Волна протестов и сопровождавшего их насилия в связи с гибелью от рук полицейских афроамериканца Джорджа Флойда привела к комендантскому часу в 40 городах США. Она докатилась до Британских островов и даже Брюсселя. Далеко не случайно эти протесты, всколыхнувшие Америку, сравнивают с 1968 годом, когда был убит Мартин Лютер Кинг.
Демократы и те в Европе, кому не по нраву президент Д.Трамп, понятно, используют эту трагедию в своих политических интересах. Тот же Джозеф Байден не скрывает расчетов на то, что протесты сорвут переизбрание Трампа. При этом забывается, что в свое время Демпартия выступала против отмены рабства. Откуда тогда требование Байдена к афроамериканцам в обязательном порядке голосовать за демократов? Буквально накануне он заявил, что те афроамериканцы, которые намереваются голосовать за Трампа, не могут называться афроамериканцами.
Расизм всегда разъедал Америку – с тех самых пор, когда 13 штатов создали рабовладельческую республику, обретя независимость от британской короны. Этот по-настоящему первородный грех не мог не преследовать американское общество, приведя для начала к Гражданской войне в середине XIX века. Более того, расизм - это оборотная сторона американской претензии на исключительность, корни которой уходят в воззрения протестантских фанатиков, высадившихся на Восточном побережье Северной Америки в начале XVII века. Эти, на современном языке, экстремисты не вписались в общественный консенсус после Английской революции. Так что Лондон решал проблему на путях ее экспорта.
Это не помешало британцам активно участвовать в «треугольной» работорговле – между Западным побережьем Африки, островами в Карибском море и югом Северной Америки и затем Англией – на протяжении 150 лет, в том числе после американской Войны за независимость. Ее центрами были Бристоль и Ливерпуль, где до сих пор чуть ли не каждое второе общественное здание было построено на деньги от работорговли.
Собственно, поэтому и столь широкий резонанс американской трагедии в Великобритании. Сносят памятники видным деятелям-рабовладельцам или требуют их демонтировать. Мэр Лондона Садик Хан создал комиссию, которая проведет обзор памятников и наименований улиц, дабы «обеспечить отражение многообразия города».
Сейчас многие политологи и обозреватели пишут о «системном коллапсе» американского общества и всей западной цивилизации. Наверное, не без оснований. В любом случае давно будируется вопрос о выплате компенсации за рабство и колониализм. Пока его удавалось снимать посредством разного рода юридических аргументов (кого считать потомками, как определять размер и т.д.).
Вряд ли этот вопрос разрешится и сейчас, разве что в рамках вызревающей, судя по всему, комплексной трансформации западного общества, ставшего многонациональным. Но рано или поздно придется отдать эти исторические долги, тем более что речь идет об одном из проявлений западной биополитики. Рабовладение и колониализм вписываются в этот смысловой ряд. Примечательно, что, пожалуй, так сильно впервые подобные массовые выступления на Западе вылились в подлинную войну с историей. Пока своего рода моральная компенсация за рабство.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs