ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Совместная пресс-конференция Глав МИД России и Алжира Сергея Лаврова и Сабри Букадума

21:33 22.07.2020 •

Уважаемые дамы и господа,

Сегодня мы с моим коллегой и другом Министром иностранных дел Алжира С.Букадумом провели полезные переговоры в соответствии с договоренностью, которую достигли президенты наших стран в телефонном разговоре 13 июля с.г. 

Отметили поступательное продвижение наших отношений в соответствии     с Декларацией о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Алжирской Народной Демократической Республикой, которая в полной мере сохраняет свою актуальность.  

Отметили эффективную деятельность двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Она способствует устойчивому росту товарооборота, хотя в первой половине нынешнего года в связи с последствиями коронавирусной инфекции товарооборот несколько упал. Сегодня мы обсудили конкретные меры, которые позволят выправить эту ситуацию и вернуться на повышательный тренд в наших торгово-экономических связях с использованием конкретных проектов в инвестиционной сфере, в области энергетики, сельского хозяйства, транспорта, фармацевтики. Как только позволит эпидемиологическая ситуация, Межправительственная комиссия проведет свое заседание и рассмотрит все эти меры.        

Дали обоюдную позитивную оценку деятельности еще одной  Межправительственной структуры – комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Ее очередное заседание также запланировано на вторую половину нынешнего года.  

Подтвердили нашу заинтересованность в создании максимально благоприятных условий для контактов между людьми, разнообразных гуманитарных связей. 

Договорились улучшить координацию нашей совместной двусторонней деятельности под эгидой министерств иностранных дел, включая скорейшее завершение работы над проектами важных документов. Имею в виду межправительственные соглашения по мирному использованию космического пространства, борьбе с организованной преступностью, созданию культурных центров Алжира в России и России в Алжире, а также взаимному признанию документов об образовании. 

Наши позиции по принципиальным вопросам решения международных проблем совпадают. Россия и Алжир считают необходимым делать это исключительно на основе Устава ООН, уважения всех его целей и принципов, включая суверенитет и территориальную целостность всех государств, невмешательство в их внутренние дела.      

Наши страны выступают за то, чтобы любые кризисы и конфликты урегулировались исключительно мирным, политико-дипломатическим способом. Если мы хотим устойчивого решения многочисленных проблем региона (в данном случае Ближнего Востока и Северной Африки), все внешние игроки должны побуждать конфликтующие стороны к тому, чтобы они вступали в диалог, договаривались на основе компромисса и баланса интересов. Только с этих позиций можно решить такие кризисы, как сирийский, ближневосточное урегулирование (имею в виду палестино-израильский конфликт), ситуацию в Мали и в целом в Сахаро-Сахельском регионе и, конечно, ливийский конфликт, которому мы сегодня уделили особое внимание.  

Во всех случаях важно сохранять приверженность резолюциям СБ ООН, не допускать действий, которые бы их нарушали. Это в полной мере относится и к такой проблеме региона, о котором идет речь, как западно-сахарская. Мы выступаем за продвижение вперед по ее урегулированию на основе имеющихся решений Совета Безопасности ООН.          

Вопрос (перевод с арабского): Россия и Алжир подчеркивают безальтернативность политического урегулирования кризиса в Ливии. Существует ли российско-алжирская «дорожная карта» или посредничество для урегулирования ситуации в Ливии? Как Вы прокомментируете недавнюю инициативу Алжира по урегулированию ливийского кризиса, с которой выступил Президент Алжира А.Теббун, подчеркнув, что она пользуется поддержкой ООН?

С.В.Лавров: Двусторонней «дорожной карты» у нас нет. Как мы не раз публично подтверждали, Россия и Алжир привержены выполнению тех договоренностей, которые содержатся в итоговых документах Берлинской конференции по Ливии, как они были одобрены Советом Безопасности ООН. Там четко прописаны конкретные шаги, их последовательность, сроки. Считаем, что все это вполне сохраняет свою актуальность.

В наших контактах со всеми ливийскими сторонами (мы работаем с каждой из них), с соседями Ливии и другими внешними игроками мы уделяем особое внимание задаче немедленного прекращения боевых действий, но не в качестве финальной точки во всех наших усилиях, а в качестве этапа, который должен быть сразу же продолжен в рамках Комитета по решению военных вопросов и диалога по политическому урегулированию с учетом всех регионов Ливии. Конечной целью всех наших усилий должно быть восстановление суверенитета, территориальной целостности Ливии, государственности, которая была грубо разрушена в результате авантюры НАТО в 2011 г. в нарушение резолюции СБ ООН.

Вопрос: Несмотря на непрекращающиеся призывы Москвы к ливийским сторонам прекратить огонь, ситуация вокруг этой страны продолжает накаляться. На днях Парламент Египта одобрил возможность введения египетских войск на территорию Ливии в случае угрозы национальной безопасности, исходящей с территории этой страны. Как в Москве относятся к подобному витку событий? Не приведет ли это к росту эскалации в регионе? Какую роль в урегулировании ситуации Москва отводит непосредственным соседям Ливии, таким как Алжир?

C.В.Лавров: Уже сказал, и, наверное, трудно с этим спорить, что корни нынешней ситуации лежат в агрессии НАТО, которая была осуществлена в 2011 г. в грубейшее нарушение резолюции СБ ООН.  Внешние игроки, прежде всего внерегиональные, нимало не заботились о судьбе ливийского народа и государства. Они просто его разрушили. Они делали ставки в своих геополитических играх на одну из ливийских сторон, полностью игнорируя мнение Африканского союза и его попытки как-то нормализовать ситуацию. Это было преступным поведением наших натовских коллег. 

Сейчас сложилась ситуация, отражающая нерешенность этой проблемы, несоблюдение договоренностей, принятых с огромным трудом за период после натовской агрессии, в результате чего мы имеем сейчас Правительство в Триполи и Парламент в Тобруке. Пока будет сохраняться эта дихотомия, этот раскол, всегда будут риски, что внешние игроки будут делать ставки то на одно, то на другое руководство Правительства или Парламента. Ситуация требует совсем не этого. Она требует того, чтобы свести всех ливийцев за одним столом переговоров и помочь им выработать компромиссы, опирающиеся на баланс интересов для всего ливийского народа и возрождения ливийского государства.

В отличие от многих других внешних игроков Россия никогда не пыталась делать какие-то ставки в ливийской игре. Мы всегда работали со всеми политическими силами Ливии, всех их принимали в Москве в разное время и продолжаем поддерживать контакты с ними и сейчас. 

Вы спросили про роль, которую Россия отводит непосредственным соседям Ливии. Мы отводим соседям Ливии, включая Алжир, Тунис, Египет, самую активную роль, потому что речь идет о нормализации обстановки в соседней для этих государств стране. От того, насколько успешно будут решены ливийские проблемы, зависит безопасность Алжира и других соседей Ливии. Мы видим, к каким последствиям для всего региона привела преступная авантюра НАТО – это и проникновение террористов через Ливию в другие страны Африканского континента, и контрабанда оружия, другие формы организованной преступности, наркотрафик, нелегальная миграция. Все это, конечно, создает очень большие риски и угрозы для стран региона, включая наших алжирских друзей. 

Мы сегодня говорим о том, что необходимо выполнять договоренности Международной конференции по Ливии в Берлине. Напомню, что, когда эта конференция была анонсирована и началась подготовка к ее проведению (состоялось четыре или пять переговорных раундов), никаких соседей Ливии, никаких ливийских сторон никто в Берлин приглашать не собирался. Именно Российская Федерация в контактах с организаторами конференции – нашими германскими партнерами – настояла на том, чтобы и соседи Ливии получили приглашение. В результате Президент Алжира А.Теббун смог принять участие и внес полезный вклад в дискуссию. Конфликтующие стороны тоже были приглашены в Берлин. Они не встречались там друг с другом, не разговаривали, но хотя бы находились в том же городе в тот момент, когда решалась судьба их страны. Мы, устами Президента России В.В.Путина, не раз подчеркивали в ходе берлинских дискуссий, что будем обязаны заручиться согласием ливийских сторон на документ, который мы в итоге приняли.

Убеждены, что и на этом этапе наших общих усилий все ливийские стороны должны участвовать в прямых переговорах, и все соседи Ливии должны обязательно иметь свой голос в формировании условий для межливийского урегулирования. 

Кстати, мы отмечаем, что наши алжирские друзья, как и Российская Федерация, работают со всеми без исключения ливийскими политическими силами. Только в этом, думаю, залог успеха будущего решения этой проблемы.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати