ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Борьба за пост канцлера ФРГ и прогнозы внешней политики Берлина

11:42 23.12.2020 • Андрей Кадомцев, политолог

15-16 января будущего года пройдет съезд партии Христианско-Демократический союз (ХДС), являющейся главным участником нынешней правящей коалиции в Германии. Первоначально съезд должен был пройти весной. Затем дату перенесли на декабрь. И вот теперь – на январь. Всё из-за эпидемии и ограничений на массовые мероприятия. В ходе высшего партийного форума, который будет проведен полностью в онлайн формате, 1100 делегатов должны будут выбрать нового лидера партии, который, с высокой вероятностью, окажется и главным претендентом на пост федерального канцлера.

Сумятицу в немецкое политическое пространство собственноручно внесла Ангела Меркель, когда в декабре 2018 году покинула пост председателя ХДС, сохранив, однако, должность канцлера. Такой шаг казался разумным на фоне резкого падения результатов партии на выборах 2017 года. Однако в дальнейшем быстро возникла двусмысленная ситуация, при которой преемница Меркель во главе ХДС, Аннегрет Крамп-Карренбауэр (известна по аббревиатуре АКК), воспринималась и партийцами, и избирателями как «наследница» уходящей канцлерин[i], но оказалась сильно ограничена в проведении самостоятельной линии. В феврале нынешнего года АКК не смогла купировать скандал вокруг местных организаций ХДС и либеральной СвДП, обратившихся за поддержкой к «парии» немецкой политики, «Альтернативе для Германии» (АДГ), при голосовании о назначении премьер-министра Тюрингии. На фоне снижающейся популярности в партии и среди населения ФРГ, Крамп-Карренбауэр заявила о своей отставке с поста председателя ХДС[ii], а также об отказе от претензий на роль кандидатки на пост канцлера.

Следующие парламентские выборы в Германии должны пройти в период с 25 августа по 24 октября 2021 года. Если только в стране не будет введено военное положение. Или если нынешняя правящая коалиция не развалится под тяжестью растущих противоречий. По данным соцопросов, проводившихся в течение года, в январе 2020 года за ХДСХСС были готовы проголосовать 26-28 процентов опрошенных. За «Зеленых» - в районе 20-ти, за СДПГ и «Альтернативу для Германии» примерно по 14 процентов, за «Левую партию» - до 9 процентов. К концу года, голоса опрошенных распределяются следующим образом: ХДСХСС – 35-37 процентов, «Зеленые» - 18-20, СДПГ – 15-17, «Альтернатива для Германии» - 8-10, «Левые» - порядка 8 процентов.[iii]

Как нетрудно заметить, за минувшие 12 месяцев, прошедших в тяжелых условиях пандемии коронавируса и вызванных ею социально-экономических потрясений, ХДСХСС сумела существенно нарастить свою популярность среди избирателей. В таких условиях, партии необходим лидер, который сумеет, по меньшей мере, не растерять имеющееся преимущество хотя бы в течение времени оставшегося до выборов. И, при этом, человек, доказавший свою способность на заключение эффективных компромиссов с другими партиями. Поскольку следующее правительство Германии, по всем имеющимся прогнозам, также будет коалиционным. Наконец, ХДС приходится считаться с растущей популярностью «Зеленых», поэтому наиболее успешный кандидат должен ассоциироваться с «прогрессивной климатической повесткой».

В качестве претендентов на пост главы ХДС выступили три формально достаточно опытных политика, тем не менее, «и близко» не обладающих ни популярностью, ни политическим масштабом Ангелы Меркель.

65 летний Фридрих Мерц (Friedrich Merz), бывший лидер фракции ХДС в Бундестаге - «Старый соперник Меркель». Уступил ей свою парламентскую должность в 2002 году. В 2009 ушел в большой немецкий и американский бизнес. Вновь вернулся в политику в 2018, вступив в борьбу за пост преемника Меркель в ХДС. Проиграл АКК чуть более 3% голосов. Пользуется особой популярностью среди молодых консервативных членов партии. Мерц предлагает ХДС путь «вправо». Критики обвиняют его даже в готовности «заигрывать» с повесткой и риторикой «крайне-правой» АДГ.

59-летний Армин Лашет (Armin Laschet), премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия. Наблюдатели называют «либерал-центриста» Лашета «близким союзником и сторонником Меркель», «ставленником партийной элиты». Главный политический актив Лашета – контроль над самой густонаселенной федеральной землей, и самой многочисленной региональной парторганизацией. Считается, что Лашет - мастер компромиссов, которому будет легче двух других кандидатов договариваться о возможных коалициях с «Зелеными» или социал-демократами. С другой стороны, как премьер федеральной земли, Лашет не очень хорошо показал себя в борьбе с пандемией. А репутация «наследника стиля Меркель» вызывает отторжение у части членов ХДС.

Третий претендент – 55-летний Норберт Рёттген (Norbert Röttgen), глава комитета Бундестага по иностранным делам. «Центрист», напоминающий по многим своим взглядам Лашета. Занимал должность министра по вопросам окружающей среды в 2009-2012 годах. Считался в то время «любимчиком» Меркель. Однако был уволен ею после разгромного поражения на региональных выборах в Северном Рейне-Вестфалии.

Как представляется, если большинство членов ХДС решат двинуть партию «влево», чтобы попытаться отобрать часть электората у «Зеленых», то Лашет или Рёттген могут стать предпочтительным выбором.

Еще одним потенциальным кандидатом на пост канцлера Германии является 53-летний Маркус Зёдер (Markus Söder) – глава союзной христанским-демократам ХСС и премьер-министр Баварии. Пользуется поддержкой среди консервативных избирателей. Публично, Зёдер скорее открещивается от желания занять пост главы правительства страны. Тем не менее, его называют «человеком широких амбиций, который без устали раздаёт интервью и участвует в ток-шоу». Растет и популярность баварского премьера, поскольку эта федеральная земля лучше других субъектов ФРГ справляется с пандемией.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и министра здравоохранения ФРГ Йенса Шпана (Jens Spahn). Шпан официально не участвует в гонке за лидерство в ХДС. Тем не менее, 40-летний министр, находящийся на переднем крае борьбы с коронавирусом, в настоящее время входит в тройку самых популярных немецких политиков.

В середине декабря, о своем намерении бороться за пост главы ХДС объявил 64-летний бизнесмен Андреас Ритценхофф (Andreas Ritzenhoff). Ритценхофф уже пытался возглавить ХДС в 2018 году. И «с треском» проиграл всем остальным кандидатам. В настоящее время, хаотичные публичные заявления Ритценхоффа выглядят, скорее, как попытка «в последний момент» выступить «за все хорошее против всего плохого». Не исключено, что Ритценхофф и вовсе является «спойлером», призванным оттянуть голоса от одного из трех ведущих кандидатов.

До вступления Ритценхоффа в гонку, в октябре, согласно опросу ZDF Politibarometer, Мерц набрал 30 процентов голосов, Лашет 27, а Рёттген 25 процентов. Не менее одной пятой респондентов не готовы поддержать ни одного из трех кандидатов. При всём том в поддержку баварца Зёдера как потенциального кандидата в канцлеры высказались в октябре 58 процентов опрошенных.[iv] В середине декабря, но до объявления Ритценхоффа о намерении баллотироваться, The Financial Times, со ссылкой на «недавние опросы», отдавала первенство Мерцу, ставя Лашета на второе место[v].

Среди остальных немецких партий в борьбе за пост канцлера имеют шансы «Зеленые» и социал-демократы. В течение уходящего года, «Зеленые» (официальное название «Альянс 90 Зеленые») закрепились в качестве второй по номинальной популярности политической силы ФРГ. Данные соцопросов позволяют предполагать, что, когда бы не прошли следующие выборы, их наиболее вероятным исходом станет возвращение «Зеленых» в федеральное правительство. Не исключают, что представитель «Зеленых» может стать следующим канцлером Германии.

Два года назад во главе партии встали 51-летний Роберт Хабек (Robert Habeck) и 40-летняя Анналена Бербок (Annalena Baerbock), «телегеничные» политики, «прагматики новой формации», отмечает The Economist. Хабек, писатель, бывший министр земли Шлезвиг-Гольдштейн, является в настоящее время одним из самых популярных немецких политиков. Бербок, заседает в Бундестаге. Оба придерживаются схожих взглядов по ключевым вопросам. Пользуются поддержкой подавляющего большинства однопартийцев. При новом руководстве «Зеленые» показали себя очень гибкой политической силой, готовой на региональном уровне вступать в коалиции как с консерваторами, так и с левыми. Исключением является лишь АДГ. Вместе с тем, появление реальных шансов на получение поста главы правительства способно перессорить как лидеров «зеленого» «тандема», так и партию в целом.

Наконец, среди потенциальных претендентов на пост канцлера Германии, следует упомянуть нынешнего вице-канцлера и министра финансов в правительстве Меркель Олафа Шольца (Olaf Scholz). В августе СДПГ официально объявила, что Шольц возглавит партийный список на выборах 2021 года, а также номинирован кандидатом в канцлеры. Глава минфина существенно нарастил свою общенациональную популярность благодаря предпринимаемым решительным мерам по поддержке немецкой экономики в ходе пандемии коронавируса. В настоящее время, Шольц, согласно данным опроса телеканала ZDF, занимает 3-е место по популярности среди всех немецких политиков.

Многих, как в Европе, так и в мире, волнует вопрос о внешнеполитических воззрениях потенциальных кандидатов на пост лидера Германии. «Германский вопрос» - снова в европейской повестке. ФРГ неуклонно усиливает свое доминирование в экономике и финансовой сфере Евросоюза. На волне смятения и сомнений, которые внес в ряды Запада Трамп, Берлин подавал сигналы о претензиях на роль альтернативного лидера. Порой, даже демонстрировал способность противостоять давлению Вашингтона.

По мнению Йозефа Йоффе, сотрудника Института Гувера Стэнфордского университета, Мерц идет на выборы главы ХДС с идеей возрождения и дальнейшего укрепления трансатлантических связей. «Негласный девиз» Лашета – ««ещё четыре года меркелизма»: никаких внезапных поворотов во внутренней или внешней политике»». Рёттген придерживаетсянаиболее жесткой позиции «в отношении России и Китая». Вместе с тем, отмечает Йоффе, не вызывает сомнений, что все три ведущих кандидата «не собираются» порывать с политикой Меркель драматичным образом. Выступают за разную степень «преемственности» курса.[vi]

В свою очередь, Дмитрий Стратиевский из Берлинского Центра изучения Восточной Европы указывает, что Мерц в 2019 году, в интервью СМИ поддержал санкции против РФ, призывал к «давлению» и «последовательности». Лашет старается балансировать. «Он проявляет интерес к отношениям с РФ» … «выступает за тесную кооперацию с Россией», которая необходима в решении «многих мировых вопросов»». В то же время, Лашет поддерживает антироссийские санкции и «выражает поддержку Украине». Рёттген – «является наиболее последовательным и жестким критиком Кремля». Зёдер, как премьер имеющей обширные связи с РФ Баварии, в одно и то же время поддерживает и сотрудничество с Москвой, и санкции против нее. Наконец, Йенс Шпан, еще до назначения министром, «резко высказывался о российской внешней политике и критиковал другие партии, проявляющие, по его мнению, излишнюю мягкость в этом направлении».[vii]

Среди всех ведущих немецких партий, СДПГ наиболее расположена к развитию отношений с Москвой. В декабре прошлого года новое руководство партии призывало дать жесткий ответ на санкции США против «Северного потока-2». Представляющий социал-демократов глава МИД ФРГ Хайко Маас регулярно высказывается за большую самостоятельность Германии и Евросоюза в международных делах. Вместе с тем, готовность СДПГ к большей гибкости и реализму в диалоге с Россией не означает, к примеру, отказа от европейской санкционной политики.

Что касается внешнеполитической платформы «Зеленых», то они поддерживают политику сдерживания как на китайском, так и на российском направлении. В частности, партия последовательно выступает против проекта «Северный поток-2». Одновременно, руководство «Зеленых» скептически относится к идее повышения военных расходов в рамках НАТО, склоняясь к расширению военной кооперации с другими членами ЕС.

Несмотря на категоричность заявлений Ангелы Меркель, продолжают ходить разговоры о возможности ее выдвижения на пятый срок. Особенно в нынешних чрезвычайных условиях. Сбудутся подобные предсказания или нет, следующее правительство ФРГ по-прежнему будет коалиционным. Его политика окажется результатом многочисленных компромиссов. А немецкий курс в отношении России будут, по всей видимости, определять люди с иными, чем сегодня, взглядами на внешнеполитические интересы Германии.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[i] Меркель заявила о намерении покинуть большую политику в 2021 году.

[ii] Крамп-Карренбауэр остается номинальной главой партии до избрания нового председателя.

[iii] https://en.wikipedia.org/wiki/Opinion_polling_for_the_2021_German_federal_election

[iv] https://uk.finance.yahoo.com/news/german-election-2021-the-men-who-would-be-angela-merkel-000126302.html

[v] https://www.ft.com/content/f9f6628b-03a2-4133-b91e-c8e414208d64

[vi] https://inosmi.ru/politic/20201215/248756727.html

[vii] https://www.ridl.io/ru/posledovatelnye-kritiki-kremlja/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати