Стивен Бэннон – главный стратег избирательной кампании Трампа.
Фото АР
В связи с хайпом, устроенным вокруг доклада спецпрокурора Роберта Мюллера, посвящённого итогам расследования российского вмешательства в выборы президента США в 2016 году, в тень пока ушла одна очень странная информация.
Сначала она «вынырнула» из бурного потока сообщений, касающихся расследования «сговора Трампа с русскими», но как-то быстро была «заметена под ковер». Хотя разок аукнулась в ходе слушаний в Конгрессе, где год назад шеф «Facebook» Цукерберг отбивался от наседавших на него законодателей, оправдываясь за то, что, якобы его «ФБ подыграл русским» для проведения Трампа на пост президента США.
Тем не менее, след от этой информации остался и «завис», в связи с чем мы сегодня хотим напомнить о случившимся, и это может раскрыть историю с «русским вмешательством в выборы президента США в 2016 году» совсем с другой, неожиданной стороны.
Сначала – жесткая оценка произошедшего от самого Дональда Трампа. Газета «The Washington Post» в статье «Trump says he was the target of ‘an attempted coup’ with Mueller investigation» («Трамп говорит, что он был целью “попытки государственного переворота” с расследованием Мюллера») сообщила следующее: «President Trump claimed that he had survived “an attempted coup”» - «Президент Трамп заявил, что пережил “попытку государственного переворота”». Он имел в виду расследование Мюллера: «Это было незаконное расследование. Это было начато незаконно. Это была попытка переворота. Это была попытка уничтожения президента. И мы победили их».
Напомним, что главные выводы, содержащиеся после многомесячного расследования в докладе спецпрокурора Мюллера таковы: во-первых, не было заговора между Россией и избирательной кампанией Трампа. И, во-вторых, Трамп не пытался воспрепятствовать правосудию во время расследования.
Как говорится в американском суде: «Not guilty!» - «Не виновен!» И удар деревянным молотком!
Все повернули головы на звук удара молотка, хотя в этот момент было бы интересно обратить свой взор в другую сторону. Попробуем заинтриговать уважаемых читателей следующими событиями.
За несколько месяцев до выхода в свет нынешнего доклад Мюллера был проведен в Конгрессе допрос владельца «Facebook» Марка Цукерберга. Журнал «Forbs», которому нет оснований не доверять, описал эти слушания в статье «За Facebook ответил: о чем спрашивали Марка Цукерберга в Сенате США»: «Глава Facebook Марк Цукерберг дал показания в Капитолии, куда американские сенаторы вызвали его для почти пятичасового выяснения того, как социальная сеть защищает данные своих пользователей. Сенатор Камала Харрис спросила: почему «Facebook» не сообщил пользователям, что их личные данные оказались в распоряжении компании «Cambridge Analytica», сразу же после того, как это произошло — еще в 2013 году?
Здесь надо пояснить, что эта «Cambridge Analytica» стала объектом расследования, поскольку её обвинили в «манипулировании» избирателями в пользу Трампа на выборах 2016 года с использованием потенциала «Facebook». Что и привело Цукерберга в зал слушаний Конгресса – под сапфиры ТВ и строгие взгляды конгрессменов.
Марк Цукерберг, продолжает «Forbs», признал, что это «несомненно, было ошибкой» - он только за некоторое время до слушаний узнал, что «Cambridge Analytica» получила незаконным путем в 2013 году данные на 87 млн человек из базы данных «Facebook».
Надо дополнить этот сюжет тем, что в марте 2018 года Федеральная торговая комиссия США объявила, что ведет расследование в отношении «Facebook», а власти Великобритании — в отношении британской компании «Cambridge Analytica». На них пало подозрение в том, что состоялся сговор для поддержки Трампа на выборах – через воздействие на пользователей «Facebook» силами «Cambridge Analytica». Каким образом?
Эта «Cambridge Analytica», реально занимающаяся анализом сетевых данных, разработала инновационную технологию для того, чтобы помочь избирательной кампании Трампа – она занялась «манипулированием мнений избирателями» через целевые аудитории и «фокус-группы». Дополнительно «Cambridge Analytica» были предъявлены претензии, что она такими же манипуляциями добилась одобрения Brexit’a на референдуме в Великобритании в 2016 году. Во истину – могущественная фирма!
И вот теперь, когда расследование Мюллера завершено, на Трампа может пойти новая волна нападок. Дело в том, что пресса раскопала связь с «Cambridge Analytica» – Вы не поверите! – главного стратега избирательной кампании Трампа по имени Стивен Бэннон!
Та же газета «The Washington Post» разразилась новыми откровениями «Bannon oversaw Cambridge Analytica’s collection of Facebook data, according to former employee» - «По словам бывшего сотрудника, Бэннон курировал базу данных «Facebook» для «Cambridge Analytica». А вот это – бомба!
Крис Уайли (Chris Wylie), который был директором по исследованиям «Cambridge Analytica» и лишь недавно покинул эту компанию, рассказал «The Washington Post», что «консервативный стратег» Трампа Стивен Бэннон курировал с 2014 года первые шаги по сбору множества данных в рамках программы по созданию подробных профилей миллионов американских избирателей, опираясь на базу «Facebook». Другими словами, они выясняли пристрастия миллионов пользователей сети «Facebook», чтобы, на основании созданных профилей, заниматься «манипулированием» их общественно-политического поведения. Это была «часть высокотехнологичной формы убеждения избирателей», которая под руководством Бэннона определила и проверила силу воздействия сообщений в сетях на политическое поведение людей. И далее подобные наработки были использованы в предвыборной кампании будущего президента Трампа – он начал обращаться «адресно» и говорить «точечно» о том, чего хотят избиратели. И выиграл!
В интервью «The Washington Post» Крис Уайли сказал, что Бэннон, будучи топ-менеджером в «Cambridge Analytica» и главой «Breitbart News», был «глубоко вовлечен в стратегию компании и одобрил в 2014 году расходы почти на 1 миллион долларов для сбора данных, в том числе, из профилей “Facebook”». – «Wylie said that Bannon — while he was a top executive at “Cambridge Analytica” and head of “Breitbart News” — was deeply involved in the company’s strategy and approved spending nearly $1 million to acquire data, including Facebook profiles, in 2014».
Бэннон занимал должность вице-президента «Cambridge Analytica» с июня 2014 года до августа 2016 года, когда стал директором и стратегом предвыборной кампании Трампа. А в 2017 году он стал «главным стратегом» Трампа уже в Белом доме, но покинул пост достаточно быстро. Хотя Трамп ему вослед и в его адрес критических замечаний не делал.
Из всей этой истории вытекает один предварительный вывод – Трампа избрали президентом миллионы американцев, но не Россия оказала решающее воздействие на это, а новые социальные технологии, которыми воспользовались в команде Трампа.
И вот тут-то возникает проблема результативной манипуляции общественным мнением. В США тема поднята, но пока громко не звучит.
Но, Трампу должно быть обидно, что его избрали на пост POTUSа не за его политические или патриотические взгляды и призывы, а по той причине, что его команда удачно «преподнесла» своего шефа публике. Маркетинг и стайлинг вместе с тьюнингом – вот Вам и новый POTUS…
Воистину, информация начала править миром.
Да, все смешалось в Белом доме: «попытка госпереворота», «Cambridge Analytica», Беннон. А Трамп сидит в Овальном кабинете и наблюдает, как за окном его противники и сторонники выясняют отношения. Возможно, он даже подумал: «А за попытку госпереворота – ответите!»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs