Южная Америка интересна Индии с нескольких позиций: доступ индийских товаров на южноамериканский рынок, обеспечение индийской экономики ископаемыми ресурсами, обеспечение продовольственной безопасности, привлечение зарубежных инвестиций, уравновешивание политического и экономического влияния Китая в мире. Внимание Нью-Дели сфокусировано, главным образом, на трёх странах – Бразилии, Мексике и Аргентине как трёх экономиках Большой двадцатки (G20) (1).
Темпы роста взаимной торговли демонстрирует динамика импорта из Южной Америки в Индию: в 2018 г.$25,73 млрд., в 2019 г.-$36,45 млрд. К 2025 г.объём товарооборота достигнет $100 млрд.
Бразилия, как и Индия, может похвастать бурно растущими экономическими показателями. Обе страны - члены БРИКС, Бразилия выступает лоббистом экономических интересов Индии в регионе, инициатором сближения Индии с Общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР) - Аргентиной, Парагваем, Уругваем.
Мексика интересна тем, что через её территорию индийский экспорт выйдет на рынок США. Мексика – второй по объёму товарооборота партнёр Индии на континенте ($8,3 млрд.по итогам 2018 г.). В определённые периоды Индия экспортирует в Мексику больше товаров, чем своим соседям – Мьянме, Таиланду. В 2014 г. Мехико представил иностранным компаниям возможность инвестировать в нефтяной сектор. Для Индии это шанс продвинуться по пути диверсификации поставок энергоресурсов.
Южноамериканская нефть покрывает 15% индийского импорта сырой нефти. Этот показатель будет расти, поскольку Нью-Дели стремится снизить зависимость от ближневосточной нефти ввиду нестабильности в регионе.
Аргентина – одна из наиболее активно сотрудничающих с Китаем южноамериканских держав. Тому есть геополитические предпосылки. Буэнос-Айрес находится с состоянии негласного противостояния с англосаксонским миром (Великобритания, Соединённые Штаты) из-за проблемы Мальвинских островов. Лондон через законодательные инициативы и лобби в международных структурах проводит политику ограничения экспорта военной продукции и продукции двойного назначения для Аргентины.
Пекин находится в оппозиции к англосаксам, что служит дополнительным фактором, благоприятствующим китайско-аргентинскому сближению. Пекин готов к реализации совместно Буэнос-Айресом проектов военного характера (2), а также в сфере финансов, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых. На данном этапе Аргентина переживает период растущих про-китайских симпатий. 54% аргентинцев предпочитают дружбу с КНР в ущерб отношениям с США (3). 80% приветствуют приход китайского капитала на аргентинский рынок.
В плане продовольственной безопасности Индия чрезмерно зависит от поставок из Индонезии и Малайзии, на которые приходится 12 млн.т.импорта сои и подсолнечника и производной продукции из общих 15 млн.т. Для диверсификации импорта Индия наращивает импорт данной продукции из Южной Америки.
Индии тесно рядом с китайской экономикой, успешно конкурирующей с индийской в экспорте. Обильный китайский экспорт в Юго-Восточную Азию ограничивает экспортные возможности Индии в регионе. Нью-Дели видит выход в диверсификации рынков сбыта. Такой подход приносит плоды. Экспорт из Индии в Мексику ($3,78 млрд) больше, чем в близлежащие Таиланд ($3,65) и Иран ($2,65 млрд) (4).
Китаю удаётся укрепить своё политическое влияние в странах-традиционных союзниках Индии – Непале, Бангладеш, Бутане, Шри-Ланке. Индийская пресса называет дипломатические успехи Пекина в Шри-Ланке и на Мальдивах самым серьёзным вызовом для индийской внешней политики (4). Частично отыграть ситуацию Нью-Дели может на отдалённых рубежах, где китайское присутствие пока менее весомо.
Вот почему Индия входит в период долгосрочных стратегических отношений с южноамериканскими государствами. Темпы сотрудничества будут непрерывно нарастать, возможны лишь их временные задержки, но не изменение основного вектора сотрудничества.
В своей южноамериканской стратегии Индия может в дальнейшем столкнуться с рядом вызовов. Чрезмерный акцент на отношениях в треугольнике Бразилия – Аргентина – Мексика оборачивается недостаточным вниманием к другим региональным игрокам. Конкуренция внутри треугольника замедляет темпы реализации инициированных индийской стороной проектов. Нью-Дели придётся работать над сглаживанием противоречий между своими южноамериканскими партнёрами.
Неизбежна активизация отношений с государствами Восточной Африки и западной части Индийского океана, в т.ч.в сфере обороны. Примером могут служить отношения с Сейшелами, где Индия построит военную базу. Военное присутствие позволит Индии обеспечить безопасность экспортных/импортных поставок из/в Южную Америку вокруг побережья Южной Африки
Популяризация культурного имиджа Индии в Южной Америке – следующий необходимый шаг, по аналогии с усилиями Китая по продвижению китайской культуры и языка через сеть Институтов Конфуция. Южноамериканцы воспринимают Индию сквозь призму экономических отношений. В культурном срезе Индия остаётся для Южной Америки неизвестной величиной.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://www.orfonline.org/expert-speak/india-in-pivotal-geographies-latin-america-54551/?amp
2) http://www.xinhuanet.com/english/2019-09/05/c_138367360.htm
4) https://indiaincgroup.com/for-the-love-of-neighbours-and-crude-oil-india-global-business/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs