Уважаемые дамы и господа,
Дорогой Хайко,
Спасибо Тебе лично и Твоей команде за гостеприимство, конечно же, Премьер-министру Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия А.Лашету, с которым у нас сегодня состоялась очень полезная встреча.
Мы хорошо поговорили. Как ты и сказал, далеко не во всем мы друг с другом соглашаемся. Я напомнил, что едва ли есть на свете две страны, которые друг с другом соглашаются во всем, даже если они являются тесными союзниками. Главное, что для нас обоих и наших стран очевидно, что на фоне очень непростой ситуации в мире такой насыщенный диалог между Россией и Германией имеет весьма важное значение. Его поддержание идет не только на пользу двусторонним отношениям между нашими странами, но и оказывает весьма благотворное воздействие на общеполитическую ситуацию в Европе и за ее пределами. Мы заинтересованы в наращивании сотрудничества настолько, насколько к этому готовы наши партнеры.
В качестве успешного примера мы сегодня говорили о предстоящем Форуме общественности «Петербургский диалог», который действует под патронатом Президента России В.В.Путина и Канцлера ФРГ А.Меркель. Сегодня мы с Хайко примем участие в церемонии открытия 18-го пленарного заседания этого Форума, которое пройдет под девизом «Сотрудничество как лейтмотив для мирной Европы: вклад гражданских обществ России и Германии». У нас общее мнение, что Форум играет ведущую роль в диалоге между представителями общественности наших стран.
Подтвердили обоюдный настрой на углубление взаимодействия в экономической, научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах. Удовлетворены ходом реализации программы российско-германского Года научно-образовательных партнерств 2018-2020 гг., который был запущен в декабре прошлого года под нашим с Министром иностранных дел ФРГ Х.Маасом совместным патронатом.
Дали высокую оценку деятельности двусторонней межведомственной Рабочей группы высокого уровня по вопросам политики безопасности. Этот диалоговый механизм позволяет профессионально обсуждать самый широкий круг вопросов. Отметили возобновление деятельности и другой Рабочей группы - по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов, заседание которой состоялось в прошлом месяце в Москве.
Ценим принципиальную поддержку Берлина в решении вопросов энергобезопасности Европы, включая поддержку строительства газопровода «Северный поток-2». Это сугубо коммерческая инициатива, она призвана укрепить энергетическую безопасность Европы за счет диверсификации маршрутов и минимизации транзитных рисков. При этом, как мы сегодня подтвердили, Россия готова договариваться о сохранении поставок по украинскому маршруту, открыта к достижению договоренностей по этому вопросу на экономически обоснованных и практически реализуемых условиях.
У нас состоялся серьезный разговор по вопросам стратегической стабильности. У России вызывает растущую обеспокоенность курс США на слом всей договорно-правовой базы контроля над ядерными вооружениями. Как вы помните, все началось с одностороннего выхода США из Договора о противоракетной обороне. Это продолжается сейчас с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который в силу принятого в Вашингтоне решения прекратит свое существование 2 августа. Россия сделала все, чтобы сохранить этот Договор. Причем последние несколько лет мы старались наладить профессиональный и конкретный разговор по взаимным озабоченностям. США не только сами уклонились от этого диалога, но и запретили, по сути дела, своим союзникам по НАТОпринимать в нем какое-либо участие. Мы озабочены тем, что развал всей системы контроля над ядерными вооружениями может иметь далеко идущие негативные последствия для международной безопасности. В этой связи сейчас, конечно, на кону судьба Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Мы подтвердили позицию, которую не раз излагал Президент России В.В.Путин, в том числе в ходе встречи с Президентом США Д.Трампом в Осаке «на полях» саммита «Группы Двадцати», о нашей готовности и заинтересованности продлить этот Договор, как в нем и предусмотрено, на очередные пять лет после истечения его основного срока в феврале 2021 года.
Ценим заинтересованность Германии в том, чтобы диалог по стратегической стабильности не развалился. Соответствующие инициативы Германия выдвинула в рамках ОБСЕ и совсем недавно вместе со Швецией и Нидерландами - в ООН. Мы будем делать все, чтобы, в том числе и с учетом этих инициатив, наладить взаимоуважительный, профессиональный разговор, с тем чтобы спасти ситуацию в сфере стратегической стабильности, не позволить ей уйти, как у нас говорят, в разнос.
Как сказал Министр иностранных дел ФРГ Х.Маас, мы обсудили украинскую проблематику с акцентом на необходимость реализации Минского «Комплекса мер». Напомнили, что нынешний кризис на Украине возник в результате антиконституционного государственного переворота в феврале 2014 г., в ходе которого радикальная оппозиция развалила соглашение, достигнутое между тогдашним президентом и оппозиционерами при поддержке стран Евросоюза, включая, в частности, Германию, Францию и Польшу. Тем не менее, мы хотим, чтобы все положения Минских договоренностей строго выполнялись. Отметили, что новые власти в Киеве после достаточного количества противоречивых заявлений подтверждают свою приверженность Минскому «Комплексу мер» и готовы его выполнять. В этой связи отмечу, что на последней встрече экспертов «нормандского формата» в Париже, в ходе заседания Контактной группы 17 июля в Минске появились подвижки, которые дают основания полагать, что здесь можно начать продвигаться вперед. Мы со своей стороны будем всячески поддерживать такой настрой, будем использовать свои возможности для содействия практическим шагам на этом направлении, в том числе в наших контактах с Донецком и Луганском.
Сверили подходы по вопросам, которые касаются урегулирования кризисных ситуаций на Ближнем Востоке и Севере Африки. Применительно к Сирии мы рассказали о том, какие усилия предпринимаем в рамках «астанинского формата» вместе с Ираном и Турцией с тем, чтобы продвигаться в выполнении резолюции 2254 СБ ООН по всем направлениям, включая бескомпромиссную борьбу с терроризмом, решение гуманитарных вопросов и налаживание инклюзивного политического процесса. В этой связи решающее значение будет иметь формирование Конституционного комитета, над чем мы активно работаем вместе с нашими партнерами по «астанинскому формату», со спецпосланником Генерального секретаря ООН по Сирии Г.Педерсеном, стремясь достичь таких решений, которые будут удовлетворять и Правительство, и оппозицию. Есть основания полагать, что скоро мы сможем рассказать о достигнутых позитивных результатах.
Обсуждали ситуацию вокруг Ирана. Едины в необходимости активизировать усилия всех остающихся после выхода США участников Совместного всеобъемлющего плана действий, включая «евротройку», в пользу сохранения договоренностей и обеспечения, подчеркну это еще раз, их полноценной реализации. Ключевым в этом смысле должен быть принцип взаимности, который лежит в основе СВПД. Действия США, которые вышли из СВПД в нарушение резолюции СБ ООН и запрещают другим участникам выполнять взятые на себя обязательства, откровенно противоречат нормам цивилизованного общения, не говоря уже о международном праве. Считаем, что наши европейские партнеры могли бы занять по этому вопросу более четкую и определенную позицию.
Говорили о положении в зоне Персидского залива. Заинтересованы в продвижении объединительной повестки дня в этом важном регионе мира, устранении имеющихся разногласий путем инклюзивного диалога. В этом контексте мы напомнили о российской инициативе обеспечивать коллективную безопасность в этом регионе с участием арабских государств Персидского залива и Ирана при поддержке международного сообщества.
В целом, мне кажется, переговоры подтвердили стратегический характер наших отношений, стремление решать все вопросы, по которым мы можем найти общие позиции, конечно, при понимании, что остаются темы, по которым наши позиции расходятся, но по ним мы в любом случае будем продолжать заинтересованный диалог, в том числе в рамках тех механизмов, которые были созданы по направлениям экономического сотрудничества, сотрудничества в сфере безопасности, гуманитарным вопросам. Я считаю, что это очень полезная практика – продолжать функционировать на всех уровнях. Наши лидеры регулярно встречаются. Последняя встреча Президента России В.В.Путина и Канцлера ФРГ А.Меркель состоялась в Осаке «на полях» саммита «Большой двадцатки». Мы с Хайко проводим встречи по несколько раз в год. Наши заместители и эксперты регулярно общаются. Это помогает взаимопониманию, помогает лучше понимать позиции друг друга. А самое главное – не только понимать, но и искать пути решения многочисленных проблем, прежде всего, региональной и международной повестки дня.
Вопрос (перевод с английского): Сегодня Европейский суд по правам человека в Страсбурге обнародовал решение по делу грузинского телеканала «Рустави 2» в связи с передачей телекомпании ее бывшему владельцу. В своем интервью газете «Аргументы и факты» Вы говорили о Грузии, а также упоминали «Рустави 2». Удовлетворены ли Вы решением Страсбургского суда в отношении нашего телеканала?
С.В.Лавров (перевод с английского): При чем здесь я? Если я и упоминал «Рустави 2», это не значит, что я имею какое-либо отношение к чему-то, что происходит в Грузии.
И спрашивая моего коллегу о том, что он думает о «незавизимых прозападных каналах», Вы действительно думаете, что только прозападные СМИ могут быть независимыми?
Я-то думал, Вы все-таки прогрузинский канал, ну да ладно…Я не знаю, какое именно решение принял Страсбургский суд в отношении смены владельца Вашего телеканала. Не уверен, что это входит в его полномочия. Я об этом ничего не слышал, но в любом случае, полагаю, что это внутреннее дело Грузии. У Вашей страны есть свое законодательство, на базе которого должны решаться все вопросы, затрагивающие внутренние дела в Грузии.
Что касается нашей позиции в отношении последних событий Грузии в части, касающейся их проекции на российско-грузинские отношения, она неоднократно озвучивалась Президентом России В.В.Путиным, Министерством иностранных дел России. Мне нечего добавить.
Мы хотим иметь дружеские отношения с грузинским народом. Нам не нравятся попытки использовать различные СМИ, включая «независимые прозападные», в целях разрушения потенциала российско-грузинского сотрудничества.
Вопрос: Говорили ли вы сегодня о конкретной дате возобновления работы «нормандского формата»? Может ли очередная встреча пройти в августе, после парламентских выборов на Украине? Как Вы оцениваете предложение Украины по вовлечению в этот формат США и Великобритании?
С.В.Лавров: Насчет возможных встреч в «нормандском формате» у нас, по-моему, общая позиция: они должны быть тщательно подготовлены, если мы ведем речь о встречах в верхах. Чтобы не девальвировать этот уровень, необходимо перед каждой новой встречей обеспечивать выполнение решений, принимавшихся на предыдущих саммитах. Последний саммит «нормандского формата» состоялся в Берлине в октябре 2016 г. На нем были приняты конкретные решения: во-первых, о разведении сил и средств в трех пунктах на линии соприкосновения, включая станицу Луганская, и, во-вторых, о решении вопроса об особом статусе Донбасса через «формулу Ф.-В.Штайнмайера». Эта формула предусматривает вступление в силу закона об особом статусе на временной основе – в первый день выборов на этих территориях на Донбассе, на постоянной основе – в день, когда наблюдатели ОБСЕ выпустят свой окончательный доклад, подтверждающий, что выборы были свободными и справедливыми. Это была четкая договоренность на уровне первых лиц.
Последние три года на заседаниях Контактной группы и по линии экспертов «нормандского формата» мы вместе с Донецком и Луганском пытались добиться реальных практических шагов по той и другой теме.
Разведение сил и средств в станице Луганская категорически блокировалось Киевом. На этот счет есть документальные подтверждения миссии ОБСЕ, в которых четко говорится, кто при режиме П.А.Порошенко был виноват в отсутствии прогресса в выполнении этих договорённостей. Наши украинские коллеги в Контактной группе и в «нормандском формате» так же насмерть стояли против того, чтобы «формула Ф.-В.Штайнмайера» обрела правовую форму.
Сейчас после избрания Президентом Украины В.А.Зеленского Контактная группа активизировала свою работу, она провела несколько заседаний. 17 июля в Минске состоялось очередное заседание, которое, по оценке наших представителей в Контактной группе, было наиболее результативным за все время существования этой структуры. Есть договоренности о разведении сил и средств, включая станицу Луганская, где разведение уже началось. Представители нового украинского руководства высказались в пользу того, чтобы разведение сил и средств произошло на всем протяжении линии соприкосновения – это тоже позитивный сигнал. Конкретно условились подготовить списки для обмена удерживаемыми лицами. Это хорошие, позитивные шаги. Мы будем добиваться того, чтобы они материализовались.
Как только будет ясно, что решение предыдущего саммита в Берлине, который состоялся в октябре 2016 г., выполнено, я думаю будут все основания, чтобы планировать очередной саммит в «нормандском формате» при том понимании, что он будет подготовлен экспертами, министрами. 12 июля в Париже состоялась встреча экспертов. В ней впервые участвовал представитель нового руководства Украины. По нашей оценке, прорывов там не произошло, но атмосфера была конструктивной, и есть основания полагать, что в отличие от режима П.А.Порошенко новая команда будет стремиться честно выполнять Минские договоренности. Заявления из Киева о том, что их намерение – выполнить все, о чем договорились в Минске в феврале 2015 г., мы активно приветствуем. Посмотрим, как заявления будут воплощаться в практические дела. Будем делать все, чтобы этому способствовать.
Вопрос: Президент России В.В.Путин подписал указ, который наделил правом получения гражданства России в упрощенном порядке жителей всех районов и населенных пунктов Донецкой и Луганской областей. Вы считаете, что это замедляет усилия по возобновлению мирного процесса? В случае, если режим прекращения огня на Украине станет устойчивым, будет соблюдаться несколько месяцев, правительство ФРГ рассмотрит возможность начала отмены антироссийских санкций?
С.В.Лавров: Честно говоря, меня удивляет такой однобокий, предвзятый подход к ситуации, которая касается людей, находящихся в объявленной П.А.Порошенко торгово-экономической блокаде. Они не могут получить ни необходимую медицинскую помощь за пределами этих территорий, ни другие элементарные услуги, которые любое нормальное государство предоставляет своим гражданам. Но, помимо сугубо «заземленных» проблем проживающих там людей, напомню о международном праве, о котором мы так давно говорим и настаиваем на необходимости его соблюдать. Есть Европейская конвенция о гражданстве. В ней черным по белому записано, что любое государство само определяет, кто может являться его гражданином. Одного этого было бы достаточно, чтобы вопросы наподобие того, который Вы сейчас задали, не вызывали такого ажиотажа и риторической полемики. Помимо Конвенции, есть Всеобщая декларация прав человека, в которой сказано, что никто не может быть лишен права сменить свое гражданство и вступить в гражданство другой страны. Последнее замечание уже не из международно-правовой, гуманитарной сферы, а из практической: многие годы страны Европейского союза – Венгрия, Румыния, Польша – принимают в свое гражданство жителей Украины. Вы об этом прекрасно знаете. Мне любопытно, интересуетесь ли вы причинами позиций этих стран, и почему до сих пор вы не обращали никакого внимания на проблему выдачи паспортов иностранных государств жителям Украины?
Насчет инициативы, озвученной, как я понимаю, экспромтом Президентом Украины В.А.Зеленским, о подключении США и Великобритании к «нормандскому формату», уже высказались представители самой Администрации США, которые не видят в этом необходимости. Как я понимаю, аналогичная позиция у Франции и Германии. Мы исходим из того, что формат согласован, имеет шанс в новых условиях продвинуться вперед, и важно не распылять внимание.
Вопрос: Урсула фон дер Ляйен, известная своей жесткой позицией по отношению к России, стала первой женщиной-главой Еврокомиссии. Не боитесь ли Вы, что отношения между Россией и ЕСухудшатся, станут более сложными?
С.В.Лавров: Даже не знаю, как реагировать на этот вопрос. Это суверенное дело Евросоюза. Процедуры, которые применяются для назначения или избрания институтов Евросоюза, разработаны внутри ЕС, и мы относимся к ним как к таковым.
Что касается того, что кто-то был известен не совсем доброжелательным высказыванием в адрес России, то скажите мне, кто был известен доброжелательным высказыванием в адрес России в последнее время. Мы – прагматики, и хотим ориентироваться не на какие-то публичные заявления, а на практические дела. Если говорить о российско-германских отношениях (чем мы сегодня здесь занимаемся), то у нас есть ощущение, что, несмотря на достаточно серьезные разногласия по целому ряду вопросов, есть понимание, что это не должно быть препятствием для развития нормального диалога в интересах наших стран и народов.
С Евросоюзом у нас уже лет пять – шесть не было встреч в форматах, которые согласованы в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Не было ни саммитов, ни встреч на уровне Министра иностранных дел России и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Также не состоялось ни одного секторального диалога, которых всего было более двадцати, включая энергетику, визовую либерализацию, гуманитарные темы, вопросы прав человека. Все это заморожено по инициативе Брюсселя. Надеюсь, что новый состав Еврокомиссии проведет инвентаризацию отношений с Российской Федерацией. Когда они выскажут свою позицию по дальнейшему развитию связей с нами, мы, конечно, будем реагировать. Как я уже подчеркнул во вступительном слове, мы будем готовы продвигаться так далеко, насколько к этому готовы наши партнеры.
Вопрос (обоим минстрам): Вы сегодня выступаете вместе, что является знаком сближения. Когда могут возобновиться межправительственные консультации? Какие есть для этого предпосылки?
С.В.Лавров (добавляет после Х.Мааса): Межгосударственные консультации были достаточно эффективным механизмом. Надеюсь, что когда-нибудь он возобновит свое функционирование. Консультации позволяли в присутствии Президента и Федерального канцлера, с участием отраслевых министров рассмотреть весь комплекс отношений между Россией и Германией в их взаимосвязи. Мы постепенно возобновляем деятельность структур, которые существовали раньше. Я уже упоминал Рабочую группу по вопросам безопасности, Рабочую группу по стратегическим экономическим вопросам. Эффективно работает Совместная комиссия по научно-техническому и инновационному сотрудничеству. Развиваются форматы диалога между общественностью: и «Петербургский диалог», и Германо-российский форум, и «Потсдамские встречи». Мне кажется, что создаются условия для восстановления всей ткани нашего взаимодействия. Когда и если наши германские коллеги будут готовы к возобновлению межгосударственных консультаций, за нами дело не станет.
Вопрос: Что конкретно может предложить Россия для спасения СВПД? Есть ли какая-нибудь совместная российско-европейская инициатива? Обсуждается ли возможность совместной поездки для спасения ядерной сделки?
С.В.Лавров: Мы сегодня много об этом говорили. Скажу коротко. Была договоренность, которую вырабатывали более пятнадцати лет. Она приветствовалась всеми как прорыв не только в решении конкретной проблемы в этом регионе мира, но и как важнейший шаг в укреплении режима нераспространения ядерного оружия. Договоренность была единогласно одобрена Советом Безопасности ООН и опиралась на «пакет», на взаимные обязательства и уважение прав друг друга, которые конкретно расписаны в Совместном всеобъемлющем плане действий, как он был одобрен СБ ООН. Когда США, разрушая многие международно-правовые инструменты в области безопасности, климата и других сфер, вышли из СВПД, то они нарушили резолюцию СБ ООН, которая имеет обязательный характер. Мало того, США сейчас своими действиями - не буду их перечислять, они хорошо известны - запрещают всем другим членам ООН выполнять резолюцию 2231 СБ ООН.
В этой ситуации действия, которые предпринимает Иран, означают то, что было предусмотрено в самом СВПД, когда он нарушается кем-то из участников, в данном случае - США. При этом, как вчера заявил Министр иностранных дел Ирана М.Д.Зариф, Иран не хочет выходить из СВПД, но будет пользоваться теми возможностями, которые содержатся в Плане, для реакции на грубейшие нарушения резолюции со стороны в данном случае США. Мы работаем с Ираном, как это делают Германия, Франция, Великобритания и Европейская внешнеполитическая служба, призывая их к сдержанности и к тому, чтобы общими усилиями мы сохранили эту сделку. Сегодня мы особенно акцентировали важность обеспечения единства действий и позиций всех остающихся в СВПД участников этой договоренности – европейской «тройки», России, Китая. Мы едва ли достигнем результата, если будем говорить, что спасение этой сделки зависит только от Ирана. Поэтому помимо тех шагов, которые Вы упомянули – совместная поездка в Тегеран, предложение уговаривать иранцев, нужно призывать к сдержанности всех. Но затушёвывать основополагающую причину – когда постоянный член СБ ООН перечеркнул резолюцию высшего органа системы ООН и запрещает всем другим выполнять эту резолюцию, недопустимо. Это также требует принципиальной оценки. Надеемся, что наши европейские партнеры будут придерживаться таких оценок.
источник: сайт МИД России
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs