ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Встреча в Иерусалиме: новый формат решения сирийской проблемы?

10:51 13.06.2019 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

Уже несколько дней мировые СМИ обсуждают сенсацию - весть о трехсторонней встрече в конце июня секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева, советника президента США по безопасности Джона Болтона, советника по национальной безопасности Израиля Меира Бен-Шаббата в Иерусалиме. Надо сказать, что в двустороннем формате будущие участники иерусалимских консультаций встречались и не раз. Они постоянно общаются по телефону.

Однако сенсационный оттенок планируемой встрече придает ее неординарность, заключающаяся в месте встречи, во времени, в участниках и в предложенной тематике.

Уже появившиеся критики предстоящих иерусалимских консультаций утверждают, что официальное мероприятие с участием российских представителей, происходящее именно в Иерусалиме, чуть ли не легитимизирует этот город в качестве столицы Израиля. Но не стоит критикам забывать, что МИД РФ своим заявлением от 6.04.2017 [i] официально признал Западный Иерусалим столицей Государства Израиль. И, скорее всего, мероприятие будет проходить именно там.

Ну а в целом, Израиль, конечно, является наилучшей площадкой для диалога РФ - США, поскольку эта страна имеет хорошие деловые отношения как с Москвой, так и с Вашингтоном, в том числе и в сфере региональной безопасности. К тому же, как стало известно, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху был инициатором этой встречи. После своих недавних визитов в Москву и Вашингтон он сказал: «Я предложил президенту США Дональду Трампу и президенту России Владимиру Путину сформировать американо-российско-израильскую трехстороннюю комиссию, которая встретится в Иерусалиме для обсуждения ситуации в сфере безопасности на Ближнем Востоке, и оба согласились. Это беспрецедентно».[ii]

По всей вероятности, данная инициатива Биньямина Нетаньяху связана с тем, что, по словам высокопоставленного израильского чиновника, ранее премьер разработал план по урегулированию ситуации в Сирии и направил его президентам Путину и Трампу. Лидеры РФ и США проявили интерес к этому проекту.[iii]

Что касается времени, то оно, как известно, всегда неспокойно. А сегодня характеризуется политико-дипломатическим противостоянием РФ и США (в том числе и на Ближнем Востоке) и кризисами в регионе в целом, прежде всего в Сирии. Не является большим секретом и то, что в настоящее время эффективность работы трио Россия – Турция – Иран несколько снизилась, что предполагает поиски новых форматов для позитивного разрешения сирийского кризиса.

Если говорить об участниках встречи, то их состав тоже понятен. РФ, США и Израиль – эти авторитетнейшие державы мира и региона - в той или иной степени вовлечены в сирийскую проблему, и без них ее решение невозможно.

Как свидетельствует Reuters, «высокопоставленный чиновник администрации Трампа, который общался с журналистами на условиях анонимности, назвал встречу «беспрецедентной дипломатической возможностью» для дискуссий по Сирии, в которой все три страны были вовлечены в военном отношении».[iv]

Первоначальная реакция политологов была следующей: все разговоры о встрече в Иерусалиме - это фейк. Однако, несмотря на все организационные сложности, и в Иерусалиме, и Вашингтоне, и в Москве подтвердили эту информацию.

Встреча в Иерусалиме действительно планируется, - сообщил журналистам пресс-секретарь Патрушева Евгений Аношин. «Естественно, важнейшей темой переговоров может стать ближневосточная проблематика», - добавил пресс-секретарь. Замглавы российского МИДа Сергей Вершинин отметил, что дата встречи уже подтверждена (правда, ее не назвал).

Итак, дата встречи подтверждена, однако ее повестка пока официально не объявлена. Посему исходить надо из логики. Заявленная тема – «ближневосточная проблематика» - слишком широка. Сегодня на Ближнем Востоке огромный набор проблем политических, военных, экономических, этнических, конфессиональных, пограничных, проблем борьбы с терроризмом, безопасности и многих других. Поднять и подробно обсудить их невозможно даже силами ООН, не говоря уж о трех собеседниках.

Главная для Ближнего Востока в течение уже более 70 лет тема – палестинская, вряд ли будет затронута в Иерусалиме. По некоторым данным администрация Трампа организует в ближайшее время арабо-израильскую встречу в Бахрейне, где американцы представят свой план ее урегулирования. Известно, что Россия отказалась от участия в ней. Поэтому россиянам нет смысла обсуждать палестинскую проблему в таком формате диалога.

По всей вероятности, основной темой консультаций будет обсуждение плана премьера Нетаньяху об урегулировании кризиса в Сирии. Понятно, что для Израиля понятие «решение проблемы Сирии» непосредственно связано с решением проблемы Ирана в этой стране.

Израильский чиновник, рассказавший о «Плане Нетаньяху» сообщил также, правда, без уточнений, что этот план приведет к удалению Ирана из Сирии.[v] И это давняя цель Израиля.

А высокопоставленный на этот раз американский чиновник (что-то чиновники вдруг разговорились - неспроста!) подчеркнул, что «помимо дискуссий, направленных на предотвращение любой непреднамеренной военной эскалации, цель переговоров будет заключаться в том, чтобы обсудить, что мы потенциально можем сделать вместе, чтобы избавиться от основного раздражающего фактора на Ближнем Востоке, которым является Исламская Республика Иран».[vi] Опять речь об Иране.

Многие аналитики высказывают мысль, что США и Израиль собираются в ходе ожидающейся трехсторонней встречи в Иерусалиме предложить России сделку, включающую снятие санкций с Дамаска и признание легитимности режима Башара Асада в обмен на согласие Москвы предпринять действия, необходимые для сдерживания иранского влияния в Сирии.

Однако 4 июня спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри, выступая на семинаре в Институте Ближнего Востока в Вашингтоне, заявил, что Россия, США и Израиль не выходили ни на какие договоренности в преддверии консультаций в Иерусалиме.[vii]

Были ли предварительные договоренности или нет, в данном случае это не имеет большого значения. Главное – всё свидетельствует о том, что в Иерусалиме будут обсуждать сирийскую ситуацию, с акцентом на предотвращении эскалации и риска возможного прямого столкновения России и США, России и Израиля, а также, возможно, перспективы установления послевоенного порядка в Сирии и пути минимизации влияния Ирана в этой стране сейчас и на будущее. И вот, кажется, последнее здесь основное.

Разговорчивый американский чиновник пояснил стратегию США и Израиля на этих иерусалимских консультациях: «Мы надеемся, что нам, вместе с израильтянами, удастся разъяснить россиянам, что, по нашему мнению, иранцы не играют позитивной роли ни в Сирии, ни в Ливане, ни в Ираке, ни в Йемене, а также в других регионах, где они присутствуют. Если Россия признает этот факт, то, я уверен, этот результат нас вполне устроит».[viii]

Признает ли Россия этот факт, вот в чем вопрос. Несомненно, российско-иранские отношения довольно сложны во многих аспектах и, в том числе, во взглядах на Сирию. До победы над ИГИЛ [ix] (запрещена в России) всё было достаточно ясно: РФ и ИРИ совместно боролись против исламистских террористов.

Теперь, когда в Сирии террористические силы почти разгромлены, встал вопрос о будущем этой страны. И здесь взгляды Москвы и Тегерана несколько расходятся. Думаю, не ошибусь - Москвы не хотела бы видеть послевоенную Сирию сателлитом Ирана. А Тегеран сегодня делает для этого всё возможное. В этой связи, могу предположить, не радует Москву и иранские планы по строительству военной базы в сирийском порту Банияс, который расположен точно между российскими базами ВВС Хмеймим и ВМФ Тартус, неподалёку от них. Совершенно очевидно, что в случае осуществления этих иранских планов база Банияс станет главной мишенью израильских ВВС, что, прямо скажем, не совсем приемлемо для России. Хотя, конечно, Москва с философским спокойствием созерцает борьбу израильских ВВС против иранских и проиранских объектов на сирийской территории. Но только не вблизи своих баз.

При всём этом, даже поверхностный анализ израильско-иранского противостояния в Сирии, показывает, что Россия с определенным пониманием относится к израильской политике обеспечения национальной безопасности. Но в данном контексте Москва не желает обострения израильско-иранского конфликта. Именно поэтому РФ отказала ИРИ в поставках ЗРК С-400, [x] и явно не спешит дать сирийцам добро на широкомасштабное применение поставленных им ЗРК С-300 против израильской авиации.[xi] Такая политика, безусловно, гасит тлеющие и время от времени разгорающиеся угольки противостояния Израиля и Ирана в Сирии.

Возвращающаяся после десятилетий на Ближний и Средний Восток мировая супердержава Россия, имеющая не только региональные, но и глобальные интересы, стремящаяся развивать надежные деловые отношения со всеми ближневосточными странами, включая Израиль, Саудовскую Аравию, другие монархии Персидского залива, Египет, Ливан, Ливию, Йемен, скорее всего, не намерена концентрироваться на оппоненте этих стран - Исламской Республике Иран, тем более - быть ее союзником в противостоянии кому бы то ни было.

Принимая во внимание сложность этих взаимоотношений трудно понять, как можно ограничить влияние ИРИ в Сирии. Прямо скажем, у РФ нет желания диктовать условия Тегерану. Да, Россия поддерживает Иран и ядерную сделку, из которой вышли США. Да, Россия против санкционной политики Трампа в отношении ИРИ. Да, Россия стремиться к развитию добрососедских отношений с Тегераном. Да, по многим вопросам современной мировой политики Москва и Тегеран в теории близки. Но этого явно недостаточно. Иран претендует на роль самостоятельного игрока в регионе и мире.

При этом нужно вспомнить, Министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал во время визита его иранского коллеги в Москву в прошлом месяце, что призывы США ограничить влияние Ирана в Сирии и на Ближнем Востоке являются «нереалистичными».[xii]

В этой ситуации, пожалуй, одним из немногих вариантов, могло бы стать убеждение сирийского президента Башара Асада в ограничении влияния ИРИ. Как пишет израильская газета Haaretz (09.06.2019), «Взамен Асад может получить с американской стороны признание своего режима, а с израильской — гарантии ненападения на Сирию после вывода иранских войск. Вдобавок он может заручиться саудовскими обязательствами принять участие в восстановлении Сирии наряду со стратегическим прикрытием со стороны России. Это больше, чем ему может дать Иран».[xiii] И эти рассуждения похожи на будущую повестку встречи.

Исходя из вышеизложенного, было бы корректным констатировать, что встреча в Иерусалиме представителей РФ, США и Израиля, отвечала бы интересам России. Это, по сути, открытие новых политико-дипломатических горизонтов. Россия, судя по информации, согласилась на новый формат, на новый политико-дипломатический треугольник, который вкупе с Женевским и Астанинским процессами, с другим авторитетным трио РФ – ИРИ – Турция, несомненно, будет способствовать разрешению сирийской проблемы и в целом формированию новой политической картины на Ближнем Востоке.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати