ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Китай: через Португалию – в Африку и Латинскую Америку

11:26 28.03.2019 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Португалия является важным географическим звеном европейского вектора китайского проекта Нового Шёлкового пути (НШП). Визит председателя КНР Си Цзиньпиня в Лиссабон 4-5 декабря 2018 г., завершившийся подписанием семнадцати соглашений о сотрудничестве, подтвердил готовность сторон к расширению экономического партнёрства (1).

Китай – ведущий торговый партнёр Португалии в Азии. Объём торгового оборота между странами в 2017 г. составил $5,6 млрд. и сохраняет тенденцию к увеличению. Объём китайских инвестиций в португальскую экономику достиг $10,2 млрд. Одновременно на 40% вырос турпоток из Китая в Португалию и на 16% - из Португалии в Китай. Посольство КНР в Лиссабоне охарактеризовало текущую фазу китайско-португальских отношений как наилучшую с момента установления дипотношений в 1979 г.

Активизация китайско-португальских отношений – центральный элемент комплексной стратегии Пекина по углублению сотрудничества с португалоязычными странами, принятой пятнадцать лет назад. Результатом данной стратегии стало повышение объёмов товарооборота между КНР и португалоязычными странами более чем в 19 раз – с $6 млрд. в 2002 г. до $117,6 млрд. в 2017 г.(2).

В данном контексте экономический союз с Лиссабоном нацелен на то, чтобы придать географическую завершённость европейскому вектору проекта Нового Шёлкового пути (НШП), учитывая местоположение Португалии как западной оконечности европейского материка, и спроецировать китайское экономическое влияние через Португалию на страны Африки и Латинской Америки.

Китай – первый по значимости торговый партнёр трёх португалоязычных стран: Бразилии (товарооборот в 2018 г.составил $29,5 млрд.), Анголы ($26 млрд.) и Мозамбика ($168 млн.).

Особое значение приобретает порт Синиш – морские ворота Португалии в Атлантику и Африку. Порт обладает развитой инфраструктурой и может служить точкой вывода китайской продукции в Америку и Африку. Другой важный пункт - Азорские острова, выдвинутая вглубь Атлантики часть португальской территории. Лиссабон дал согласие на участие Пекина в строительстве научной и логистической инфраструктуры на архипелаге, что равнозначно усилению здесь китайского экономического присутствия.

Лиссабон высказывается за совместное участие с Пекином в инвестиционных проектах в португалоязычной Африке. Африканские страны выражают встречное желание. В январе 2019 г.парламент Анголы принял решение об отмене двойного налогообложения с Португалией, Китаем и Объединёнными Арабскими Эмиратами.

Сотрудничество при посредничестве Лиссабона с португалоязычными странами позволит Пекину решать вопросы продовольственной безопасности. Ангола, по данным ООН, входит в пятёрку стран с наибольшим сельскохозяйственным потенциалом (58 млн. га пахотных земель), в Мозамбике – 36 млн. га, из которых обрабатывается менее шести, Бразилия – главный поставщик сои, популярного пищевого продукта для Китая (14 млн.т. в 2018 г.).

В рамках проекта НШП Португалия для Китая выступает в качестве инфраструктурно-логистического противовеса Франции, которая пытается сместить фокус франко-китайского сотрудничества в направлении Средиземноморья и Северной Африки – на борьбу с терроризмом в регионе Сахеля и инвестиционную поддержку франкоязычной Сахельской «пятёрки» (Чад, Мавритания, Буркина-Фасо, Нигер, Мали).

Пекин больше заинтересован в продвижении через Атлантику на запад. С географической точки зрения Португалия здесь выгодный партнёр - сотрудничество с ним выводит Китай за пределы Средиземноморья. Португалия для Пекина, по словам китайского лидера – точка сопряжения сухопутного и морского отрезка НШП и перспективный партнёр в деле развития «экономики морской волны».

Позиция Парижа по отношению к проекту НШП характеризуется как сдержанно положительная, определяется форматом франко-германского Аахенского соглашения от 22 января 2019 г.(3) и соперничеством с Италией (итальянский Триест и французский Марсель конкурируют за роль главного порта для НШП на Средиземноморье).

Аахенское соглашение дипломатически оформляет геополитическую ось Париж – Берлин, наделяя франко-германские отношения особым статусом. Ориентированной на экспорт германской экономикой (в 2018 г. рост экспорта составил 3% по сравнению с 2017 г., достигнув $1,318 млрд.) экономическая активность Пекина в Европе воспринимается как вызов (4).

Переговоры президента Франции Эммануэля Макрона, канцлера Германии Ангелы Меркель и главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера с Си Цзиньпинем 25-26 марта были демонстрацией консолидированной позиции ЕС и удачной попыткой найти общие выгоды от наращивания сотрудничества между ЕС (без Италии) и КНР (5).

Франция подписала многомиллиардные контракты с Китаем, договорилась об открытии китайского рынка для французских товаров, но воздержалась от активного содействия китайской стороне в реализации трансконтинентальных инфраструктурных проектов как нежелательных для экономического здоровья франко-германского дуумвирата.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


1) https://www.macaomagazine.net/politics/portugal’s-place-china’s-belt-and-road-initiative

2) http://www.chinadaily.com.cn/a/201803/22/WS5ab3447fa3105cdcf6513933.html

3) https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/frankreich-node/aachener-vertrag/2179602

4) https://www.zdf.de/nachrichten/heute/industrie-fordert-haerteren-kurs-gegenueber-china-100.html

5) https://www.france24.com/fr/20190325-france-chine-economie-xi-jinping-macron-routes-soie-negociations

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати