В своей книге 1857 года «Надвигающийся кризис Юга» Хинтон Роуэн Хелпер утверждал, что рабство деформировало экономику Юга и привело к обнищанию населения региона. Плантаторы отказывались инвестировать в образование, в предпринимательство, в общество в целом, потому что им это было не нужно. Но Хелпер беспокоился не о порабощенных чернокожих, с которыми жестоко обращались те, кого он называл «лордами плети»; он беспокоился о белых рабочих на юге, низведенных рабовладельческой экономикой и ее правящими олигархами в «выгребную яму невежества и деградации».
Эта идея Хелпера проходит и в новой книге Хизер Макги «Сумма нас». Автор – потомок рабов, очень обеспокоена положением чернокожих американцев и ясно дает понять, что основными жертвами расизма является цветное население. Но книга «Сумма нас» основана на идее о том, что мало что изменится, пока белые не поймут, чего расизм им тоже дорого обошелся.
Материальное наследие рабства ощущается и по сей день, считает Макги. Это отражается в снижении заработной платы и ограниченном доступе к медицинскому обслуживанию на землях, входивших в бывшую Конфедерацию. Но это упадок, который больше не относится к только этому региону. «В значительной степени,- пишет она,- история опустошения американского рабочего класса - это история экономики Юга с ее глубоким наследием эксплуататорского труда и практики «разделяй и властвуй», перешедшей на общенациональный уровень.
В нескольких местах книги Макги читателю может прийти на ум старая поговорка: «назло родителям отморожу себе уши», хотя автор предпочитает менее страшную метафору — осушенный бассейн. Большие общественные бассейны были роскошными эмблемами общего досуга в первые десятилетия 20-го века, пользоваться которыми могли исключительно белые американцы до тех пор, пока от них не потребовали открыть бассейны для общего пользования всеми. Макги посетила место одного такого бассейна в Монтгомери, в штате Алабама. Бассейн осушили и залили цементом в 1959 году, так что никто, ни белый, ни черный, никогда не сможет больше в нем искупаться.
Это саморазрушительная форма исключения, решимость не делиться ресурсами, даже если в конечном результате пострадают все. Макги пишет о здравоохранении, избирательных правах и окружающей среде; она доказывает, что белые американцы были погружены в понятие «нулевой суммы» — что любые выгоды другой группы должны быть получены за счет белых людей. Автор приводит данные социологов, которые обнаружили, что белые респонденты считали, что предубеждения в отношении белых были более распространены, чем предубеждения в отношении черных, хотя по любым фактическим меркам это не так. Этот стесненный менталитет является еще одним наследием рабства. (…) Мышление с нулевой суммой «всегда гарантировано приносило пользу лишь немногим, ограничивая при этом потенциал остальных из нас, а следовательно, и всего человечества», считает автор.
Подготовил П Журавлев по материалам The New York Times.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs