, –
Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь, –
Намечены пути;
Мечта разыскивает путь, –
Открыты все пути…»

«Международная жизнь»: И вам удалось превратить мечту в быль…

Владимир Мочалов:  Да, опять «мистика»? В газете «Комсомольская Правда» прочитал маленькую заметку о том, что объявлен набор в студию молодых карикатуристов при журнале «Крокодил». Подумал, - вот он, мой шанс. Собрал свои работы и отослал в редакцию. Но отклика так и не дождался. А от одного моего знакомого вдруг узнал, что его приняли, и он собирался туда на собрание. Попросился с ним. Тогда «Крокодил» находился на 12 этаже здания журнального комплекса «Правды» напротив Савеловского вокзала. Путь в редакцию тоже оказался для меня тернистым. Однако, через некоторое время меня взяли в студию. О многом хотелось бы рассказать – о замечательных людях-«крокодильцах», о гениальных художниках-карикатуристах, об отличиях «Крокодила» от других изданий, и о наших широких партнёрских связях с иностранными изданиями, с их сатириками и юмористами. Например, в редакции работали две главные карикатурные группы: «темисты», которые придумывали и предлагали темы рисунков, и художники, которые их реализовывали. Хотя бывали и исключения – сами художники изобретали свои темы. Но об этом подробнее и в другой раз. В 1969 году поступил в студию молодых карикатуристов при «Крокодиле». Два года там занимался. А мой первый рисунок в журнале был опубликован в 1973-ем. В 1979 – заместитель главного художника, а с 1983 года фактически стал главным художником этого издания, проработав в этом качестве порядка 20 лет. А в 2000-е годы у меня началась полоса персональных выставок. Первая – в 2003-ем в московском Музее современного искусства на Петрове, 25, где были выставлены около 400 моих произведений масляной живописи и графики. Потом большие персональные и коллективные выставки моих работ проходили в залах музея в Ермолаевском переулке, в Академии художеств, в Большом и Малом Манеже…

 

«Международная жизнь»:  Как опытный «крокодилец», скажите, почему в своё время так назвали журнал?

Владимир Мочалов:  Название для России, действительно, необычное. У нас ведь крокодилы не водятся. А дело, как мне рассказывали, было так. В 1922 году руководители выходившей тогда «Рабочей газеты» решили выпускать сатирическое приложение, в котором бы публиковались острые фельетоны, статьи, карикатуры. Долго думали, как его назвать. Всю ночь сидели, курили, мучительно придумывали. Наутро пришла уборщица, и стала ругаться, мол, накурили тут, крокодилы такие-то! Уставшие, измученные и сонные журналисты встрепенулись: а что, крокодил – зубастая рептилия. Это то, что нам нужно для критики пороков и недостатков! Так родилось название «Крокодил». Ну а потом издание от газеты отделилось и стало самостоятельным. Так что, «Крокодил» был основан в феврале 1922 года и выходил три раза в месяц. Символом издания стал рисунок: красный крокодил с вилами. Со временем в СССР он стал крупнейшим сатирическим изданием. Его популярность была фантастическая. Тираж достигал 6,5 миллионов экземпляров! А в газетных киосках он раскупался мгновенно. С 1932 года он выходил в издательстве «Правда». Баланс рисунков и текстов в «Крокодиле» всегда был в пользу рисунков. Считаю, что так и должно быть.

 

«Международная жизнь»:  Насколько известно, вы успешно работаете в таких жанрах, как карикатура, шарж, графика и живопись. Это связано с тягой к разнообразию?

Владимир Мочалов:  Да я все жанры люблю. Конечно, более всего обожаю карикатуру, живописные портреты, сатирические шаржи. Использую акварель, масляные краски, гуашь. Пытаюсь и в живописи использовать карикатуру…

 

«Международная жизнь»:  Какие изобразительные жанры вы хотели бы или пытаетесь освоить, какие совершенствуете?

Владимир Мочалов:  Карикатуру, графику, шаржи я освоил. Буду продолжать совершенствоваться в живописи. Хотел бы освоить скульптуру. Пока не очень получается, но я упорно продолжаю.

«Международная жизнь»:  Владимир Георгиевич, ваше творчество хорошо известно и за рубежами России. Вы побывали во многих странах. Расскажите о своей международной деятельности, где довелось побывать и с какими целями?

Владимир Мочалов:   Первая страна, в которую я поехал, - Монголия. Там была организована выставка моих карикатур. Затем со своими экспозициями мне довелось побывать в Болгарии, ГДР, несколько раз в США. Особенно запомнилась поездка в Америку в 1987 году. Она была первой и самой впечатляющей. По инициативе одного крутого американского бизнесмена, которому в руки попался наш журнал «Крокодил», в Вашингтон была приглашена наша официальная делегация во главе главным редактором Пьяновым. Это был первый в истории советско-американский обмен юмористами. У нас в стране шла горбачевская перестройка. Еще до отъезда я, будучи главным художником журнала, предложил Пьянову сделать карикатуру на Горбачева как свидетельство нашей свободы и демократии. Редакция меня поддержала. А главный редактор перепугался. Сказал, что рисунок нужно показать в отделе пропаганды ЦК КПСС. Я сделал карикатуру: Горбачев сидит на переговорах с Рейганом на фоне вооружений. Через две недели Пьянов, вернувшись из ЦК, говорит, что там сказали: для такой карикатуры на руководителя страны время еще не пришло. Приехали в Вашингтон. На пресс-конференции американские журналисты задают вопрос: а можно у вас в СССР рисовать карикатуры на руководителей, в частности, на президента Горбачева? Пьянов отвечает, что Горбачева следует не критиковать, а поддерживать. А мне шепнул, мол, иди и рисуй…

А потом, на одной из встреч, известный тогда ведущий комментатор «Голоса Америки» Виктор Французов мне сказал: «Владимир, вы могли бы здесь, в Штатах, зарабатывать большие деньги!..». А я в ответ лишь ухмыльнулся. А тогда мы объездили семь американских штатов и всюду рассказывали о нашем журнале «Крокодил». 

Сейчас я поддерживаю связи со многими друзьями-карикатуристами разных стран. Участвую в творческих конкурсах и в их жюри. Моя международная деятельность состоит именно в работе. Так, помимо США мне с выставками и в составе делегаций довелось бывать и в Мексике, и на Кубе, и в Эквадоре, и в Японии, и в Китае, а также во всех странах Восточной и Западной Европы. И, надо отметить, что наши карикатуры, юмор, сатиру и шаржи во всех странах коллеги, публика, юмористы и сатирики воспринимали и воспринимают очень доброжелательно и охотно.

Готов немного похвастаться: в моем активе только карикатур несколько десятков тысяч. Завоевывал многочисленные призы, медали и удостоверения в конкурсах и выставках карикатуры в различных странах Европы, Америки, Азии и Австралии.

Бережно храню благодарности от Русского Дома в Берлине, от Российского центра культуры Мадрида, от посольства Российской Федерации в Киото, Эквадор и так далее.

«Международная жизнь»:  А теперь немного о грустном. Как прекратил свое существование журнал «Крокодил?»…

Владимир Мочалов:  Увы! Вот уже 21 год, как с нами нет этого сатирического журнала. «Крокодил» закончил свою жизнь в 2000 году. Годом раньше главный редактор сказал, что мы будем выпускать акции и продавать их инвесторам. Я в 1999 году уже стал и замом главного редактора, и тогда же заявил, что всё, на этом «Крокодил» закончился. Мне не поверили и смотрели на меня в редакции, как на врага. Ведь я отказывался продавать свою акцию. Тогда и я тоже акцию отдал. Инвесторы-банкиры скупили их и стали жёстко диктовать свои условия. Изменили журнал кардинально. Сначала выбросили карикатуры. Оставили только тексты, в основном интервью со звёздами, и сохранили само название. А еще стали публиковать телепрограмму неделю. Читатель такую политику не принял. Тираж резко упал. И банкиры из-за бесприбыльности закрыли журнал, а нас всех уволили. Нас осталось четверо «крокодильцев», которые решили возродить журнал, назвав его «Новый крокодил». Но его в министерстве печати не регистрировали. Тогда убрали из названия одну букву. Зарегистрировали. Но финансы «запели романсы» и мы были вынуждены прекратить издание. Есть ли надежда на возрождение? Есть! И я об этом постоянно думаю. И продолжаю много работать. У меня всегда были хорошие связи с другими СМИ. Работал иллюстратором в журнале «Юность», «Сельская молодежь», сотрудничал с такими изданиями, как «Московская правда», «Известия», «Собеседник», был художественным редактором журнала «Новое время», работал с «Новым русским словом». Даже стал автором сатирических карикатур в телепередаче «Мультличности»…

«Международная жизнь»:  О чем мечтает художник Мочалов?

Владимир Мочалов: Мечтаю дожить до 99 лет и не потерять разум, продолжая работать. Почему не до 100 лет? Сто – это слишком много. Хотя знаменитый карикатурист-«крокодилец» Борис Ефимов прожил 108 лет, продолжая рисовать…

 

«Международная жизнь»:  Владимир Георгиевич, а если серьёзно?

Владимир Мочалов:  Прежде всего, считаю, что в том или ином виде «Крокодил» должен возродиться. Причем, с его международной тематикой. Такой журнал нужен нашему обществу, народу, да и властям тоже. Почему? «Крокодил» вновь встанет на защиту наших глубинных российских ценностей, на защиту национальной, здоровой нравственности, традиций и глобальных, международных интересов страны и всего человечества на фоне обострения мировой обстановки. У нас в России много талантливых художников-карикатуристов, которые сегодня не имеют своего печатного органа и фактически сидят без работы. Придет время и что-то подобное «Крокодилу» у нас в стране снова появится. Я в это верю. Это мое кредо, мечта и задача. 

 

«Международная жизнь»: Спасибо, Владимир Георгиевич, за интересную беседу. С прошедшим вас Днем рождения, желаем вам здоровья и новых творческих удач!

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати