ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сергей Лавров рассказал о результатах совещания глав МИД ШОС

19:37 13.05.2020 •

Мы завершили видеоконференцию министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Обсудили общее положение дел в регионе и в мире, приоритетные задачи ШОС в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и ее последствиями. Выразили признательность нашим коллегам за то, что они поддержали предложение российского председательства провести внеочередное заседание  министров иностранных дел стран ШОС по этой острой и актуальной теме.

В ходе сегодняшней дискуссии констатировали, что пандемия кардинально изменила повседневную жизнь людей, оказывает существенное влияние на всю систему международных отношений. Складывающаяся ситуация – это, конечно же, серьезный вызов для каждого государства, межгосударственных структур и отношений, включая ШОС.

Страны-члены Организации подтвердили нацеленность на коллективный поиск ответов на этот вызов, настрой на решительные совместные усилия по борьбе с COVID-19. Речь идет о скоординированных универсальных действиях под эгидой ООН с учетом наработок, сделанных в ВОЗ, и, конечно, решений и рекомендаций, принятых в рамках «Группы двадцати» и по линии других объединений. Особое внимание уделялось задачам по преодолению негативных торгово-экономических и социальных последствий пандемии. Констатировалась важность того, чтобы меры, нацеленные на защиту жизни людей, восстановление стабильности глобальной экономики, стимулирование ее дальнейшего устойчивого роста опирались на нормы и принципы международного права, сопровождались неприятием незаконных методов нечистоплотной конкуренции,  односторонних экономических и финансовых санкций, вводящихся в нарушение Устава ООН и прерогатив СБ ООН.

Рассмотрели первоочередные шаги по приданию дополнительной динамики сотрудничеству в рамках ШОС на двусторонней и многосторонней основе. Выделили активную роль Совещания глав служб государств-членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Этот механизм активно работает над развитием единой региональной системы предупреждения об инфекциях с применением согласованных подходов и алгоритмов. Все участники сегодняшней видеоконференции высказались за подготовку и утверждение в ходе предстоящего в Санкт-Петербурге саммита ШОС плана действий по продвижению и углублению сотрудничества на этом направлении. Общие подходы министров иностранных дел стран-членов Организации отражены в принятом сегодня Заявлении в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Мы также обсудили общую ситуацию в регионе ответственности ШОС с точки зрения задач по поддержанию безопасности и стабильности. Подтвердили настрой на активное содействие афганскому урегулированию, задействуя возможности созданной и успешно функционирующей Контактной группы «ШОС-Афганистан».

Государства-члены намерены и далее укреплять координацию в ООН и на других многосторонних площадках, добиваться усиления позиций и роли ШОС в глобальных и региональных делах. Особое внимание в текущем году договорились уделять проведению мероприятий, связанных с 75-летием Победы во Второй мировой войне и 75-й годовщиной создания Организации Объединенных Наций. Сегодня обсуждали продвижение в ООН проекта резолюции, посвященной 75-летию образования Организации, а также вопросы, связанные с подготовкой к торжественному заседанию Генеральной Ассамблеи, намеченному на осень 2020 г. в связи с юбилеем.

Мы также проинформировали наших коллег о состоянии дел с реализацией плана мероприятий в рамках председательства России в ШОС с учетом тех коррективов, которые вносит коронавирусная инфекция. Надеемся на проведение всех мероприятий. Часть из них неизбежно состоится в формате видеоконференций. Нацелены на полноценное, очное проведение ключевых заседаний, включая Совет министров иностранных дел, и, конечно, саммит ШОС.

Вопрос: Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев отметил, что США ввели в эксплуатацию более двухсот биологических лабораторий по всему миру, включая территории стран ШОС. Как Вы оцениваете такую ситуацию? Как Вы думаете, какие меры будут предприняты для обеспечения биологической безопасности в регионе?

С.В.Лавров: Мы не раз привлекали внимание к ситуации, связанной с созданием и развитием биологических лабораторий. Большинство из них под эгидой Пентагона. США создают их по всему миру, в том числе на пространстве ШОС, постсоветском пространстве. Эти лаборатории достаточно плотно формируются по периметру границ Российской Федерации и рядом с границами КНР.

Мы считаем, что в сфере биологической безопасности всегда была необходимость транспарентности, проверки происходящего в ходе таких научных исследований. Давно выступаем за то, чтобы в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении был разработан верификационный механизм, позволяющий контролировать и обеспечивать транспарентность деятельности всех стран по недопущению создания биологического и токсинного оружия.

С 2001 г. (скоро будет 20 лет) Россия вместе с большинством других стран, включая КНР, выступает за договоренность о подготовке соответствующего протокола к упомянутой Конвенции, который создавал бы механизм верификации и проверки выполнения странами-участницами Конвенции своего обязательства не создавать биологическое оружие. США практически в одиночку выступают категорически против такого предложения. Сейчас эта проблема обострилась. Нежелание Вашингтона обеспечивать транспарентность своей военно-биологической деятельности в различных регионах мира, конечно, наводит на вопросы о том, что на самом деле происходит и какие цели преследуются. На эту тему мы ведем активный диалог со всеми нашими партнерами, в том числе в рамках СНГ, ставим этот вопрос и в ШОС.

У нас есть и позитивные примеры. Мы заключили Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан по вопросам обеспечения биологической безопасности, готовим аналогичный документ с нашими коллегами из Узбекистана, ведем соответствующие консультации с Казахстаном, Арменией и другими нашими соседями на постсоветском пространстве. Считаю, что эта работа весьма полезна. Она развеивает любые озабоченности, которые могут появляться в связи с возникновением такого рода инфекционных заболеваний.

По моему глубокому убеждению, все страны должны подойти к этой проблеме на универсальной основе. Возвращаясь к сказанному ранее, оптимальным вариантом для всех членов мирового сообщества была бы договоренность о создании верификационного механизма к универсальной Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Работу на этом направлении мы, конечно же, будем продолжать.

Что касается непосредственно ШОС. К саммиту, который состоится в этом году в Санкт-Петербурге, готовится специальный набор документов, посвященный плану действий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности. Отдельным блоком будут рассматриваться вопросы биологической безопасности. Надеюсь, наши эксперты хорошо поработают и помогут лидерам ШОС на саммите принять решения, способствующие обеспечению транспарентности деятельности в сфере биологической безопасности в универсальном масштабе.

Вопрос: Последнее время звучало довольно много обвинений в отношении Китая, в частности, что из лаборатории в г.Ухань произошла утечка коронавируса или то, что коронавирус был выгоден Пекину. Обсуждались ли эти вопросы в рамках ШОС?

С.В.Лавров: В рамках ШОС мы обсуждаем объективную ситуацию и факты. Организация не уполномочена проводить какие-то расследования. Она нацелена на обеспечение открытого, честного и эффективного сотрудничества по проблемам, связанным с преодолением последствий коронавирусной инфекции. Собственно этим мы и занимались.

В рамках ШОС состоялась целая серия мероприятий. Уже упоминал механизм, в рамках которого встречаются главы служб, отвечающих за санитарно-эпидемиологическое благополучие. Роспотребнадзор Российской Федерации подготовил проект плана действий по борьбе с эпидемиями, опирающийся на принятое еще два года назад на саммите ШОС в Циндао заявление лидеров о необходимости наращивать взаимодействие в борьбе с эпидемиями. Этот план действий будет вынесен на предстоящий в этом году саммит ШОС.

Более того, 1 апреля с.г. состоялась видеоконференция экспертов-медиков стран-членов ШОС. Они договорились сформировать сводный документ, обобщающий опыт борьбы наших стран с COVID-19. У меня нет никаких сомнений, что в рамках этой работы наши китайские коллеги будут активно сотрудничать и предоставлять информацию, накопленную по итогам преодоления вспышки коронавирусной инфекции на своей территории.

28 мая с.г. состоится видеоконференция министров здравоохранения стран-членов ШОС. Там тоже будет весьма предметная дискуссия с опорой на упомянутые экспертные заключения, разрабатываемые в соответствующих форматах. Секретариат ШОС предложил создать координационный совет на основе, специально нацеленной на работу по коронавирусной инфекции.

Когда мы говорим о необходимости разобраться с причинами возникновения коронавирусной инфекции, я считаю, что это абсолютно оправданная постановка вопроса. Только подходить к решению этой задачи надо с точки зрения необходимости спасти как можно больше жизней людей и понять, каким образом мы сможем контролировать эту пандемию в будущем. Медицинские оценки ученых заключаются в том, что она может остаться с нами надолго, если не навсегда, как другие инфекционные заболевания (например, грипп). Именно с этой точки зрения важно разобраться в причинах возникновения инфекции. Насколько я знаю, китайские официальные представители выразили готовность сотрудничать с ВОЗ по проведению такой работы. Убежден, что в этом заинтересованы все страны мира. Мы против того, чтобы этот научный, гуманистический подход, нацеленный на надежную защиту человечества в будущем, политизировался и использовался в нечистоплотной конкурентной борьбе.

Вопрос: Ранее сегодня Вы уже упомянули, что ситуация в афганском урегулировании деградирует и, как мы можем понять, буксует реализация соглашения между США и Движением талибов. Какой выход из этой ситуации видит Россия? Как Вы считаете, на фоне того, что, возможно, усилий одних США мало, было бы целесообразно предпринять коллективные усилия для придания импульса этому процессу? Планирует ли Россия какие-либо контакты со странами региона для обсуждения ситуации в Афганистане?

С.В.Лавров: У нас нет никаких сомнений в том, что афганское урегулирование возможно исключительно на основе учета интересов прежде всего самих афганцев, а также законных интересов стран региона, в том числе ближайших соседей Афганистана. Именно в таком формате, по нашему убеждению, могут быть найдены наиболее эффективные способы продвижения к урегулированию. В этих целях несколько лет назад мы сформировали группу стран, пригласили ее представителей в Москву, где образовали то, что сейчас называется Московским форматом консультаций по Афганистану. Это соседи ИРА и все без исключения страны, которые так или иначе оказывают решающее влияние на позицию афганских сторон, включая США.

Московский формат собирался несколько раз. Все его участники подтвердили необходимость продвижения в таком ключе с тем, чтобы выработать устойчивые, надежные подходы к урегулированию. Это не означает, что мы выступали против других каналов по продвижению справедливых договоренностей между всеми основными группами афганского общества. В русле содействия поиску подходов приемлемых для всех, включая соседей Афганистана, мы стали работать в формате «тройки» Россия-США-КНР, к ней на определенных этапах подключался Пакистан. Это не было отдельным, эксклюзивным форматом урегулирования. Мы всегда подчеркивали, что будем двигаться только по тем направлениям, которые окажутся приемлемы для Афганистана и всех его соседей.

В рамках всех этих усилий (а они, как Вы видите, разноплановые) были «нащупаны» подходы, позволявшие продвигаться вперед. На каком-то этапе США решили практически целиком замкнуться на своих двусторонних переговорах с талибами. Мы ничего не имеем против этого при понимании, что переговоры будут выстраиваться с учетом тех критериев, о которых я упомянул, и не будут содержать каких-либо тайных договоренностей, не учитывающих интересы всех афганцев и всех соседей Афганистана.

Мы приветствовали достижение договоренностей между США и Движением талибов, хотя и предупреждали, что важно более активно вовлекать соседей, чтобы они также могли обеспечивать своих интересы.

Мы не испытываем радости от того, что договоренности между США и талибами сейчас пробуксовывают. Мы видим причины, по которым это происходит, готовы способствовать их преодолению. Но для этого необходимо вернуться к изначальным пониманиям, достигавшимся в Московском формате и в рамках работы России, США и Китая, которые заключаются в обеспечении того, что мы называем «инклюзивность межафганского диалога».

Контактная группа «ШОС-Афганистан» была активизирована уже некоторое время назад. В прошлом году на саммите в Бишкеке была разработана дорожная карта, в рамках которой ШОС может активно продвигать интересы урегулирования в соседней с нами стране. Сегодня мы договорились, что эта дорожная карта будет адаптирована к современным условиям, в том числе к ситуации, сложившейся после достижения договоренностей между США и талибами, которая пока не реализуются. Надеюсь, что ШОС сможет внести конструктивный вклад в преодоление нынешнего тупика. Для этого надо, чтобы наши американские коллеги все-таки вернулись к коллективной работе.

Вопрос: Известно, что страны Европы уже разработали и применяют механизм трудовой миграции во время пандемии коронавируса. Чартеры с сезонными рабочими летают из Украины, Румынии в Германию, Финляндию, Австрию и другие более благополучные европейские страны. Ожидается ли разблокировка механизма трудовой миграции на пространстве ШОС, в частности, между Россией, Китаем, странами Центральной Азии, где сейчас закрыто авиасообщение, из-за чего рабочие не могут выехать из своих стран? Может быть, это в особенности затронет наиболее важные отрасли экономики?

С.В.Лавров: Мы не вводили в рамках ШОС, как и в рамках других организаций, каких-либо ограничений для трудовой миграции. Единственная группа лиц, которую мы бы хотели отправить на родину, – это мигранты, допустившие грубые нарушения режима своего пребывания на территории Российской Федерации. Их не так много. Мы постепенно отправляем их «по домам», в соседние с нами страны. Подавляющее большинство мигрантов никто не просит покидать Российскую Федерацию. Более того, приняты решения Правительства России, обеспечивающие предоставление им отсрочек в оформлении патентов, продление разрешений на работу и решение других бюрократических вопросов, которые осложнены в условиях ограничений и самоизоляции.

С нашей стороны никаких изменений в подходе к использованию трудовой миграции не наблюдается. Я также не слышал о каких-либо изменениях в законодательстве и подходах наших партнеров по ШОС.

Вопрос: С учетом принципиального совпадения взглядов стран-участниц ШОС на итоги Второй мировой войны существует ли целесообразность совместной деятельности по недопущению фальсификации истории в виде героизации нацизма? В каких форматах это может осуществляться? Какие мероприятия по празднованию 75-летия Победы могут быть проведены в рамках ШОС?

С.В.Лавров: У нас действительно единые подходы к оценке событий той войны. Руководители государств-членов ШОС, министры иностранных дел в своих совместных заявлениях неоднократно излагали эти оценки.

75-летний юбилей – это еще один повод для того, чтобы обратиться к событиям той эпохи. Безусловно, эта задача становится еще более актуальной в контексте резкой активизации попыток пересмотреть итоги Второй мировой войны и общеизвестные оценки причин ее возникновения. Такая работа, конечно, обретает дополнительную значимость.

В рамках ШОС у нас есть двусторонние межправительственные и неправительственные механизмы со многими странами по обсуждению вопросов, связанных с оценкой, анализом исторических событий Второй мировой войны. Коллективного механизма, где эти темы могли бы обсуждаться, пока не существует. Но появляется все больше интереса к созданию таких механизмов.

Например, вчера мы проводили заседание Совета министров иностранных дел СНГ в формате видеоконференции. В рамках Содружества мы уже договорились поддерживать неформальные встречи, семинары, конференции историков. Думаю, что весьма востребованным такой же формат был бы и в рамках ШОС. По крайней мере, интерес к этой теме научного сообщества стран-членов налицо. Мне кажется, такое предложение было бы полезно сформулировать. Мы обязательно вас проинформируем впоследствии о том, как развивается эта работа.

Я уже частично упоминал о конкретных мероприятиях в рамках ШОС. Будет соответствующее заявление лидеров во время саммита, который состоится в этом году в Санкт-Петербурге. Наши страны являются соавторами резолюции, посвященной 75-летию образования ООН. Это событие, прежде всего, стало возможным благодаря победе союзников во Второй мировой войне. Будут и мероприятия в каждой стране. Они уже проводятся. В большинстве стран ШОС, прежде всего в странах СНГ, состоялись мероприятия, посвященные 9 мая, – Дню Победы. Сегодня мы обменялись впечатлениями, насколько живо и искренне наши граждане в них участвовали. Будут и коллективные мероприятия, в том числе в привязке к сентябрьской дате окончания Второй мировой войны.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати