Вторая мировая война носила коалиционный характер. В ходе боевых действий войска участвовавших в ней 62 государств нередко перемешивались, так что очень часто рядом друг с другом (или друг против друга) сражались люди разных национальностей. И не только на земле, но и в воздухе.
Яркий пример – воздушная Битва за Британию (июль – октябрь 1940 года). Англичане вообще оказались мастаки на то, чтобы собрать у себя всех тех (до последнего человека), кто мог быть им полезен в войне. Во время этой битвы не менее 1/5 из 2927 летчиков Королевских ВВС составляли не-британцы. Это, в частности, были выходцы из стран Содружества (101 новозеландец, 94 канадца), из оккупированных стран (147 поляков, 88 чехов и словаков, 29 бельгийцев,14 французов) или нейтральных на тот момент государств (10 ирландцев, 7 американцев) и даже 1 палестинец. Некоторые подразделения были полностью укомплектованы летчиками – иностранцами одной национальности. Например, 303-я польская Варшавская истребительная эскадрилья имени Тадеуша Костюшки (признана лучшей эскадрильей Королевских военно-воздушных сил), 310-я и 312-я чехословацкие истребительные эскадрильи. Причем зачастую эти летчики отнюдь не терялись в общей массе, но оказывались среди лучших. Из 10 самых результативных пилотов, одержавших по 14 и более воздушных побед во время Битвы за Британию, двое были новозеландцами, один австралийцем, один поляком, один чехом. Поляки составляли около 5 % лётчиков-истребителей, но сбили около 170 и повредили 36 немецких самолетов, что равнялось примерно 12 % всех потерь Люфтваффе.
В дальнейшем Британия продолжала широко использовать летчиков – иностранцев. После вступления в войну США Британские острова стали основной базой американских ВВС в Европе, и начались совместные операции англо-американских воздушных сил.
На советско-германском фронте ситуация была иная. С германской стороны против СССР с самого начала действовали не только Люфтваффе, но и ВВС стран - сателлитов Третьего рейха. А вот с советской стороны лишь в 1943, а еще больше в 1944 году в воздухе появились самолеты союзных стран.
Было, впрочем, одно исключение - действия осенью 1941 года авиации Британии в советском Заполярье[1]. Они были связаны с начинавшимися военными поставками в Советский Союз. Как раз в это время были сделаны первые шаги в организации и налаживании этих поставок. 25 августа советские и британские войска были введены в Иран с целью предотвратить прогерманский переворот в этой стране и обеспечить бесперебойный транзит военных материалов в Советский Союз по "персидскому коридору" (порты Ирана и Ирака в Персидском заливе – Иран – советское Закавказье или Каспий). 31 августа в Архангельск прибыл первый конвой "Дервиш" (или PQ-0) с военными грузами. Требовалось усилить защиту торговых судов и портов разгрузки с воздуха.
Поначалу у англичан была мысль на постоянной основе организовать базирование своих воздушных и морских сил на Кольском полуострове. Через месяц после нападения Германии на СССР британский премьер-министр У.Черчилль писал об этом советскому руководителю И.В.Сталину[2]. Однако побывавший в июле на полуострове британский контр-адмирал Ф.Вайан вынес отрицательное заключение на этот счет из-за близости Мурманска к линии фронта и слабости советской системы противовоздушной обороны. Поэтому Лондон ограничился отправкой в СССР с первым же конвоем специально сформированного 151-го авиакрыла (командир – подполковник Г.Н.Рэмсботтом-Ишервуд, родом из Новой Зеландии) в составе двух эскадрилий (39 самолетов и более 500 чел. личного состава).
Местом дислокации авиакрыла был избран аэродром Ваенги (совр. Североморска) около Мурманска. Сначала туда с английского авианосца "Аргус" перелетели 24 истребителя "Харрикейн". Затем к ним добавились еще 15 таких же самолетов, которые в контейнерах в разобранном виде были доставлены на торговых судах первого конвоя в Архангельск, где англичане их собрали и перегнали к месту назначения.
Британским летчикам была поставлена задача принять участие в боевых действиях, одновременно обучая советских пилотов полетам на истребителях «Харрикейн», техническому персоналу – показать, как надо собирать и обслуживать эти самолеты, которые предстояло поставлять в СССР на условиях ленд-лиза.
С 11 сентября начались боевые вылеты. Приходилось прикрывать Мурманск, поддерживать советские войска на линии фронта, перехватывать немецкие бомбардировщики и сопровождать советские. Британские пилоты, уже имевшие опыт боев, сбили 15 самолетов противника, потеряв всего один свой. В оперативном подчинении авиакрыло подчинялось командованию морской авиации Северного флота. Оно существенно усилило советский военно-воздушный потенциал на Кольском полуострове. К началу войны ВВС Северного флота насчитывали 116 самолетов, среди них много устаревших истребителей И-15-бис, И-153 и И-16. Теперь же даже количественно истребительная авиация флота выросла чуть ли не вдвое.
Рядом с англичанами все увереннее сражались на "Харрикейнах" советские авиаторы, вскоре на этих машинах составившие кадровый костяк 78-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота. Командиром этой части стал уже известный к тому времени советский ас, Герой Советского Союза майор Б.Ф.Сафонов.
8 октября состоялись последние вылеты англичан, после чего в связи с ухудшением погоды и сокращением светового дня, полеты были прекращены, а самолеты переданы советской стороне. 16 ноября последние английские пилоты и техники покинули Мурманск и вскоре вернулись домой[3].
По итогам операции командир крыла Г.Н. Рэмсботтом-Ишервуд, командиры эскадрилий Э. Рук и Э. Миллер и сержант Ч. Хоу были награждены орденами Ленина (они оказались единственными английскими военнослужащими, получившими во время войны столь высокий советский орден).
Действия британских военных были высоко оценены в Кремле. Из записи переговоров И.В.Сталина с главой польского эмигрантского правительства В.Сикорским 3 декабря 1941 года: "Тов. Сталин говорит, что англичане – хорошие летчики. Они хорошо воевали под Мурманском, где были их истребители. Английские летчики – хорошие ребята, говорит тов. Сталин»[4].
В дальнейшем британские ВВС эпизодически использовали советские аэродромы для действий на морском театре и прежде всего для усиления прикрытия конвоев с воздуха. Так, после разгрома немцами конвоя PQ-17 в Ваенге в конце августа 1942 года появились две эскадрильи торпедоносцев "Хэмпден", звено разведывательных "Спитфайеров" и несколько летающих лодок "Каталина". Но уже в октябре эти самолеты были переданы советской стороне.
Последней операцией британских ВВС с территории СССР стала атака 15 сентября 1944 года с аэродрома "Ягодник" под Архангельском на стоявший в норвежских фиордах германский линкор «Тирпиц». В результате корабль лишился возможности выходить в море и в ноябре был окончательно добит англичанами.
Таким образом, реальное боевое взаимодействие Вооруженных сил СССР с союзными силами на советско-германском фронте началось именно в воздухе. И первым воинским формированием союзников, прибывшим воевать в Россию, было 151-е авиакрыло британских Королевских военно-воздушных сил ВВС.
Продолжение материала читайте завтра, 11 мая на сайте журнала «Международная жизнь».
[1] Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941 – 1945. – М., 1997. С.
[2] Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. В 2-х т. Изд. 2-е. Т. 1. Переписка с У.Черчиллем и К.Эттли. (Июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.). М., 1976. С.21 – 22.
[3] Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941 – 1945 годы – М., 1997. С.38 – 40.
[4] Документы внешней политики. 22 июня 1941 – 1 января 1942. Т. XXIV /Министерство иностранных дел Российской Федерации. - М., 2000. С.474.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs