По словам российских дипломатов, точка зрения британского премьер-министра Бориса Джонсона «вызывает удивление и неприемлема», говорится в заявлении пресс-службы посольства, опубликованном на сайте дипмиссии.
«При всех исторических дискуссиях вокруг советской военной операции в восточных районах Польши (в Западной Украине и Западной Белоруссии) постановка вопроса, при которой действия СССР фактически приравниваются к гитлеровской агрессии, совершенно неприемлема. Если уж говорить о том, кто, помимо Гитлера, обрек польское государство на трагедию 1939 года, придется вспомнить роль британской дипломатии, которая не только попустительствовала захватнической политике нацистов (Австрия, Чехословакия, Мемель), но и последовательно саботировала предложения СССР о создании эффективного антигитлеровского альянса, в том числе конкретно для защиты Польши», - говорится в сообщении дипмиссии.
Ранее журнал «Международная жизнь» подробно рассказал о политике Великобритании в предвоенный период. «Как справедливо отмечает российский исследователь В.Л.Мальков, «не желая превращения Германии в союзницу СССР, с самого начала английская дипломатия не связывала себя признанием территориального деления, произведенного в Версале, окончательным и не подлежащим изменениям в рамках нового генерального соглашения, либо каким-нибудь иным мирным путем. Расходясь с Францией в определении характера внешних угроз и с раздражением взирая на ее попытки разного рода комбинациями создать контригру на востоке Европейского континента, в Лондоне в большей мере были склонны считать вопрос о восточных границах Германии открытым.
Это отчетливо проявилось и в Локарно, и в более доверительных отношениях английской дипломатии с веймарской Германией, нежели с Францией, и в особенности в ходе встречи Д.Ллойд Джорджа и Гитлера 4 и 5 сентября 1936 года. Один из столпов Версальской системы оказался удивительно расположен рассматривать притязания фюрера на ее пересмотр за счет малых стран на Востоке и Юго-Востоке Европы, а также французских интересов в этом регионе. Именно из-за «гибкой» политики Лондона, а не из-за угроз Москвы к середине 30-х годов стало ясно, что существование малых стран Европы – детища Версаля – вне прочной, включающей все без исключения европейские страны, построенной на доверии и закрепленной международными соглашениями (включая военные) системы коллективной безопасности с обязательным участием в ней России становится в высшей степени проблематичным. Однако признать это открыто никто не хотел». На провокационную роль Великобритании указывали аккредитованные в западных столицах советские дипломаты. В частности, полномочный представитель СССР в Великобритании И.М.Майский в секретном письме народному комиссару иностранных дел М.М.Литвинову от 10 февраля 1939 года называл Н.Чемберлена «важнейшим союзником Гитлера и Муссолини», - говорится в статье.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs