ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Югославия под ударом: падение «Ночного ястреба»

14:04 16.03.2019 • Игорь Гойкович, журналист, Сербия

Так Нева сбила F-117А, из книги Славишы Голубовича «Падение ночного ястреба».

В начале 1999 года военно-воздушные силы Югославии имели в наличии только 16 относительно современных самолетов МиГ-29. Военное руководство еще до начала бомбардировок понимало, что у трех оставшихся эскадрилий МиГ-21 нет даже теоретического шанса выжить в неравном сражении с самыми современными истребителями НАТО. К сожалению, несмотря на огромную преданность и мужество летчиков, и самолеты МИГ-29 проиграли бои с агрессором, так как все машины этого типа не были полностью исправны. Технические ресурсы этих самолетов истекли в 1996 и 1997 годах, после чего требовался их капитальный ремонт, который из-за международных санкций не мог быть осуществлен. В результате воздушных боев шесть самолетов были сбиты, один серьезно поврежден, но смог приземлиться, а четыре были уничтожены на аэродромах.

Во время агрессии югославские ВВС и ПВО понесли большие материальные потери, так как натовские самолеты, не успевая найти и уничтожить мобильные части и личный состав, бомбили инфраструктуру  и военных, и гражданских аэропортов. Единственная взлетно-посадочная полоса, которая осталась почти нетронутой находилась в военно-гражданском аэропорту «Слатина» близ Приштины, которую агрессор планировал использовать после наземного вторжения в Косово, и поэтому и сохранил ее. Одновременно вся инфраструктура вокруг этой  полосы, как военная, так и гражданская, была полностью разрушена.

Офицеры югославских ВВС, отвечавшие за планирование, своевременно поняли, что в обороне они должны быть очень креативными и, что только с помощью военных хитростей можно победить технически и численно превосходящих врагов. Вся крупная техника, аэродромы и другие большие наземные объекты были замаскированы. Взлетно-посадочные полосы тщательно красили в защитный цвет, в отдельных местах перекрывали камуфляжными сетками и землей.  Важные объекты инфраструктуры также укрывались маскировочными материалами.

В историю военных действий вошел факт, что во время агрессии подразделения югославских ВВС и ПВО провели 689 маневров передислокации мобильных частей, и что ни одна из них не была обнаружена. Военная хитрость позволила избежать больших людских потерь и военной техники. Умельцы из числа офицеров и солдат ВВС и ПВО, вместе с гражданскими лицами и предприятиями, делали фанерные модели самолетов, радаров, пусковых установок и другой техники настолько успешно, что агрессор в большинстве случаев наносил бомбовые удары по макетам-пустышкам.

Югославская ПВО была вооружена, даже на то время устаревшими советскими системами 2К12 «Куб» и С-125М «Нева».

 

Капитан Славиша Голубович у «Невы», село Шимановцы, март 1999

Белград защищала от воздушных ударов 250-я ракетная бригада ПВО, в которую входил и 3-й ракетный дивизион. Именно это подразделение под командованием подполковника Золтана Дани, к всеобщему удивлению мировой общественности, 27 апреля с помощью ракетной системы С-125М «Нева», сумела сбить американский тактический бомбардировщик -невидимку F-117А («Ночной ястреб»).  Для военного командования НАТО это стало настоящим шоком: «Как они вообще смогли сбить то, что не видно»?

 

Полковник Золтан Дани, на крылу сбитого Ф-117А, автор Славиша Голубович

Самолет F-117А вылетел с итальянской базы Авиано, а затем через Словению и Венгрию, вошел в воздушное пространство Сербии вдоль границы с Румынией. В 20.36 он сбросил две бомбы GBU-10 Paveway II с лазерным наведением на югославский подземный командный центр Стражевица в белградском районе Раковица. По возвращении в направлении Венгрии около 20 ч. 40 м. он был обнаружен радаром подразделения подполковника Дани, расположенным на окраине деревни Шимановци, в 30 км к западу от Белграда. В течение одной минуты его дважды теряли, но в третий раз он отчетливо проявился на экранах. В этот момент батарея ПВО дала залп двумя  ракетами российского производства 5В27Д.

Американский пилот Дейл Зелко попытался применить маневр уклонения и стал набирать высоту по почти вертикальной траектории, но ракета «достала» самолет противника в 20.42 на высоте восемь тысяч метров. Пилот  был вынужден катапультироваться. «Ночной ястреб» - гордость американской авиации - рухнул в деревню Буджновцы, в 47 км к западу от центра Белграда. В истории сохранился серийный номер российской ракеты - НЖ7433.

Несмотря на этот огромный успех солдат и офицеров сербской ПВО, той  ночью им было не до празднования. Дивизион подполковника Дани, был перемещен на новое место через полчаса, а у деревни Шимановцы оставили только макеты ракет, чтобы навести агрессора на ложные цели.

 

Они сбили F-117А, март 1999, автор Славиша Голубович

Командование НАТО немедленно приостановило все свои запланированные операции на эту ночь и отдало приказ о начале обширной операции по спасению пилота.  

Югославское высшее военное командование сразу приказало ближайшим подразделениям военной полиции и МВД заблокировать более широкое пространство вокруг места падения американского самолета. Там сразу начали собираться местные жители, охотники из ближайших мест, журналисты, съемочные группы и множество просто любопытных людей. Все они отправились на поиск пилота, которого считали живым. В поисках были задействованы специальные подразделения военной полиции - «Кобра» - не исключалась прямого боевого соприкосновения с американским спецназом, занимающимся спасением пилота. К сожалению, пилоту удалось избежать попадания в плен. Сумерки  и сильный дождь позволили ему легко спрятаться в канаве, расположенной в 500 метрах от автострады Белград-Загреб, и всего в трех с половиной километрах от места крушения его самолета. Он прятался там более 7 часов, где его рано следующим утром обнаружили американские спеназовцы, прилетавшие на вертолетах из боснийского аэропорта Тузла.

F-117А в деревне Буджновцы был первым и единственным самолетом этого типа в мире, который был официально сбит. Его обломки сейчас находятся в Музее авиации, в аэропорту «Никола Тесла» в Белграде.

Отдельные части американского бомбардировщика растащили на сувениры местные жители и журналисты, а другие детали были переданы в армии дружественных стран.

Американцы изначально не хотели признавать или не могли поверить, что F-117А был сбит,  что он был уничтожен ракетной системой «Нева». В течение долгого времени они исследовали причины падения своего самолета и почти ультимативно требовали, чтобы Югославия вернула его обломки. Они оказывали дипломатическое, военное и политическое давление, а также проводили  разведывательные операции: их интересовал ответ на главный вопрос - мог ли российский производитель ракет передать сербам какую-то новейшую модификацию «Невы».

Это событие означало не только потерю самого современного боевого самолета США, но и разрушало  легенду о неуязвимости самолета F-117А, который в течение многих лет имел неоценимое психологическое значение для военных действий США. В проектирование  и производство этой модели самолета были вложены миллиарды долларов. И это было, вероятно, ужасное чувство, что ракета стоимостью в несколько десятков тысяч долларов уничтожила их самолет стоимостью 45 миллионов.

Это было интеллектуальное, финансовое и технологическое поражение, которого последствия неизмеримо превысили материальные потери, которые возникли от уничтожения одного самолета. F-117А больше не участвовали в боевых действиях, и были выведены из эксплуатации в апреле 2008 года.

Падение первого американского самолета-невидимки 27 марта 1999 года наполнило ужасом военную верхушку США. Упал не просто самолет, рухнула вся концепция!

 

F-117А, село Буджановцы, 28 марта 1999, автор Бранко Копунович

Французская газета Le Parisien 29 марта 1999 года опубликовала фото еще одного сбитого F-117А,  обломки которого охранялись солдатами НАТО в боснийской деревне Теочак под Тузлой. Есть также непроверенная информация о том, что и третий «Ночной ястреб» после вылета на Белград с трудом вернулся, совершив вынужденную посадку в хорватском аэропорту «Плесо» в Загребе. При этом машина врезалась в здание аэропорта, после чего сгорела.

Грандиозный успех югославской ПВО со сбитым F-117А совершенно несправедливо затмил другое, не менее важное событие. Это было уничтожение американского F-16CG 2 мая 1999 года. Той ночью в 02.08 тот же 3-ий дивизион, на этот раз под командованием майора Бошка Дотлича, снова вооруженного российской ракетной системой С-125М  «Нева» атаковал американский самолет с огневой позиции в районе деревни Карловчич, в 35 километрах к западу от Белграда.

 

Майор Бошко Дотлич (третий слева)  с частью расчета, который сбил F-16, село Карловчич, май 1999, автор Славиша Голубович

Самолет, пилотируемый Дэвидом Гольдфейном ( в настоящее время генерал, Начальник штаба воздушных сил США) был сбит на высоте около 6000 метров. Его самолет  упал в деревне Накучани на склонах горы Цер. Части машины  неиспользованные ракеты  были разбросаны по площади более 2 га.

 

Так Нева сбила F-16, из книги Славишы Голубовича «Падение ночного ястреба».

Пилот катапультировался,  в районе его приземления немедленно собралось большое количество жителей, которые вместе с охотниками и местной полицией начали погоню. Около 4.30 утра три американских вертолета появились со стороны Боснии, летели очень низко, используя ущелья и русла маленьких рек. Они пролетели над  местом падения самолета, откуда собравшаяся толпа, состоявшая из  местных жителей, охотников, полицейских и нескольких солдат начали стрелять по агрессорам. Американские спецназовцы, чьи лица были четко видны в вертолетах, открыли ответный огонь, но, к счастью, никто на земле не пострадал. На стенах домов остались видимые следы от американских пуль,  в траве  потом нашли около 200 гильз. После короткой перестрелки  вертолеты улетели в деревню Синошевич, где в одном из виноградников прятался  Гольдфейна. Его подобрали и отвезли его в Боснию.

На земле остались лежать кресло пилота, парашют, пистолет, шлем, аксессуары и перчатки, пропитанные кровью. В то утро в село Накучани приехало более 10 тысяч человек из окрестных деревень, радуясь еще одному сбитому вражескому самолету. Все они хотели что-то взять из обломков машины в качестве сувенира на память об этом историческом моменте. Не остались в стороне и местные цыгане: они обвязали тросами двигатель и пытались утащить его, чтобы сдать в металлом.

Утром 20 мая 1999 года был сбит еще один самолет агрессора, который упал на территории Хорватии в Спачванском лесу, недалеко от границы с Сербией. Хорватские пожарные, которые тушили огонь, описывали упавший самолет как нечто вроде черной летающей тарелки с закругленными краями и без вертикального оперения. Вскоре на место падения прибыли солдаты НАТО из Боснии, окружили его, и перекрыли доступ посторонних к месту крушения. В течение следующих трех месяцев оттуда закрытыми грузовиками было вывезено все, что осталось от загадочного самолета Кроме того, был снят даже весь верхний слой земли – на этом месте сегодня находится небольшое озеро. Белградские СМИ немедленно сообщили, что была сбита еще одна гордость американской авиации - бомбардировщик Б-2А, но официальных подтверждений этому нет. Вообще, данные о реальных военных потерях НАТО в человеческой силе и технике во время агрессии против Югославии до сих пор сильно разнятся в зависимости от источников.

 

Фрагменты F-117А и F-16 в белградском Музее авиации, автор Славиша Голубович

Несправедливо забыты подвиги югославских летчиков, которые воевали на самолетах югославского производства  «Орао» и «Супер Галеб» Г-4, которые оказывали поддержку Приштинскому корпусу в Косово и Метохии. С 25 марта по 4 апреля 1999 года эти устаревшие штурмовики 24 раза атаковали 15 позиций и объектов албанских террористов. На второй день агрессии, во время боевого вылета для удара по террористам  на горе Чичавица погиб командир 241-й эскадрильи летчик-подполковник Живота Джурич. Вертолеты транспортной эскадрильи, несмотря на почти круглосуточное присутствие самолетов противника в воздухе, выполнили 104 полета  по заказу Приштинского корпуса, перевезя 94 раненых солдат из погранзастав Кошаре и Джеравица, вывозили тела погибших солдат. А в обратную сторону они везли подкрепления, боеприпасы и продукты. При этом вертолетчики использовали тактику «мелкого шага»:  вертолет летал прямо над дорогами, постоянно изменяя скорость с 40-50 до 100 км /час, и имитировали движение автомобилей, чтобы вражеские самолеты ДРЛО не идентифицировали их как вертолеты. Иногда противник их все-таки обнаруживал, но летчиков удавалось вовремя предупредить, и они сажали свои машины на первой попавшейся подходящей площадке. Переждав некоторое время вертолеты вновь поднимались в воздух. «Мелкий шаг» позволили свести до минимума потери в борьбе с многократно превосходившими силами противника.

По словам полковника Гвоздена Урошевича, командира 83-го истребительского авиационного полка, базировавшегося в аэропорту «Слатина» в Приштине, в его части было около шестидесяти самолетов МиГ-21. Ряд таких самолетов находился на стоянке у поля, а сам аэропорт Приштины представлял собой одну голую целину, без единого дерева, или укрытия, где можно было бы прятать самолеты, которые нельзя было закатить в подземные укрытия. Единственное, что они могли сделать -постоянно перемещать самолеты по аэродрому, не позволяя им стоять более часа в одном месте. Во время одной из ночных атак НАТО, были уничтожены сразу пять МИГ-ов, оставшихся на открытом пространстве.

Военные летчики хотели даже спрятать самолеты в соседних деревнях, но местные жители-албанцы не согласились с таким предложением, опасаясь натовских ударов по их деревням.

Тогда было решено перегнать часть этих самолетов на другие аэропорты. Однажды утром на рассвете, во время паузы между двумя натовскими ударами, МИГ-и вылетели в направлении аэропортов "Сеница" и "Ниш", где были свободные укрытия.

Но у одного истребителя перед взлетом на полосе застряла стойка шасси, вылет задержали на десять минут.  Тем временем с авианосца в Ионическом море поднялись истребители противника. Они сразу же обнаружили опоздавший МиГ и начали следить за ним. Зная, что натовские ДРЛО не могут увидеть цели ниже 50 метров молодой капитан-летчик, как говорил полковник Урошевич, «почти мальчик», увидев на приборах, что его засекли, решил попытаться спасти себя и рискованно летел всего в нескольких метрах от земли и, таким образом, на минимальной скорости около получаса кружил около горы Ястребац. Когда он убедился, что ему удалось оторваться от самолетов противника, он благополучно приземлился в аэропорту города Ниша.

После этого аэропорт «Ниш» бомбили кассетными бомбами, а аэропорт «Сеница» буквально перепахали, так что сегодня по полосе даже на машине невозможно проехать, не говоря уже о самолете.

Полковник Урошевич с горечью говорит о некоторых сербах, которые сегодня считают тех, кто бомбили Сербию, своими друзьями. Для него они никогда не могут быть друзьями. Его приглашали на встречу с пилотом сбитого F-117А Дейлом Зелко, который приехал в Сербию в 2012 году. Урошевич отказался встречаться с противником, заявив, что у него  было только одно желание - плюнуть американцу в лицо. И то же самое сделал бы ему, сказал Урошевич, вероятно, каждый американец, если бы сербские летчики  бомбили Америку, а потом приезжали с «дружеским» визитом».  «Много наших детей погибло, и я натовцам это никогда не забуду, и не могу им простить», - категорично заявил Гвозден Урошевич.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати