В Центре международной торговли в Москве продолжил свою работу научно-экспертный форум «Примаковские чтения» по теме «Возвращение конфронтации: есть ли альтернативы?» Журнал «Международная жизнь» уже писал о событиях первого дня этого форума, приуроченного к 90-летию известного российского политического и общественного деятеля Евгения Примакова. Организатором мероприятия выступил Институт мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук. Наш материал посвящен второму дню этой представительной конференции.
Сергей Лавров: «США и их союзники стремятся подорвать роль ООН в международных делах»
Второй день Примаковских чтений открыло выступление министра иностранных дел Сергея Лаврова. Глава внешнеполитического ведомства выразил полную поддержку формату форума, отметив, что с каждым годом он становится одним из наиболее представительных экспертных площадок.
Министр отметил, что принципы, которыми руководствовался Евгений Примаков в своей общественной и государственной деятельности: открытость, сотрудничество, поиск совместных решений – полностью прошли проверку временем.
«Отстаивая национальную позицию, Евгений Примаков никогда не был апологетом изоляционизма и конфронтации, - подчеркнул Сергей Лавров. – Он всегда был сторонником позиции, согласно которой имеющиеся разногласия между ведущими мировыми центрами не должны препятствовать объединению общих усилий перед лицом важнейших современных вызовов: терроризма, наркотрафика, распространения оружия массового уничтожения».
К сожалению, проблем на международной арене не становится меньше, а главной помехой к объединению усилий остаются усилия небольшой группы западных стран во главе с США, политическое руководство которых не в состоянии понять, что мир необратимо изменился. «С целью сохранить свое геополитическое преимущество, Соединенные Штаты продолжают наносить мощные удары по архитектуре международной безопасности, сформировавшейся по итогам Второй мировой войны», - отметил российский министр иностранных дел. Примеров такого рода множество – это выход США под надуманным предлогом из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, сознательное нагнетание напряженности в районе Персидского залива, попытки свержения законного правительства в Венесуэле. Среди них и последовательная поддержка прежних властей Украины в их упорном нежелании выполнять взятые на себя международные обязательства в рамках минского Комплекса мер, задача которого – преодолеть разрушительные последствия антиконституционного государственного переворота, произошедшего в Киеве в феврале 2014 года.
Как подчеркнул С.Лавров, США и их союзники не останавливаются перед подрывом ведущей роли ООН в международных делах. Взамен ими создаются «келейные структуры», решения которых в самых разных областях (от киберугроз до химического оружия) выдаются затем за позицию всего мирового сообщества. Все эти шаги, а также односторонние экономические санкции, экстерриториальное применение национального законодательства приводят к росту конфликтности в международных отношениях. Для того, чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, наши западные партнеры должны прекратить идеологизацию внешней политики и задействовать признанные универсальные механизмы глобального управления: ООН и ее Совет Безопасности, а также «Группу двадцати».
Несмотря на многочисленные сложности в международных делах, в последние годы было немало примеров, когда консолидированные действия международных центров способствовали принятию оптимальных решений. Среди них С.Лавров упомянул российско-американские договоренности, позволившие осуществить химическую демилитаризацию Сирии, согласование в формате «Россия-США-Европа-Китай» сделки по иранской ядерной программе, а также некоторые положительные сдвиге в урегулировании ситуации на Корейском полуострове. Однако многие эти достижения в настоящее время подвергаются ревизии, причем в условиях, когда устраивающий всех результат был единогласно зафиксирован в Совете Безопасности ООН. «Договороспособность наших западных партнеров по-прежнему остается под вопросом», - констатировал министр.
По словам С.Лаврова, среди важнейших задач, стоящих перед международным сообществом, особое значение приобретают те из них, которые связаны с необходимостью выработать общеприемлемые подходы к обеспечению кибербезопасности, регулированию процессов в области развития искусственного интеллекта, которые не должны выйти из-под контроля человека.
«Единственной альтернативой конфронтации, от которой проигрывают все, включая и самих её инициаторов, остаётся объединение усилий всех активных мировых игроков на основе международного права. Россия прилагает для этого все усилия, а важным подспорьем для этого остается научное и общественное наследие Евгения Примакова», - заключил С.Лавров.
«Мир без правил»: дыхание новой войны становится ближе?
По окончании выступления Сергея Лаврова форум продолжил свою работу. Его отдельная секция была посвящена проблемам, с которыми сталкивается система контроля над вооружениями. Её модератором выступил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
В своем вступительном слове Сергей Рябков констатировал, что система контроля над вооружениями находится под угрозой распада, что может повлечь для мира самые неприятные последствия. Причина сложившегося кризиса, по его мнению, заключается в крайне политизированном подходе к самому вопросу соблюдения международных конвенций. Особую тревогу вызывает будущее Договора о нераспространении ядерного оружия.
Откровенно пессимистичным было выступление научного руководителя Института США и Канады РАН, доктора исторических наук, профессора Сергея Рогова. По его словам, максимум через полтора года режим контроля над вооружениями, действовавший начиная с 1972 года, прекратит своё существование, и человечество войдет в эпоху «мира без правил». Не последнюю роль в этом сыграла деятельность нынешнего госсекретаря США Джона Болтона, который делает все для того, чтобы вывести Соединенные Штаты из любых двусторонних и многосторонних соглашений подобного рода. Из новой американской доктрины ПРО, принятой в январе 2019 года, исчезло само понятие «стратегическая стабильность». Вместо нее приоритет был отдан наступательной активности. Через два месяца прекратит свое существование Договор по РСМД, а уже через 2-3 года новые американские ракеты будут размещены в Прибалтике, Польше и, возможно, в Румынии. Подлетное время до Москвы тем самым сокращается до 4 минут. В условиях серьёзного политического кризиса Россия будет вынуждена внести коррективы в собственную доктрину, учитывая в ней необходимость применения упреждающего удара по противнику.
После выхода США из Договора РСМД, Россия объявила мораторий на развёртывание ракет в Европе, однако на Соединенные Штаты этот шаг не произвел должного эффекта.
«Сами американцы заявляют, что необходим новый договор, учитывающий политические и технологические изменения в мире, - заметил С.Рогов. – К переговорам настойчиво приглашается Китай. Но в таком случае, непонятно, почему в новом формате не участвуют Великобритания и Франция? Их количество вооружений соответствует китайскому, а по мерках европейских вооружений они занимают ведущее место в ракетном «зонтике» НАТО».
По мнению основателя и директора Центра исследования проблем нераспространения Миддлберийского института международных отношений Уильяма Поттера, ситуация, сложившаяся в сфере контроля над вооружениями, крайне опасна. «Ставки, связанные с миром, крайне высоки. По-видимому, никто не вынес уроков из ядерного кризиса, и это крайне негативно сказывается на состоянии современной дипломатии», - заметил эксперт.
Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН Алексей Арбатов отметил, что на фоне всеобщего кризиса контроля над вооружениями оформились два диаметрально противоположных направления политической мысли:
- идеалистическое, сторонники которого утверждают, что ядерное оружие можно запретить «одним махом». Такой шаг был предпринят в штаб-квартире ООН 7 июля 2017 года через оформление соответствующего Договора о запрещении ядерного оружия. По словам А.Арбатова, такая концепция не имеет реальных шансов и носит чисто декларативный характер;
- ревизионистское, которое исходит из тезиса, что прежняя система контроля устарела по технологическим причинам. Количественные уровни подсчета и верификации, само понятие паритета, по мнению сторонников этой концепции, необходимо отправить «на свалку истории». Взамен предполагается организовать многосторонний диалог о новых принципах транспарентности и предсказуемости любых конфликтов. При этом никто из «ревизионистов» не объясняет внятно, какие изменения на глобальном уровне стали для Вашингтона катализатором изменения позиций по двусторонним договорам.
Как подчеркнул А.Арбатов, «ревизионисты» опаснее «идеалистов» из-за того, что они стремятся внушить политическим элитам мысль о том, что кризис контроля над вооружениями – это некая закономерность или даже норма. «Наработанные за последние 50 лет методики нисколько не устарели. Это базис международных отношений, а не рудимент холодной войны. Если предполагается проводить ревизию, то не стоит забывать о достигнутых Россией и США фундаментальных договоренностях. Подрывать их основы крайне неразумно, а к изменению формата взаимодействия в этой области необходимо подходить крайне осторожно», - подчеркнул А.Арбатов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs