Следственный комитет возбудил дело об убийствах более 30 тысяч человек в Ростовской области, совершенных в 1942–1943 годах различными подразделениями эсэсовцев и их пособниками, сообщается на сайте СК. Также следователи считают, что к этим убийствам причастен недавно лишенный гражданства Канады бывший член СС Гельмут Оберлендер.
По данным следствия, 11-12 августа 1942 года зондеркоманда СС-10а, полиция безопасности и СД под предлогом переселения вывезли в район поселка Змиевская балка "не менее 27 тысяч человек, которых затем расстреляли", а за время оккупации города Шахты было убито не менее 3 500 человек из числа мирного населения.
Из архивных источников следствием также получена информация о том, что на территории Грузиновского сельсовета Морозовского района Ростовской области не позднее 14 февраля 1943 года военнослужащие оккупационных войск нацистской Германии, в том числе полиции безопасности и СД, убили не менее 427 мирных жителей и 72 пионеров.
"Установлено, что к совершению этого преступления причастен переводчик зондеркоманды СС-10а Гельмут Оберлендер. Сейчас он незаконно проживает в Канаде", - сообщается в официальном Youtube канале Следственного комитета.
Следственный комитет РФ в феврале запросил у Канады материалы по делу 96-летнего Оберлендера - экс-переводчика действовавшего в годы войны на юге СССР нацистского подразделения, организовавшего убийство 214 детдомовцев в Ейске и другие преступления. Оберлендер был лишен канадского гражданства на том основании, что он не указал в иммиграционных документах факт службы у нацистов. Этнический немец, рожденный на Украине, фигурирует в списке десяти самых разыскиваемых и еще не умерших нацистских преступников Центра Симона Визенталя.
Ранее в журнале «Международная жизнь» была опубликована статья «Преступления без срока давности: нацизм и Прибалтика». Известно, что политические режимы в странах Прибалтики нередко сопротивляются осуждению и выдаче преступников из числа нацистов и их пособников. Единицы из тех, кто был осужден, получили лишь условные сроки, без отбывания наказания. Более того, многие коллаборационисты пользовались и пользуются поддержкой местных властей. Ярким Примером может служить Александрас Лилейкис, возглавлявший полицию Вильнюса в годы гитлеровской оккупации отделение созданной оккупантами полиции безопасности. Причем в данном случае попытки оправдания предпринимались, невзирая на международное давление, которое оказывали на Вильнюс Министерство юстиции и Государственный департамент США. Подобные прецеденты заставили главу иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраима Зуроффа заявить, что страны Балтии стали «раем» для доживающих свой срок нацистских преступников. «Преступления, совершенные нацистами и их пособниками, подлежат универсальной международной юрисдикции. Страны, которые подписали Римский статут Международного уголовного суда, обязаны соблюдать этот принцип. Наша задача – добиваться воплощения этого принципа в жизнь», - директор фонда «Историческая память» Александр Дюков. В некоторых случаях российские правоохранительные органы и сами инициируют преследование нацистских преступников. В качестве примера эксперт привел прецедент возбуждения уголовного дела против Владимира Катрюка, пулеметчика 118-го шуцманшафтбатальона, участвовавшего в 1943 году в уничтожении деревни Хатынь. «После войны господин Катрюк прожил долгую жизнь в Канаде, - заметил А.Дюков. - Следственный комитет Российской Федерации возбудил против него уголовное дело, поскольку наша страна является правопреемницей СССР». Не менее яркий пример, по словам А.Дюкова, демонстрирует Литва, где осуществляется глорификация Временного правительства Литвы и Фронта литовских активистов, напрямую причастных к осуществлению Холокоста на оккупированной территории. В 2012 году останки лидера местных коллаборационистов Юозаса Амброзявичюса были торжественно перезахоронены в Каунасе за государственный счет. При этом игнорируется факт, что 30 июня 1941 года именно возглавлявшееся им «временное правительство Литвы» приняло решение о создании в Каунасе специального концлагеря для евреев и размещении его на территории Седьмого форта, к тому времени уже превратившегося благодаря усилиям боевиков Фронта литовских активистов в место массовых убийств» , - говорится в статье.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs