ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сергей Лавров подвёл итоги переговоров с норвежской коллегой И.М.Эриксен Сёрэйде

21:30 25.10.2019 •

Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, хотел бы поблагодарить Министра иностранных дел Норвегии И.М.Эриксен Сёрэйде за приглашение посетить Киркенес для участия в праздновании 75-й годовщины освобождения Северной Норвегии от нацистских захватчиков. Пользуясь случаем, в очередной раз хотел бы выразить искреннюю признательность норвежским коллегам за неизменно бережную память о советских воинах, павших на норвежской земле в годы Второй мировой войны, за образцовое содержание воинских захоронений и мемориалов. Без преувеличения это пример для всех европейцев.

Как вам известно, одновременно мы отмечаем 70-летие Договора между Правительством СССР и Правительством Норвегии о режиме советско-норвежской границы и порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов 1949 года. Этой границе уже почти 700 лет. Она самая старая в Европе и никогда не была омрачена вооруженными конфликтами между народами.

Сегодня мы выступили с единых позиций в том, что касается необходимости развивать взаимовыгодное сотрудничество, которое отвечает интересам России и Норвегии, наших народов, несмотря на известные противоречия и в целом непростую обстановку на нашем общем европейском континенте.

У нас хорошо развивается политический диалог. Возобновились контакты на высшем уровне. Проводятся регулярные консультации между министерствами иностранных дел. Возобновились связи по линии оборонных ведомств. Успешно работают структуры секторальной кооперации в экономической сфере. Заметно активизируется культурное взаимодействие.

Из международной тематики особое внимание уделили положению в сфере евроатлантической безопасности. Как я уже сказал, здесь накапливаются противоречия, не вполне позитивные тенденции. Нас беспокоит продолжающаяся настойчивая линия НАТО на продвижение военной инфраструктуры на восток поближе к российским границам. В целом это весьма негативно сказывается на обстановке на Крайнем Севере. Мы напомнили о предложениях, которые Россия неоднократно делала членам Североатлантического альянса, в том числе и о мерах по повышению стабильности на Балтике и в целом в Евро-Атлантическом регионе на основе тех торжественных деклараций, которые принимались в 1990-е гг., о необходимости обеспечить в Евроатлантике неделимость безопасности, когда никто не будет укреплять свою безопасность за счет кого-либо другого. Напомнили о конкретных инициативах по целому ряду направлений и аспектов евроатлантической безопасности, по которым Россия предлагает (пока безответно) начать предметный, профессиональный диалог с нашими натовскими коллегами.  

В ходе переговоров госпожа Министр подтвердила, что т.н. базовая политика, которую Норвегия проводит еще со времен «холодной войны», в полной мере сохраняет свою актуальность. Надеемся, что это позволит укреплять доверие и безопасность в североевропейском регионе.            

При всем при этом с обеих сторон подчеркнули, что разногласия и расхождения, которые, наверное, неизбежно будут всегда, но мы хотели бы их уменьшить, не должны препятствовать нашему взаимодействию в тех областях, где мы видим совпадение интересов. Это касается и Арктического совета, и Совета Баренцева/ Евроарктического региона, в котором Норвегия с этого месяца стала председателем.

Говорили о ситуации на Украине. Здесь очевидно у нас позиции расходятся. Наши западные коллеги дружно видят главную проблему в том, что восточные регионы Украины, а также Крым категорически не приняли результаты вооруженного антиконституционного государственного переворота, который, по сути дела, был поощрен некоторыми нашими западными коллегами, а кто-то с ним смирился. Такое попустительство со стороны западных коллег в отношении инициаторов упомянутого мною антиконституционного государственного переворота сегодня привело к тому, что на Украине, к сожалению, продолжается разгул неонацистов. Надеемся, что ситуацию на востоке Украины удастся урегулировать на основе Минских договоренностей. Мы слышим регулярное подтверждение со стороны Президента Украины В.А.Зеленского, что он хочет это сделать. Будем надеяться, что у него получится. Готовы всячески содействовать выполнению этих договоренностей по линии Донецка и Луганска.

Обсудили ситуацию в Сирии с упором на происходящее на северо-востоке этой страны. Проинформировали о реализации Меморандума о взаимопонимании между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, который был одобрен в Сочи 22 октября. Также говорили о подготовке к работе Конституционного комитета по линии ООН. Как вы знаете, норвежский гражданин Г.Педерсен является Специальным посланником Генерального секретаря ООН по сирийскому урегулированию.

Подтвердили нашу высокую оценку усилий Норвегии по организации внутривенесуэльского диалога. По большому счету это отражает многолетние традиции норвежской внешней политики, которая всегда славилась тем, что стремилась посредничать в урегулировании различных конфликтов в Азии, Латинской Америке, Африке. Особо значимой в международном сообществе считается роль, которую Норвегия сыграла в достижении соглашений Осло по палестино-израильскому урегулированию. Это было давно, но они не утратили своего значения. К сожалению, сейчас соглашения Осло, Мадридские принципы и резолюция СБ ООН об урегулировании палестино-израильского конфликта подвергаются жесткой ревизии. Эти многосторонние международно-правовые договоренности пытаются подменить некими закулисными келейными сделками. Считаю, что это очень опасно. Мы все должны добиваться как в палестинском вопросе, так и во всех других проблемах мировой политики полного выполнения достигавшихся раннее договоренностей.

Обсудили наше взаимодействие в ООН, в том числе в свете того факта, что Норвегия выдвинула свою кандидатуру для избрания в непостоянные члены СБ ООН.

В заключение хотел бы еще раз вернуться к нашему общему героическому прошлому и выразить надежду, что приобретенный в годы Второй мировой войны бесценный опыт союзничества и сотрудничества в борьбе с преступной идеологией будет востребован и сегодня, когда так необходимо объединить усилия для ответа на угрозы и вызовы глобального характера, который может быть только общим. Это касается, конечно же, в том числе (может быть, даже в первую очередь) и задачи выстраивания пространства равной и неделимой безопасности и сотрудничества в Евроатлантике и Евразии, как было провозглашено на саммите ОБСЕ в 2010 году в Астане.

Я пригласил свою коллегу посетить Российскую Федерацию в удобное для нее время. Надеюсь, что это произойдет в следующем году.

Вопрос: Накануне этой встречи в МИД России заявили, что планы развития вооруженных сил Норвегии имеют очевидную антироссийскую направленность и Москва рассчитывает, что норвежская сторона представит свои аргументы, объясняющие активные военные приготовления у российских границ. Вы упомянули так называемую базовую политику. Достаточное ли это объяснение или Вы ожидали других аргументов?

С.В.Лавров: Мы не стремимся к удовлетворению, когда обсуждаем эти вопросы. Знаем, что в ходе человеческой жизни полное удовлетворение недостижимо, но мы откровенно и профессионально обсудили ситуацию, которая складывается с безопасностью на севере Европы. Задали вопросы, связанные с развитием активности НАТО на территории Норвегии. Нас это тревожит с точки зрения того, что это наш сосед и что это создает риски милитаризации Арктики, против чего всегда активно выступают все члены Арктического совета. Госпожа Министр привела в ответ аргументы, включающие обязательства в рамках Североатлантического альянса, но при этом подтвердила, что «базовая политика» в полной мере сохраняет актуальность. Рассчитываем, что так оно и будет. Обратили внимание на официальное заявление заместителя Министра иностранных дел Королевства о том, что Норвегия не рассматривает Россию в качестве угрозы своей безопасности. Думаю, что возобновившиеся в этом году достаточно активные контакты по линии министерств обороны будут способствовать укреплению доверия. Всячески их поощряем.

Вопрос: Что требуется для решения дела Ф.Берга? Когда он может вернуться в Норвегию?

С.В.Лавров (отвечает после И.М.Эриксен Сёрэйде): Могу только добавить, что Ф.Берг был осужден за шпионаж. Он подал прошение о помиловании, которое рассматривается. Надеюсь, что это не займет много времени. Результат вы узнаете.

Вопрос: В Северной Норвегии есть опасения относительно российского военного потенциала на границе. Как Вы можете это прокомментировать?

С.В.Лавров: Россия никогда не планировала и не планирует агрессивных развертываний своих вооружённых сил где бы то ни было и, уж конечно, не на границе с Норвегией. При этом мы с озабоченностью смотрим, как на норвежской территории качественно и количественно укрепляется присутствие НАТО. Это касается модернизации аэродромов под нужды Североатлантического альянса и портовых терминалов для приема американских атомных подводных лодок. Здесь находятся уже несколько сотен военнослужащих США, британцы тоже планируют расположиться. Мы должны учитывать это в нашем военном планировании, чтобы угрозы не материализовались. Но заверяю, что мы делаем абсолютный минимум необходимого, чтобы чувствовать себя спокойно. Как Норвегия не видит угрозу безопасности в России, так же и Россия не видит в Норвегии угрозу своей безопасности. К сожалению, порой все зависит не только от намерений конкретной стороны, но и от того, как развивается ситуация в том или ином альянсе, в который она входит.

Вопрос: Готова ли Россия гарантировать соблюдение прав курдов и курдского гражданского населения при их отводе от турецкой границы, а также обсуждать создание зон безопасности на севере Сирии под эгидой ООН?

С.В.Лавров: Что касается выполнения Меморандума, который был одобрен Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом Турецкой Республики Р.Т.Эрдоганом в Сочи 22 октября, то права всех сторон, выполняющих достигнутые договоренности, будут, безусловно, уважаться. Напомню, что эти российско-турецкие договоренности были поддержаны и одобрены Президентом Сирии Б.Асадом и руководителем курдских сил самообороны.

Что касается инициативы о создании на северо-востоке Сирии зоны безопасности решением СБ ООН, то у нас пока нет даже понимания, о чем конкретно идет речь. Эту инициативу впервые выдвинула Министр обороны Германии, но она была критически воспринята другими частями немецкого Правительства. Потом Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг стал делать странные заявления, что некоторые члены Альянса поддерживают эту идею, некоторые – не очень. Если речь уже пошла о том, что натовцы хотят взять на себя эту задачу, то идея ничего хорошего в себе не таит. Не нужно от добра искать добра. Есть российско-турецкие договоренности, поддержанные и Дамаском, и курдами. Надо их выполнять.

 

Источник: сайт МИД России

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати