ГЛАВНАЯ > Новости

Стратегия NASA – начать шопинг на орбите. «А на Луну полетим потом»?

16:34 08.06.2019 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото NASA

Если помните, Трамп велел NASA организовать пилотируемый полет на Луну к середине 2020-х годов. NASA поначалу отмалчивалась, а теперь выдала неожиданный ответ.

И не то, чтобы ответ был Трампу дан напрямую, и оказался негативным. Наоборот: мол, «постараемся к 2024 году запустить». Все-таки перечить приказам такого энергичного POTUS’а не «комильфто» – можно и нарваться. Поэтому NASA избрало элегантную форму реагирования, и сейчас троллит своего президента, пользуясь тем, как он зациклен на политике продвижения американских товаров по всему миру.

Выход из положения в NASA найдет конгениальный! Американское космическое агентство только что, 7 июня, пообещало: «It is opening the International Space Station for commercial business». – «Оно открыто для коммерческого использования Международной космической станции».

И речь идет не только о платных полетах туристов на МКС – об этом говорили давно, и это очень интересно. NASA удивила публику своими намерениями открыть… «продажи товаров и услуг на орбите»! Ну, как «скай-шоп» в салонах самолетов с товарами, предлагаемыми стюардессами во время перелетов.

На сайте NASA опубликована следующая новость – «The International Space Station Is Open for Commercial Business in Orbit»: «”Поскольку NASA переносит свои приоритеты на программу высадки космонавтов на Луну к 2024 году, она сейчас открывает Международную космическую станцию для коммерческого бизнеса”, - заявили представители агентства 7 июня на пресс-конференции. Частные компании теперь могут подавать заявки на запуск краткосрочных миссий коммерческих экипажей на Международную космическую станцию (МКС) для проведения коммерческих операций, таких как производство, маркетинг и реклама для Земли».

Следующий пассаж из заявления американского агентства очень двусмыслен: «20-летняя МКС приближается к концу своей жизни. Таким образом, вместо того, чтобы покидать лабораторию старения (aging laboratory), NASA переводит работу станции в частный сектор, дабы стимулировать развитие экономики на околоземной орбите».

И далее – катарсис! «Коммерциализация МКС (sic!) позволит NASA сосредоточить ресурсы для высадки следующего мужчины и первой женщины на Луну к 2024 году», - заявил журналистам главный финансовый директор NASA Джефф ДеВит (Jeff DeWit). «После 2024 года МКС будет в руках коммерческих и международных партнеров NASA, но агентство не уходит со станции полностью. Скорее всего, NASA станет одним из многих клиентов, которые смогут приобретать услуги на МКС по более низкой для налогоплательщиков цене, чем та, которую в настоящее время платит NASA», - сказал Джефф ДеВит.

Ну, про отправку на Луну новоявленных «Адама и Евы» - «мужчины и первой женщины» - посмотрим. И полетят или нет американцы в 2024 году на Луну – вопрос? Они пока и на земную-то орбиту поднимаются только и исключительно на российских двигателях РД-180, и своих там пока не видно, хотя Илон Маск и Ко всем обещают «невероятные (любимое словечко Трампа) успехи» (incredible success).

Видимо, это затеяно для переключения интереса публики на новый проект, а также для того, чтобы отвлечь внимание от расследования – кто, собственно, просверлил дырки в обшивке МКС в прошлом году? Да, «Коммерсантъ» уже писал о том, что «отверстие в обшивке «Союза» появилось не на Земле, а на орбите, и его могли сделать американские астронавты».

Зато теперь, «переводя стрелки», NASA опубликовало подробные рекомендации для частных компаний, желающих подать заявку на коммерческое использование борта МКС, которые вы можете прочитать здесь – «Introduction to ISS Commercial Use Policy».

Американцы, впрочем, умалчивают, что эта их программа гарантирована только и исключительно российскими «Союзами», на которых поднимаются все иностранцы на МКС и оттуда благополучно спускаются. И, есть ли такие условия в договоренностях между Россией и США о рамках совместного использования МКС?

 

Похоже, что NASA ублажает Трампа, возможно, безосновательно, в виде хайпа об увеличения продаж товаров с лейблом «Made in USA» уже на околоземной орбите. C учетом скромного числа членов экипажа МКС такой «прирост продаж» выглядит, как скрытое издевательство. Однако, если «Союзы» все же с этой программой полетят – и не иначе, то Планету ждет крутой маркетинг: «Купите товар прямо в космосе, и Ali Baba доставит это вам с орбиты!»

…А интересно, организуют ли янки на МКС продажу Wisky & Gin для туристов?

Версия для печати