ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Россия и Аргентина могут на практике закрепить статус стратегических партнёров

12:11 11.03.2019 • Юрий Немцев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Аргентина в 2019 году вошла в непростой период. С одной стороны, экономика страны продолжает пребывать состоянии кризиса, когда государству всё труднее обеспечивать стабильность курса национальной валюты и параллельно выполнять строгие требования Международного валютного фонда (МВФ), необходимые для предоставления очередных траншей. Растёт инфляция, показатели безработицы и бедности населения. С другой, в текущем году в стране состоятся всеобщие выборы, в первую очередь — главы государства, части сенаторов и депутатов в Национальный конгресс, а также в региональные органы власти. Однако даже в таких условиях Буэнос-Айрес ищет возможности для расширения сфер взаимодействия с внешними партнёрами. Не теряют актуальности традиционные направления сотрудничества — Бразилия, США, Китай, но всё чаще здесь говорят о назревшей необходимости активизации незадействованного потенциала других внерегиональных партнёров, среди которых выделяется и Россия.

О текущем состоянии и дальнейшей судьбе российско-аргентинских отношений, ситуации в экономике страны, аргентинском подходе к венесуэльскому кризису и других текущих вопросах нашему журналу дал комментарии депутат от правящей в Аргентине коалиции «Камбьемос», глава парламентской Группы дружбы с Россией Палаты депутатов Карлос Гастон Рома.

«Международная жизнь»: Уважаемый Карлос, как бы Вы охарактеризовали отношения России и Аргентины на текущем этапе?

Карлос Гастон Рома: В общем, я охарактеризовал бы наши отношения как очень хорошие, особенно если мы посмотрим с точки зрения дипломатии. Но сейчас необходимо материализовать их. Наши страны могли бы гармонично дополнить друг друга. Однако на сегодняшний день, помимо расстояний с географической точки зрения, существует дистанция политическая. Она выражается в подходах аргентинского правительства, чьи действия скорее направлены на США и американские интересы, особенно с тех пор, как мы вошли в историю с кредитом от МВФ. У нас уже был схожий опыт, что в своё время отодвинуло нас от сотрудничества с Россией. Сейчас правительство не хочет провоцировать лишних подозрений или подавать сигнал США и МВФ, излишне сближаясь с Россией или Китаем. Хотя, на мой взгляд, отношения с Москвой и Пекином очень важны для нас. Но их реальное состояние мы смогли увидеть в ходе саммита "двадцатки" в декабре прошлого года: подписываются документы, лидеры обнимаются, устраивают ужины, но уровень взаимодействия в целом остаётся без прорывов. Мне как руководителю парламентской Группы дружбы с Россией это очень печально признавать.

«Международная жизнь»: Существуют ли положительные тенденции в наших отношениях?

Карлос Рома: Мне приятно отметить, что товарооборот между нашими странами начал расти, но растёт он пока очень медленно. Надо признать, что обе страны сталкиваются с высоким уровнем бюрократии. Мы много работаем над этим, однако в Аргентине все процессы очень сильно забюрократизированы. И это очень мешает развитию торговли, причём не только с Россией, но и с другими странами, включая наших соседей, той же Бразилией или Чили. Это результат работы над механизмами, которые создавались ранее для защиты нашей экономики. Сейчас всё это необходимо расчистить. Когда они создавались, мы ориентировались на внутренний рынок, но в настоящее время он не способен обеспечить необходимый уровень спроса. Сегодня мы сталкиваемся с паратаможенными барьерами, как я их называю: это различные проверки, санитарные инспекции, контрольные органы и так далее. Всё это можно пройти, но порой отнимает чересчур много времени.

И такая ситуация складывается не только в торговле, существует множество других преград, например, в академической, научной сферах. Тот же вопрос с признанием дипломов (между Аргентиной и Россией) может затянуться ещё на несколько лет. В связи с этим мы теряем потенциал развития сотрудничества. Россия в данном случае не исключение: аналогичная история у Аргентины и с Евросоюзом, например, с Италией и Испанией тянется уже лет 30. В своё время выстраивались барьеры, но избавиться от них сегодня требует усилий и времени. При этом у нас есть договорённости о признании дипломов с соседними странами, но на деле всё оказывается гораздо труднее: зачастую люди вынуждены идти получать повторное образование на территории Аргентины. Это безобразие.

«Международная жизнь»: Исходя из Ваших слов, складывается не самая радужная перспектива. Как охарактеризовать складывающуюся ситуацию? Можно ли говорить о надёжной основе для активации сотрудничества России и Аргентины в ближайшем будущем?

Карлос Рома: Ситуация достаточно сложная. Практическое взаимодействие наших стран парализовано или развивается очень медленно. На данный момент экономика Аргентины переживает очень сложный этап, страна оказалась без денег и не может развивать запланированные ранее проекты. Большинство из них зависели от внешнего финансирования, но сейчас они временно заморожены. Помимо этого добавляют неопределённости предстоящие в этом году в Аргентине всеобщие выборы. Правительство сейчас сосредоточено на стабилизации экономической ситуации, предотвращении падения национальной валюты, возврате долга, избежании дефолта.

С точки зрения развития отношений итоги официального визита в страну Владимира Путина в декабре 2018 года стали многообещающими по целому ряду направлений, с определением конкретных проектов, которые нам предстоит развивать. К сожалению, нам не удалось привлечь достаточно инвестиций, основные денежные потоки сейчас направлены на погашение долга (перед МВФ). Но направления взаимодействия с Россией определены, и в конце концов эти проекты призваны реализоваться. Осталось только дождаться, когда мы разберёмся с нашими макроэкономическими проблемами. То, что пытается сейчас сделать наше правительство — сбалансировать счета и провести выборы. В дальнейшем не исключается диалог с оппозицией и международным сообществом о пересмотре соглашения с МВФ.

«Международная жизнь»: Пока что я слышал лишь об отдельных предложениях со стороны оппозиции по данному вопросу, однако правительство пока не заявляло о возможном пересмотре договора с МВФ. Руководство страны всё-таки прислушалось к мнению оппозиции?

Во избежание дефолта новому правительству придётся организовать переговоры для пересмотра соглашения с МВФ

Карлос Рома: На мой взгляд, это очевидно — даже чисто математически у Аргентины нет возможностей выплачивать долг после 2020 года. Вне зависимости от исхода выборов новому правительству придётся организовать переговоры, чтобы пересмотреть соглашение, иначе Аргентине грозит дефолт. Я надеюсь, что пересмотр соглашения с МВФ позволит нам по другому взглянуть на те договорённости, которые были достигнуты с нашими партнёрами ранее, в том числе с Россией.

«Международная жизнь»: Как долго может занять этот период?

Карлос Рома: Аргентина должна привести себя в порядок, причём у нас нет времени для затягивания решения этой проблемы. По завершении президентских выборов (осень 2019 года) нам необходимо будет выработать жёсткий план по реорганизации своей экономики. И в рамках этого плана должно быть предусмотрено дополнительное соглашение с МВФ о рефинансировании долга во избежание дефолта. Этот план станет основополагающим для развития нашей экономики, в рамках которого будет предусмотрено 4-5 основных направлений для обеспечения стратегического роста.

«Международная жизнь»: Как развивалось сотрудничество России и Аргентины на парламентской площадке? Какие планы в этой сфере на будущее?

Карлос Рома: Сотрудничество в парламентском измерении получило, пожалуй, наибольшее развитие. В настоящее время у нас одна из наиболее многочисленных групп — нас 30 человек, представляющих различные политические движения, много интересных участников, в том числе из оппозиции. Исторически сложилось, что в Аргентине важное внимание уделялось аналогичным группам дружбы с Бразилией, США, Италией, Испанией. Теперь, наряду с этими группами, которые существуют более 40 лет, в этом списке закрепилась Россия. Если мне повезёт быть избранным на должность сенатора от провинции Огненная земля, я планирую объединить в одной группе представителей обеих палат Нацконгресса. Это придаст ей большее значение, позволит определить чёткую линию сотрудничества наших стран. В качестве планов есть идеи разработать программу сотрудничества на региональном уровне и на базе мегаполисов. Чтобы люди поняли, что у России есть гораздо больше, чем нам могут предложить другие страны. США, например, не располагают здесь большой диаспорой, однако управляют коммерческими структурами, что позволяет им контролировать 25 процентов аргентинского ВВП. Но у нас представлена большая диаспора русского населения, она занимает седьмое место среди миграционных групп страны, так надо увеличить и объёмы нашего взаимодействия.

«Международная жизнь»:  Вы уже упомянули, что политика аргентинского правительства сейчас больше ориентирована на США, а не на Россию. Это не совсем совпадает с той позицией, что Вы озвучили сейчас.

Россия и Аргентина должны работать над направлениями мягкой силы, которые позволят укрепить и обогатить наши контакты

Карлос Рома:  Это нормально, что моя позиция не полностью совпадет с политикой президента, несмотря на принадлежность к одной партии. Я рассматриваю российское направление, в первую очередь, с точки зрения развития моей страны, а уже потом с позиции партии. В Группе дружбы мы уделяем больше внимания этим вопросам. Ещё пару лет назад мы и не могли подумать, сколько нам может предложить Ваша страна. Россия демонстрирует миру, что она растёт, развивается, разделяет ценности, схожие с аргентинскими. Но в Аргентине об этом не знают массово, на этом направлении нам ещё предстоит много работать. Наука, культура, спорт, туризм — надо работать над направлениями мягкой силы, именно они позволят укрепить и обогатить наши контакты.

«Международная жизнь»: Какие направления развития двусторонних контактов планируете развивать по мере преодоления текущих трудностей?

Карлос Рома:  После выборов, на мой взгляд, нам нужно сосредоточиться на конкретизации проектов сотрудничества. С учётом текущей политической ситуации имеет смысл обратить особое внимание на развитие взаимодействия на региональном уровне. И в этом контексте Россия и Аргентина могут на практике закрепить статус стратегических партнёров. Наши страны способны взаимовыгодно дополнить имеющиеся у нас возможности. Их надо изучать и конкретизировать направления. С учётом огромного опыта Россия могла бы участвовать в добыче природных ресурсов в Аргентине — это могло бы послужить ключевым фактором при определении региональной экономики. Я проводил переговоры с губернаторами различных провинций, и они заинтересованы в таком виде сотрудничества. Тут можно назвать широкий спектр возможных проектов: лесные ресурсы, пищевая промышленность, железнодорожный транспорт, портовая, дорожная инфраструктура, судоходство, медицинское оборудование, новые технологии. Существуют огромные возможности построения стратегических альянсов на региональном уровне, надо спускать новые инициативы с национального на уровень провинций. В Аргентине провинции имеют высокую степень автономии, в том числе в области распределения своих ресурсов. В перспективе это позволит нам выходить на взаимовыгодные договоры и соглашения, работать над синергией экономик России и Аргентины.

 

Кризис в Венесуэле

«Международная жизнь»: Что значит для наших двух стран различие в подходах к решению венесуэльского кризиса?

Свои внутриполитические проблемы должен решать сам венесуэльский народ

Карлос Рома:  К сожалению, наше правительство порвало с давней традицией политического нейтралитета, ориентировав свою политику главным образом на сотрудничество с США, что, например, логично ложится в канву получения финансовой помощи со стороны МВФ. И сейчас мы пытаемся показать, что мы очень послушные и сделать больше, чем от нас этого хотят. В аргентинском министерстве иностранных дел, например, многие не разделяют такой подход. Долгие годы Аргентина занимала позицию, схожую со Швейцарией в Европе — максимального нейтралитета. Случай с Венесуэлой — очень сложный, мы ступаем на очень зыбкую почву. Тут наше правительство поддержало исключительно одну сторону, что не означает, что мы все выступаем с этой позиции. Я убеждён, что свои внутриполитические проблемы должен решать сам венесуэльский народ, не прибегая к помощи других стран, преследующих геополитические, а также вполне определённые экономические интересы — углеводородные ресурсы этой страны.

«Международная жизнь»: Каким образом это может отразиться на будущем развитии наших отношений?

Карлос Рома: Здесь Аргентина заняла сторону США, Россия выступает за соблюдение международного права и суверенитета стран. Это расставило нас по разные стороны в этом конфликте. И это абсолютно не та ситуация, которую я хотел бы видеть в наших отношениях. Аргентина должна больше склоняться к нейтральной позиции, не потакать интересам США. Мы могли бы выступить медиатором, в том числе по вопросу предоставления политической поддержки для решения венесуэльского кризиса. Надо иметь ввиду и Папу Франциска, аргентинца, который мог бы выступить нейтральным посредником. Конечно это тот конфликт, куда нам не стоило бы соваться. Но я искренне верю, что это не окажет сильного влияния на российско-аргентинские отношения. Здесь нет прямого конфликта интересов наших стран. Это тот лист истории, который нам пора перевернуть.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати