Российский нефтегазовый сектор продолжительное время находится под действием секторальных санкций США и ЕС. В 2019 году ожидается их эскалация. Как новые санкции повлияют на нефтегазовый сектор России и какие возможности управления рисками существуют? Об этом и многом другом поговорили участники экспертной дискуссии «Санкции и нефтегазовый сектор: политические риски для бизнеса».
Спикерами мероприятия выступили: Александр Панкин, заместитель министра иностранных дел РФ; Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса; Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).
В основу дискуссии лег доклад программного директора клуба «Валдай» Ивана Тимофеева «Принуждение непокорных: идеальный шторм санкционной войны», в котором отражены основные тренды санкционной политики, а также дальнейшие перспективы принудительных и ограничительных мер.
А.Панкин: «Мы не хотим становиться на путь игры без правил»
После мероприятия заместитель министра иностранных дел Александр Панкин ответил на вопросы журнала «Международная жизнь».
Международная жизнь: Александр Анатольевич, во время дискуссии Вы сказали, что не рассматриваете «апокалипсического» сценария развития событий, то есть, например, тотального эмбарго в сфере ТЭК и т.д. А вот позитивный сценарий Вы рассматриваете? Может ли такое случиться, что американские и европейские санкции будут отменены, и топливно-энергетический комплекс будет функционировать по законам рынка, а не в угоду чьих-либо политических интересов?
А.А. Панкин: Может. Это может быть связано в определенной степени с цикличностью. Не экономической, а политической цикличностью американской жизни. Это может быть связано со всякими случайностями неприятными для американцев, которые отрезвляют. Когда американцы понимали, что того, кого они сделали противниками, на самом деле не их главные противники.
Международная жизнь: Вы имеете ввиду Китай сегодня?
А.А. Панкин: Это не важно. Перед второй мировой войной они считали одних, оказались другие реальными противниками. В постсоветский период это оказался терроризм и т.д. Но для этого должно быть определенное осознание, отрезвление. А пока все инерционно катится по каким-то рельсам, смены быть не может.
Международная жизнь: Российская позиция такова, что мы не будем вводить контрмеры. Будем держать такой баланс. Будем готовы ко всему, но при этом…
А.А. Панкин: Определенные контрмеры мы вводим, потому что это тоже правила игры. Мы готовы к нормальному взаимодействию, отставив в сторону всякие «недоразумения», которые появилась за последние два года. Конечно, готовы сотрудничать. Есть сферы, где необходимо сотрудничество. Есть сферы, где оно продолжается. Потому что есть понимание, что нельзя прекращать его полностью.
Международная жизнь: Главное, чтобы оно не было символичным, а было эффективным…
А.А. Панкин: Много информации в отношении санкций раздувается. О санкциях упоминают намного чаще и больше, чем нужно, чтобы их устрашающий, психологический эффект сохранился.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs