Вопреки ожиданиям, американо-китайский скандал вокруг китайской компании Huawei обостряется. После того, как в конце 2018 г. власти Канады по запросу Вашингтона арестовали финансового директора китайской компании Huawei Мэн Ваньчжоу, а в Китае были арестованы несколько канадских граждан, еще сохранялась надежда на урегулирование вопроса через переговоры.Однако американская сторона пошла на обострение. Федеральные власти США потребовали от Канады экстрадиции Мэн Ваньчжоу и предъявили Huawei список из 23 обвинений, включая промышленный шпионаж, финансовое мошенничество, нарушение санкций, препятствование правосудию. Об этом заявил и. о. Генпрокурора США Мэтью Уитэкер, отметив, что обвинения были выдвинуты в Нью-Йорке и Сиэтле.
В ответ МИД Китая призвал США отозвать ордер на арест главы филиала китайской компании Huawei Мэн Ваньчжоу и «не следовать далее по этому ошибочному пути". Оговорки М. Уитакера о том, что обвинения, мол, направлены не против Китая, а против конкретной компании, выглядели явно неубедительно. В заявлении представителя МИД КНР подчеркивается, что Соединенные Штаты «используют государственную власть для очернения и нападок на конкретные китайские предприятия, препятствуя проведению ими законных операций", и "за этим стоит сильная политическая мотивация и манипуляции".[1]
Почему все это происходит именно сейчас, и не связано ли это с конкурентной борьбой за стандарты сетей связи 5G на мировом рынке? Накануне Huawei Technologies представила первый в мире чип, созданный специально для базовых станций 5G, который по своей производительности в 2,5 раза превышает предыдущие. К тому же базовые станции 5G устанавливаются в два раза быстрее, чем аналогичные станции 4G. Huawei Technologies уже подписала 30 коммерческих договоров по технологиям 5G и поставила по всему миру свыше 25 тыс. базовых станций 5G.
Судя по всему, налицо явная попытка любыми способами остановить конкурента. В середине января стало известно, что в Соединенных Штатах намерены ограничить деятельность телекоммуникационных компаний Китая. Готовится исполнительный указ, предполагающий ограничения «по соображениям национальной безопасности» для тех компаний в телекоммуникационной сфере, которые имеют отношение к властям Китая и занимаются бизнесом в США.
И все это на фоне постоянных обвинений китайских компаний, включая Huawei, в краже американских технологий и интеллектуальной собственности. Однако компания это достаточно мотивированно отрицает: "Huawei в течение продолжительного времени вкладывает силы и средства в фундаментальные науки и технологии. Мы были первыми, кто смог добиться прорыва по ключевым технологиям для широкомасштабного коммерческого использования 5G", - говорится в заявлении компании.[2]
И все же думается, что главная причина обострения ситуации вокруг Huawei не в этом. Сейчас делегации высокого уровня Китая и США проводят переговоры по двусторонним торговым спорам и готовят всеобъемлющую сделку, от которой будет зависеть будущее не только двусторонних торгово-экономических отношений, но и, во многом, всей мировой экономики.
В высокопоставленную китайскую делегацию входят вице-премьер Госсовета Лю Хэ, председатель Народного банка И Ган и несколько заместителей министров. С американской стороны - министр финансов Стивен Мнучин, торговый представитель Роберт Лайтхайзер и советник президента по торговой и промышленной политике Питер Наварро. Как ожидается, затем китайскую делегацию примет президент США.
Американская сторона уже предпринимала попытки сорвать этот раунд переговоров, навязывая китайской слишком жесткие условия. Например, требовала от нее заранее представить в письменном виде предложения по наиболее чувствительным вопросам (передача технологий и интеллектуальной собственности), чтобы продолжить переговоры лишь после изучения этого «домашнего задания».
И вот сейчас Huawei явно превращается в средство давления на китайских переговорщиков, хотя их американские партнеры говорят: мол, это же не мы, а американский Минюст. Демократия и разделение властей - такая незатейливая игра в плохого и хорошего следователя.
Это выглядит как откровенный шантаж и попытка использования внеэкономических методов. Происходящее означает, что китайской стороне предстоит набраться «стратегического терпения», чтобы довести эти переговоры до конца и заключить сделку. Китай в ней заинтересован, чтобы торговые войны не отвлекали его от решения стратегических задач.
Да и американской стороне, скорее всего, нужен успех. Дональд Трамп, похоже, уже начинает свою избирательную кампанию на второй президентский срок, и ему нужны свои экономические победы на заявленных ранее направлениях. Тем более, что Китай обозначен как главный конкурент США на перспективу. Поэтому, можно предположить, эти переговоры завершатся ограниченным и «вынужденным» успехом для обеих сторон.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs