В свете очередного витка международной напряженности Прага выдвинула новые обвинения в адрес России. Как выяснилось, знаменитые герои мемов Петров и Баширов в октябре 2014 года взорвали два склада
с оружием в Чехии, а затем отравили «Новичком» одного из владельцев хранившихся там боеприпасов. В итоге Украина не получила прекрасное чешско-болгарское оружие и снаряды, что помешало ей отстоять Донбасс.
К расследованию тут же подключились «The Insider» и «Bellingcat», судя по всему получающие «данные» для своих расследований напрямую от западных спецслужб, которые еще прошлой осенью «выяснили», что владелец складов, болгарский оружейный торговец Емельян Гебрев был отравлен «Новичком». Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. На самом деле на наших глазах окончательно формируется дипломатия «бездоказательных обвинений», изобретение 21-го века в стиле британского «хайли лайкли» и чешского «подтвержденного доказательства».
Даже во времена холодной войны действовало правило «не пойман, не вор». Действовало и другое правило - предъявленные объективные улики никто не опровергал. Глупо выглядеть в глазах мировой общественности не хотели ни в Вашингтоне, ни в Москве, ни в Лондоне. Однако во втором десятилетии 21 века родилась новая практика – обвинения на основе «доказательств», которые вызывают вопросы. Развитие высоких технологий позволяет создать все: убедительные копии паспортов, записи с камер наблюдения, поддельные телефонные разговоры. При этом подконтрольные разным сторонам эксперты дают диаметрально противоположные оценки подобных доказательств, а нейтральные арбитры попросту отсутствуют. Вот и появляются в западных медиа два суперагента Петров и Баширов, которые безнаказанно ездят по Европе и самыми грязными способами защищают интересы Кремля. История их похождений не выдерживает никакой критики, «офицеров ГРУ» приплетают к каждому скандалу, упорно при этом избегая какого-либо логического анализа их предполагаемой деятельности.
Давайте задумаемся, почему ГРУ Генштаба, ФСБ и СВР России, имеющие столетнюю историю структуры со своими исследовательскими институтами, своей медицинской базой, многолетней историей успешных диверсий вообще используют «Новичок». Судя по всем скандалам, это какое-то абсолютно не смертельное вещество, вызывающее легкое недомогание. Неужели в 21 веке одни из лучших спецслужб мира не обладают чем-то более серьезным? К примеру, ядами, которые не обнаружить в организме? Или, напротив, если нужно показательное наказание, какими-либо боевыми отравляющими веществами, после которых перебежчик, или просто враг России будет мучительно умирать несколько дней, разваливаясь на куски. Наконец, можно просто заразить нежелательного человека смертельной болезнью. В годы «Холодной войны» как только не делали. Почему же сейчас все российские спецслужбы стали такими горячими поклонниками «Новичка»? А может быть дело в том, что «и волки сыты, и овцы целы». При желании и команде сверху симптомы и остаточные следы «Новичка» оказывается можно найти в организме каждого оппозиционера, сбежавшего на Запад. Это даже стало своеобразным знаком качества. Вспомним Петра Верзилова, который сам (кстати в печально известной клинике «Шарите») доказывал, что его «точно» отравили. Простите, господа, но приходится признать, что признанная западным политическим истеблишментом «попытка отравления» здорово повышает статус российских борцов с режимом.
Впрочем, еще более важным является вопрос, зачем вообще травить оппозицию и перебежчиков? Любой мучительно умерший «борец за демократию» это находка для противников Кремля, это мученик, который станет знаменем протестов. Собственно, поэтому возникает и вопрос, насколько целесообразно показательно игнорировать любое давление запада, сажая Навального, который теперь стал классическим «узником режима». Вспомним, такой же статус получил и «эффективный бизнесмен» Ходорковский, а в заключение его привели политические амбиции и, давайте смотреть правде в глаза, неразборчивость в средствах при строительстве своей бизнес-империи. Но чешское «дело о взрывах» превзошло по возникающим вопросам к нему, отсутствию логики и уровню подделки улик все предыдущие. Это своеобразная квинтэссенция «дипломатии бездоказательных обвинений». Спустя 6 с половиной лет после взрывов в местечке Врбетицы Чехия официально обвинила Петрова, Баширова и ГРУ Генштаба в их организации. При этом возникает несколько неудобных вопросов. Первое, чем занималась все эти годы чешская контрразведка, у которой под носом разъезжают российские разведчики, особо даже внешность не меняющие? Второе, почему объявленный владельцем оружия
и боеприпасов господин Гебрев в феврале 2019 заявляет «Bellingcat», что планировал поставку военных товаров на Украину, но вскоре стал это отвергать.
Далее, почему Чешское правительство само признает, что толком не знало, что лежит на складах. Создается впечатление что в данном случае оно косвенно расписывается в собственной безответственности. Хорошо еще что Петров и Баширов «взорвали» его, а не вывезли на Донбасс. Наконец, возникает вопрос ко всем европейским обывателям, на которых рассчитан незатейливый пропагандистский ход – неужели они верят, что на всю Россию приходится ровно два спецагента, которые затыкают любые дыры? В прошлом остался страх перед инфильтрованными в Европу российскими диверсионными группами? На первый план пропаганды вышли два немного комичных русских «Джеймса Бонда», которые любят «смотреть знаменитые шпили».
Однако развитие ситуации с чешскими взрывами показало, что даже подготовка пропагандистской акции не очень подготовлена. Не взирая на скандал с взаимной высылкой дипломатов старый опытный политик – чешский президент Милош Земан не поленился в выходной день, 25 апреля сделать чрезвычайное заявление, в котором поставил под сомнение выдвигаемую некоторыми членами правительства «шпионскую версию» взрывов. Земана можно понять, с одной стороны в парламентской Чехии он фигура во многом декоративная, с другой, политику уже под 80 и он очень не хочет выглядеть дураком в глазах историков. Тем более, его заявление особо ни на что не повлияет. Если надо для развития скандала, чешские спецслужбы представят даже отпечатки пальцев Петрова с Башировым, которые не могли найти больше 6 лет.
Впрочем, у тех, кто придумывал «гениальный» пиар ход с обвинением ГРУ во взрывах шестилетней давности должно и без старика Земана хватать проблем. Вообще, создается впечатление, что всю эту операцию разрабатывал стажер Госдепартамента, взятый на госслужбу в рамках политики поддержки BLM, а не за какие-либо способности. По сути, авторы скандала с «новым расследованием взрывов» расписались в том, что Чехия с 2014 года была площадкой для транзита устаревших припасов и вооружения на Украину. То есть чехи, которые, как свидетельствует история вообще не очень разборчивы в торговле оружием, закрывали глаза на различные мутные комбинации военным снаряжением непонятного происхождения и на этом зарабатывали. Причем, поставки были организованы настолько плохо, что пара складов взлетела на воздух, унеся чешские жизни и оставив несколько десятков человек без жилья. Хотя, конечно, дойди снаряды до заказчика, жертв было бы больше. Правда, может они и не должны были доходить до украинских позиций? Ведь судя по синхронным, прямо сдирежированным заявлениям чешских политиков, у этой истории было очень много интересантов. Возможно, на самом деле, главная интрига событий 6-летней давности в Врбетицах «кто стоял за поставкой крупной партии боеприпасов и успел ли ее оплатить украинский заказчик до взрыва»?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs