Адам Прайс, лидер Партии Уэльса.
Фото Рейтер
Похоже, что уже в прошлом знаменитая максима, которую автор издавна считал верною: «Британцы – отличные стратеги».
Иначе как объяснить, что затевая расставание Великобритании с Евросоюзом по имени «Brexit» в Лондоне не просчитали наперед всех последствий. И вот, пожалуйста – процесс Brexit’a привел к тому, что политическая верхушка расколота, финансовые интересы подорваны, а хуже того, – различные части земель, объединенных в единую Великобританию на её островах, откровенно заявляют о том, что после Brexit’a готовы остаться в рядах Евросоюза даже путем откола от Лондона.
Видимо, многие посмотрят после этих слов в сторону Шотландии, которая уже в 2014 году продемонстрировала свой норов, и даже провела референдум о независимости. Да, в случае Brexit’a Эдинбург намерен проводить вновь подобный же референдум, и не факт, что жители северной части острова Британия в следующий раз вновь выразят волю к сохранению статус-кво в рамках единой Великобритании, а не желание разорвать связь с Лондоном ради сохранения места в ЕС. Представляете лозунг: «Шотландия – член Евросоюза»? Полагаю, что в Лондоне подобные вещи вообще не учитывались, когда закрутили там эту шарманку (совсем не от французского слова «charme» – очарование) с Brexit’ом.
Сейчас, помимо Шотландии, о «независимости» заговорили и в Северной Ирландии, которая не прочь воссоединиться с Республикой Ирландия и после этого припомнить британцам все унижения, которые пережили ирландцы под английским владычеством. Известно же, что ирландское население было превращено бриттами в рабов.
А самая последняя новость на эту тему с британского острова может окончательно лишить сна тех, кто является потомками английских колонизаторов и истребителей десятков, если не сотен, тысяч людей в английских колониях за несколько веков. Бумеранг вернулся, откуда не ждали – из «родного» лондонской публике Уэльса.
Там, в Кардиффе, насмотревшись на тот кавардак, что устроили лондонские власти, неожиданно для этих властей заговорили о собственной независимости. Только что Адам Прайс (Adam Price), глава «Plaid Cymru», валлийской национальной партии или Партии Уэльса, объявил, что «референдум по вопросу о независимости Уэльса определённо состоится раньше 2030 года». Вы полагаете, что 2030 год далеко? Да он – по историческим меркам – просто «за углом»! Причем, Прайс намекает, что день референдума, а за ним и выход Уэльса из состава Великобритании может наступить весьма скоро.
Он сообщил программе «Завтрак у Би-би-си», что референдум состоится «определенно в следующем десятилетии». А также о том, что Уэльсу самостоятельное вхождение в Евросоюз, как отдельного государства, даст до 2 млрд фунтов стерлингов в качестве дотаций ЕС. А такая сумма для его населения в три с небольшим миллиона человек – весьма привлекательна.
Если говорить о деньгах, к которым там питают особое отношение, то Прайс прямо озвучил сумму, ради которой Уэльс готов поторговаться с Лондоном: «Уэльс заслужил 20 миллиардов фунтов стерлингов на реконструкцию, оплаченную Вестминстером». Он сказал, что Уэльс должен получить «компенсацию за столетие забвения, которое оставило страну, богатую своими ресурсами, с горьким наследием нищеты, болезней, разрушенных жизней и разбитых мечтаний». О, как! «Вестминстер должен нам больше, чем в двадцать раз за похищенное ими богатство. Северная Ирландия абсолютно заслуживает «Нового курса». Но, безусловно, это верно и для Уэльса». Бунт? Нет?
Прайс также пустил слезу и рассказал о своей политике, направленной на то, чтобы «вытащить 100 000 детей Уэльса из нищеты», попутно определив чуть не главную местную заботу: построить «линию быстрого транзита» для долин Южного Уэльса, то есть наладить транспортную инфраструктуру.
«События ускоряются, хаос в центральном правительстве нарастает, и Уэльс не может слепо верить Лондону», - заявил Адам Прайс на конференции валлийской национальной партии в Суонси.
Прайс мягко стелет: «Мы не знаем, покинет ли Уэльс союз с Англией или не покинет. Но референдум состоится обязательно». Зато «спать лондонцам будет жестко»: «Если в Северной Ирландии что-то разрешено, если в Шотландии что-то происходит, то Лондон обязан дать и Уэльсу такие же права — таможенные зоны, самоуправление, референдум».
Местная пресса отмечает, что «традиционно, число сторонников валлийской независимости не превышало 10% населения Уэльса», но в последнее время, «в связи с общебританским политическим кризисом, этот процент постоянно растёт и за время премьерств Мэй и Джонсона достиг 25%». Немало, хотя пока и не критично. Но это только – пока… Главное – «процесс пошел» (с).
Не зря же Прайс на всю – ещё единую – страну заявил в эфире ВВС: «Великобритания, как мы её знаем, может прекратить свое существование через несколько лет». А миссия его партии «Plaid Cymru» состоит в том, чтобы «убедить избирателей в Уэльсе – независимость необходима, если мы хотим решить наши проблемы как (sic!) нация».
Вот Лондон, заведший шарманку Brexit’a, и получает весь «букет требований национального самоопределения» – из Шотландии, Северной Ирландии, а теперь и из Уэльса.
Возможно, настанет час, и перед самими англичанами возникнет вопрос: «Кто тут, на острове, Хозяин?»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs