Председатель Временной комиссии Совета Федерации (СФ) по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России, член Комитета СФ по международным делам Андрей Климов провел в формате видео-конференц-связи «круглый стол» Временной комиссии «О зарубежных попытках использовать постсоветское пространство (ближнее зарубежье) с целью дестабилизации политической системы России».
Начиная обсуждение А.Климов отметил, что «круглый стол» никак не связан с выборами в Соединенных Штатах, так как закон PL 115-44, определяющий политику США в отношении России был принят еще в августе 2017 года, но он будет продолжать действовать, и в нем наша страна названа противником открыто. Этот закон предлагает «закрыть все лазейки для России». Достигается это разными путями, и это в законе прописано. В этом контексте ведущий предложил поговорить о попытках вмешательства третьих стран с территории постсоветского пространства в дела Российской Федерации, и о наших мерах реагирования. Он напомнил, что именно сейчас в Государственной Думе начинается рассмотрение пакета законодательных предложений, направленных на защиту суверенитета России, в том числе в области информации. Речь идет, в первую очередь, о регистрации зарубежных средств массовой информации в качестве «иностранных агентов». Прежде, чем дать слово приглашенным экспертам, сенатор озвучил статистику недружественных актов в отношении России со стороны США. Так, по его сведениям, с территории Америки по нашей стране было проведено от 48 до 52 % общего количества кибератак на существенные объекты и узлы в России.
Выступивший затем член президиума Совета по внешней и обороной политике, ветеран Службы внешней разведки Андрей Безруков рассказал о системе принятия политических решений в США. Во-первых, по его словам, основную роль в этом механизме играют не администрация Президента, не Конгресс и не политические партии, а «мозговые центры». При так называемой открытой политической системе, это государство не производит идей, идеи привносятся в государство в ходе избирательного процесса, в ходе ротации элит (республиканцы и демократы), а ротация элит у власти происходит постоянно. Есть, конечно, в США и государственные институты, которые занимаются аналитикой. Например, есть Congressional Reset, есть соответствующие институты при разведсообществе и при Пентагоне. Но основные бюджеты вложены в частные учреждения. Так, например, несколько лет назад бюджет Brookings Institution составлял 496 млн долларов, Carnegie Endowment – 346 млн долларов, RAND Corporation – 456 млн долларов, Council of Foreign Relations – 492 млн долларов, Heritage Foundation –238 млн долларов, American Enterprise Institute – 232 млн долларов. Безруков утверждает, что решение по поводу политики в отношении России консенсусное. Могут быть отдельные нюансы между республиканцами и демократами, но базовые посылы – общие.
Член Общественной палаты РФ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека Мария Бутина остановилась на вопросах кибербезопасности, из-за которой после учебы в американском университете отбывала в США тюремный срок по закону об иноагентах (Foreign Agents Registration Act [FARA] − «Закон о регистрации иностранных агентов»). По ее наблюдениям, сейчас в США воспитывают новое поколение, причем не только технических специалистов в области кибербезопасности, но и гуманитариев, которых учат работать командой и проталкивать на международном уровне универсальные нормы киберконфликта, киберпространства и цифровой среды. Говоря о законе FARA, Бутина отметила, что Соединенные Штаты очень активно критикуют и делают информационные вбросы, касающиеся нашего законопроекта по иноагентам, но у себя они достаточно детально и внимательно смотрят на ситуацию с возможным иностранным влиянием. С 1938 года, когда был принят этот закон, зарегистрировано 40 307 иноагентов. Сейчас на их территории официально действующими признаны более двух тысяч физических лиц и 685 юридических лиц.
По мнению экс премьера-министра Украины Николая Азарова, после госпереворота на Украине установилась марионеточная, полностью зависимая от США власть. Поэтому предложения в рамках нормандских форматов или минских соглашений и их реализация блокируются американцами и теряют свою эффективность. Он полагает, что на протяжении последних семи лет Киев стремится проводить такую политику, которая бы нанесла максимальный ущерб России на всех направлениях. В политической сфере − это инициативы по введению дополнительных санкций. В экономическом плане − это блокирование транзитных потоков газа и нефти, реализация политики высоких тарифов, беспрерывные судебные иски. Практикуются запреты на поставку в Россию не только продукции стратегического назначения, но и товаров другой номенклатуры. На информационно-пропагандистском направлении Киев не брезгует многочисленными фейками. Сейчас им распространяется информация, что российская вакцина против COVID-19 неэффективна и, наоборот, даже вредна. К этому добавляются различные диверсии украинских спецслужб: от подрыва линий электропередачи в зимний период, до прекращения подачи воды в Крым. Сюда же входит блокада поставок продуктов и организация провокаций по проходу кораблей через Керченский пролив. В военном измерении Украина заключила соглашение с Великобританией, сателлитом Соединенных Штатов, о строительстве четырех военно-морских баз. Это Бердянск, Мелитополь, Очаков и Николаев. Стратегическая задача – запереть Черноморский российский флот, лишить его возможности совершения действий по обороне южных рубежей России. Азаров считает, что действия киевских властей не нацелены на развитие Украины как государства. Они выполняют сугубо прикладную задачу – постоянно дестабилизировать юго-западную границу России. Надежда на то, что эта марионеточная власть поменяет свою политику, с его точки зрения, наивна.
Андрей Савиных, Председатель Постоянной комиссии Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь призвал быть внимательнее к формам западного вмешательства во внутренние дела суверенных постсоветских государств. Очень часто оно маскируется классической общественной повесткой дня международного сотрудничества и осуществляется в рамках программ, которые, якобы, нацелены на обеспечение устойчивого развития, достижение гендерного равенства, различные программы спасения климата. Главная проблема: отделить конструктивную повестку дня и объективные форматы взаимодействия от механизмов политико-социального манипулирования, где конечная цель Запада – разрыв отношений между Минском и Москвой.
Советник Министра обороны РФ Андрей Ильницкий представил свою экспертную позицию по военной составляющей проблематики «круглого стола». Он считает, что следующей целью, исходя из вышедшего в октябре доклада RAND Corporation «Россия – НАТО: безопасность на Черном море», посвященного новой стратегии экономического и политического сдерживания Российской Федерации в Южной Европе, будет перенапряжение ситуации в черноморском макрорегионе. По каждой из стран этого региона, начиная с Армении и заканчивая Молдавией, и, разумеется, по странам-членам НАТО, предлагается отдельное решение или программа, и эта отдельная программа имеет наступательное свойство. Еще одной стороной военного аспекта доктрины США в отношении России эксперт назвал перевод киберкомандования, входящего пока в АНБ, в военную разведку, – это 6 тысяч интеллектуалов (по неофициальным данным 18 тысяч).
Свою точку зрения на попытки вмешательства в дела России с территории стран Прибалтики представил член Общественной палаты Михаил Аничкин. Он отметил, что, демонстрируя озабоченность возможной российской агрессией, Прибалтика все более втягивается в агрессивные планы США и НАТО. Более 30 лет она является экспериментальной площадкой по корректировке итогов Второй мировой войны и снятия с Германии бремени единственного виновника и главного военного преступника XX века. Заниматься антироссийской и русофобской пропагандой Латвии, Литве и Эстонии помогают финансово, дипломатически и интеллектуально западные доноры – их нынешние военные союзники. Аничкин подчеркивает, что сами страны Балтии активно работают на подрыв России: в них располагаются тренировочные лагеря для участников протестов; до недавнего времени в Вильнюсе проходили ежегодные съезды несистемной оппозиции, финансируемые из-за рубежа. 20 ноября 2020 года прошел девятый по счету Форум свободной России, на котором политологи, экономисты и активисты обсуждали актуальные проблемы современной России. Из-за пандемии и закрытых границ мероприятие провели в прямом эфире в YouTube.
Директор по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Петр Лидов-Петровский рассказал об условиях работы в режиме «иностранного агента» редакций и отдельных журналистов его информагентства в США. RT и Sputnik были признаны иноагентами в 2017 году. С того времени каждый день эти СМИ (а это полноценные редакции) занимаются тем, что загружают весь произведенный контент (радио- и телепрограммы) на сайт Минюста США. Не Министерство юстиции должно у них взять, а они сами представить. Каждые шесть месяцев – полная финансовая отчетность по каждому сотруднику – все деньги, которые он получил, как израсходовал, включая телефонные звонки. Понятно, что это влияет на людей. Основная цель – очень простая: сделать так, чтобы журналисты не хотели там работать. Петровский не называет это государственным террором, но это, конечно, «изматывание».
Ведущий «круглого стола», сенатор А.Климов, подводя итоги обсуждения, выразил надежду, что скорейшее принятие Государственной Думой и Советом Федерации пакета законодательных инициатив, призванных защитить россиян от негативного воздействия извне, позволит существенно ограничить информационную и административно-юридическую агрессию со стороны иностранных государств.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs