ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Русский театр «Театр 8+», или Любитель – от слова «любить»

13:28 28.01.2019 • Каринэ Арутюнян,

Восемь лет назад в восьмом по счету месяце года в 8-м районе Вены восемь человек основали первый и пока единственный русский театр в Австрии. Название просилось само: «Театр 8», добавив «+» как символ творческого развития и счастливого будущего. Так и пошло: сейчас в команде – около 50 человек, а у театра появились детская студия, ТЮЗ «ТикНик», курсы актерского мастерства и заветная мечта стать национальным театром Австрии на русском языке.

Романтики-идеалисты, как они сами себя окрестили, создают все своими руками и на свои деньги, будь то костюмы, декорации или реквизит, а заработанное на продаже билетов тратят на новые постановки. Репетировать и выступать начинали на чужих площадках: то в галерее друзей, то в арендованных залах, то под открытым небом, пока не поняли, что у театра должен быть свой адрес. Нашли полуразрушенное помещение, и вся актерская труппа на полгода превратилась в бригаду рабочих, создавая для себя дом. Основатель и руководитель театра «8+» Ольга Борисова рассказывает: «Как только у нас появилась своя постоянная сцена, мы приобрели иной статус – стали Театром».

В репертуаре, как и положено уважающему себя классическому театру, – Вампилов, Зощенко, Булгаков, Чехов, Эрдман. Есть и свой драматург – Леонид Ицелев, который и пишет, и переводит с французского пьесы комедиографа Жоржа Фейдо. Некоторые из них впервые зазвучали на русском языке. За режиссуру чаще всего отвечает руководитель театра. Ольга Борисова свой первый спектакль поставила будучи еще студенткой Педагогического института и получила за него первый приз на конкурсе. Среди ее работ: «Беда от нежного сердца» (В. Соллогуб, 2009), «Самоубийца» (Н. Эрдман, 2013), «На месяц раньше» (Ж. Фейдо, 2014), «Провинциальные анекдоты» (А. Вампилов 2015). В 2016 году был представлен первый для театра невербальный спектакль по М. Булгакову «Собачье сердце», на репетиции которого ушло девять месяцев. Театр «8+» работает и с приглашенными режиссерами. «Поллианну» и «Три шутки в одном действии» ставил, к примеру, петербуржец Кирилл Маркин. Спектакли с аншлагом идут на различных театральных площадках Европы. При этом у театра есть и привычная для любого коллектива проблема – частое обновление труппы. Причины бывают разные, а результат один – постоянные замены и вводы в спектакль новых артистов, из-за чего даже успешный спектакль приходится временно убирать из репертуара. Когда театр – не основная профессия, в нем остаются только самые преданные.

За сезон у «8+» – 30 показов и 1500 зрителей, чем может похвастаться не каждый профессиональный проект. С каждым годом в зале все больше австрийцев, поэтому все постановки непременно сопровождаются субтитрами на немецком языке. География театра давно вышла за «венские берега», и теперь у него гастроли в соседних городах и странах, а заодно десятки наград на фестивалях в Италии, Финляндии, Венгрии, Германии и других странах. В разные годы в постановках участвовали студенты австрийских театральных ВУЗов, но в большинстве своем труппа состоит из любителей – тех, кто хочет раскрыть себя на сцене. Впрочем, к слову «любительский» Ольга Борисова относится с нежностью, повторяя, что «любительский происходит от слова “любить”». Из этой же любви на базе драматического театра родился Венский Театр Юного Зрителя «Тик•Ник», которым руководит Рубен Паронян, экономист по образованию и актер, сценарист, режиссер по призванию. В главных ролях – и опытные, и совсем юные артисты. На спектакли ТЮЗа билеты раскупают за месяц до показа. «Дети – настолько непредсказуемый зритель, с ними очень интересно работать. На каждому шагу – экспромт. Когда вышел первый спектакль и маленькие зрители от души смеялись, я понял, что не ошибся, создавая этот театр», – рассказывает он.

Еще одним притоком большой театральной реки стали курсы актерского мастерства для взрослых и детей. Здесь их учат не только театральному мастерству, но и танцам, импровизации, риторике. Организаторы и руководители верят, что когда-нибудь станут полноценной театральной школой для разных творческих групп. Рубен Паронян делится: «Я желаю, чтобы наш театр стал неким творческим оазисом, фактическим и практическим культурным центром в Австрии для русскоговорящих, независимо от национальности и взглядов. Пусть он будет окружен только любовью. И на этой благодатной почве мы будем развиваться».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати