По данным СМИ, на выборах президента США победил Джо Байден, он уже заявил о своей победе. Президент-республиканец Трамп пока что не признал поражение, его адвокаты подают иски в суды различных штатов с требованиями приостановить подсчет голосов и расследовать предполагаемые нарушения. Актуальную политическую ситуацию в США комментирует политолог Виктор Олевич
Дональд Трамп проиграл своему сопернику Джозефу Байдену в слишком большом количестве колеблющихся штатов, чтобы воспринимать его инсинуации о массовых фальсификациях всерьез. В рамках американской судебной системы его заявление и надежды на изменение результатов выборов в принципе бесперспективные.
Согласно американскому избирательному законодательству, каждый штат в США должен в срок до 8 декабря, то есть не позже 8 декабря, сертифицировать, т.е. подтвердить итоги выборов в штате. Те итоги подсчетов или пересчётов, если они назначены судебной инстанцией, которые остаются на момент 8 декабря, считаются официальными и финальными. Через 6 дней после этой даты, 14 декабря в Вашингтоне собирается коллегия выборщиков и формально избирают следующего президента. В данном случае – это будет Джозеф Байден.
Для победы на президентских выборах будущий президент должен получить как минимум 270 из 538 голосов выборщиков. В случае Джозефа Байдена - он с излишком получил голоса выборщиков, если считать все штаты, включая колеблющиеся. Так как перевес в голосах слишком существенный для того, чтобы быть каким-либо образом измененным. Рассчитывать на то, что администрация Трампа еще сможет как-то что-то изменить, уже не приходится.
По сути, выборы состоялись. Голоса подсчитаны. Победитель объявлен. А администрация Трампа просто использует такой вид черного пиара для попытки делегитимизировать победителя выборов. Дело в том, что Трамп не первый раз пытается делегитимизировать своих оппонентов, соперников и других политиков различными ложными заявлениями. Я напомню, что, когда его предшественник Барак Обама был президентом, Дональд Трамп постоянно заявлял, что Обама, якобы не родился на территории США и якобы он родился в Африке, в Кении, что он, дескать, не имеет права, согласно американской конституции, занимать пост президента. Трамп заявлял, что готов это доказать, но никаких доказательств так и не было предоставлено. Эти сведения были ложными. Барак Обама действительно родился на Гавайских островах, т.е. на территории США, и имел право избираться президентом. Когда Дональд Трамп победил на предыдущих президентских выборах в 2016 году, как известно, он опередил свою соперницу из демократической партии – Хиллари Клинтон по голосам выборщиков. Но Хиллари Клинтон опередила его по голосам избирателей. У Дональда Трампа было на 3 миллиона голосов меньше, чем у Хиллари Клинтон. Тем не менее Трамп заявлял в 2016-2017 гг., что якобы он опередил Хиллари Клинтон не только по голосам выборщиков, но и в прямом голосовании. Конечно же, это тоже не соответствовало действительности. То есть подобные заявления со стороны Дональда Трампа не новые для американского социума, для американской политической сферы. Их воспринимают должным образом.
Согласно американской политической традиции, действующий президент должен сопровождать процесс передачи власти новому президенту, избранному президенту. На это выделено время как раз до 20 января следующего года. Как правило, действующий президент присутствует на церемонии инаугурации избранного президента, присутствует также на инаугурационном параде в Вашингтоне. Однако эта процедура присутствия на параде и во время инаугурации, она конституционно не прописана. Поэтому, если Трамп посчитает невозможным для себя присутствовать на параде инаугурации Джозефа Байдена 20 января 2021 года, он, конечно же, может от этого присутствия и участия отказаться. Но ему придется, несомненно, выехать к тому времени из Белого дома и перейти к частной жизни. Несомненно, он так поступит. Что же касается самого процесса передачи власти, то администрация Трампа может изначально пытаться блокировать это, замедлять, «ставить палки в колеса» приходящей новой администрации Джозефа Байдена, но это в любом случае только замедлит процесс, но не остановит его.
Приоритетами Байдена и его администрации во внутренней политике в первый год правления, конечно же, будет борьба с эпидемией коронавируса и попытка получить одобрение в конгрессе, провести через конгресс, через палату представителей и через сенат новый пакет, новый законопроект, призванный стимулировать экономику в кризисный период, связанный с пандемией. Я напомню, что первый такой законопроект был принят еще несколько месяцев назад при поддержке Дональда Трампа и его администрации. Когда же конгресс выступил, в первую очередь демократы выступили в конгрессе с предложением о втором законопроекте, призванным поддержать американский малый и средний бизнес, поддержать американского потребителя, администрация Дональда Трампа не смогла достичь консенсуса по бюджету этого законопроекта. Он не был принят. Теперь, когда Байден войдет в Белый дом, станет президентом, он попытается возродить этот законопроект и постарается работать со своими коллегами в конгрессе. Здесь необходимо отметить, что Сенат американский по-прежнему остается под контролем республиканского большинства, а значит, ряд инициатив Белого дома, администрации Байдена будет встречать критику и другие формы обструкции со стороны Верхней палаты.
Приоритетами администрации Джозефа Байдена во внешней политике будет в первую очередь стабилизация отношений с Европой, в первую очередь с союзниками в Западной и Центральной Европе, то есть стабилизация трансатлантического альянса. Это и Лондон, и Берлин, Париж, Рим, другие ключевые европейские столицы. Более того, администрация Байдена попытается выйти из сложной ситуации, сложившейся благодаря Трампу и его внешнеполитическому блоку вокруг ядерной сделки по Ирану. Ядерная сделка по Ирану, многосторонняя сделка, была принята и подписана при администрации Барака Обамы, когда Байден был вице-президентом. Он эту сделку поддерживал, активно поддерживал. Конечно же, Байден и другие члены его администрации, потенциально Сьюзан Райс, которая занимала пост советников по национальной безопасности в администрации Барака Обамы, а теперь, возможно, займет пост государственного секретаря, они, конечно же, будут стремиться к полноценному возвращению в рамки этой сделки и, возможно, будут готовы к снятию тех санкций против Ирана и против европейских и иных иностранных компаний, которые включились в бизнес-транзакции с Тегераном.
Джозеф Байден уже заявил о том, что первым делом, став президентом, он вернет Соединенные Штаты в состав таких международных организаций как: Всемирная Организация Здравоохранения, ЮНЕСКО и ряд других организаций, из состава которых США вышли при администрации Дональда Трампа. В том, что касается российско-американских отношений, то избрание Байдена будет означать их дальнейшее ухудшение. Можно ожидать продолжение использования Байденом и членами его новой администрации жесткой риторики в отношении Москвы, жесткой критики внешней и внутренней политики Российской Федерации. Можно также ожидать продолжение и наращивание санкционной политики против России, попыток включить все большее количество стран в «санкционный спектр» против России. Более того, можно рассчитывать и ожидать, что Байден и члены его внешнеполитической команды, как и их предшественники в команде Дональда Трампа, будут пытаться предпринять всевозможные меры и использовать все доступные инструменты для блокирования завершения строительства Северного потока-2. Для администрации Байдена это будет не столько вопрос энергетической политики США, сколько вопрос геополитический, стремление нанести ущерб экономическим и политическим связям России и европейских стран.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs