ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

«Фрида и Диего»

12:18 21.01.2019 • Екатерина Готта,

В Центральном Манеже в Москве с 21 декабря 2018 года по 22 февраля 2019 года Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) представляют выставочный проект "Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музеев и частных собраний", посвященный самой знаменитой и яркой паре латиноамериканских художников ХХ века.

Организаторам впервые удалось объединить в уникальную по размеру и содержанию экспозицию более девяноста разбросанных по миру работ. В выставке участвуют произведения из Музея Долорес Ольмедо (Мексика), коллекции Хуана Коронеля Риверы, внука Диего Риверы, частных собраний Европы и Латинской Америки, а также ранее не выставлявшиеся в России картины из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и архивные документы.

Появление такого масштабного международного проекта в России неслучайно. Судьбы и идеалы Диего Риверы и Фриды Кало были связаны с Советским Союзом, что в большой мере повлияло на их творчество.

Устроители выставки постарались подчеркнуть как диаметральную противоположность двух великих мексиканцев, так и их неразрывную связь друг с другом.

Большое пространство Манежа разделено пополам цветом: половина Фриды окрашена бордовым, а половина Диего – синим. Это символическое разделение на две части отсылает зрителя к их дому в Сан-Анхеле, состоявшему из двух соединенных между собой зданий, в которых у Кало и Риверы были отдельные мастерские. Такая двойственность, нашедшая свое отражение в концепции проекта в Манеже, представляет их искусство как «типично женское» и «типично мужское». Кроме того она наглядно демонстрирует их мучительную любовь и постоянное соперничество. Следуя этой задумке кураторов выставки, посетители как бы параллельно проходят все этапы жизненного пути, творчества и взаимоотношений двух художников.

Рассказывать о Фриде и Диего можно в любом жанре – от семейной драмы до детективного романа, настолько их судьбы были наполнены историческими событиями и накалом страстей. Перипетии их личной и общественной жизни нашли свое непосредственное отражение в произведениях художников.

Судьбоносная как для Диего Риверы и Фриды Кало, так и для всего мира искусства встреча произошла в 1928 году. Это событие определило все дальнейшее творчество обоих художников, что особенно заметно по тем произведениям, которые демонстрируются на выставке.

«Я тогда еще этого не осознавал, но Фрида стала главным событием моей жизни. И оставалась им до самой своей смерти 27 лет спустя», - так Диего Ривера вспоминал о ней.

А Кало писала: «В моей жизни было две аварии. Одна – когда автобус врезался в трамвай и я оказалась прикована к кровати. Вторая – это встреча с Диего». Риверу и Кало объединяла вера в коммунистические идеалы. В 1910 году произошла Мексиканская революция. Диего стал ее свидетелем и певцом. А Фрида, став взрослой, захотела даже изменить год своего рождения с 1907 на 1910, чтобы быть рожденной вместе с революцией. Они оба были членами Коммунистической партии Мексики.

Поэтому закономерными стали приезд Диего в 1927 г. в СССР и его участие в праздновании десятой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Во время парада и демонстрации он находился на трибуне Мавзолея В.И.Ленина в Москве. Позднее Ривера постоянно возвращался к сюжетам, связанным с революцией и ее главными действующими лицами. Например, он создал фреску для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. К сожалению, она была впоследствии уничтожена из-за изображения на ней В.И.Ленина, которое Ривера категорически отказался убрать даже ценой потери всего произведения. Тема революции, одна из центральных в творчестве Риверы, также представлена на выставке в Манеже.

В 1955 году Диего Ривера еще раз приехал в СССР, чтобы пройти лечение от онкологического заболевания. Здесь он много работал, в результате чего появилась целая серия картин. На выставке представлены «Девочка с портфелем» (1956), «Ребенок с санками» (1956), «Русская медсестра» (1956) и другие произведения, созданные художником в этот период его жизни.

На выставке можно увидеть интересные фотографии и материалы из российских архивов, например, касающиеся истории приезда в Мексику Льва Троцкого с женой Натальей Седовой в 1936 году. Ривера, восторгавшийся Октябрьской революцией 1917 года, пригласил гостей из СССР пожить в его доме. Фрида стала последним увлечением Троцкого. Впоследствии Диего даже подозревали в причастности к его убийству, но после тщательного расследования обвинения были с него сняты. 

В 1947 году благодаря усилиям советского посла в Мексике Константина Уманского и Мексиканско-русского института, мексиканские художники передали в дар Советскому Союзу свои живописные и графические произведения. Этим работам на выставке в Манеже выделено особое место. В подаренную мексиканцами коллекцию также входила самая большая из созданных Фридой картин «Раненый стол». После смерти Кало Ривера вывез эту работу из СССР на выставку в Варшаву, где картина пропала, и до сих пор ее судьба неизвестна.

Фриду на протяжении всей ее жизни сопровождали бесконечные проблемы со здоровьем. Свои физические и моральные страдания она изливала на полотна, как на представленных на выставке картинах «Сломанная колонна» (1944 г.) и «Без надежды» (1945 г.). Она превращала гипсовые корсеты, которые она была вынуждена носить, в арт-объекты. Их также можно увидеть в Москве.

Кало стала первой художницей, выносившей на всеобщий суд неприглядные стороны существования женщин в современном обществе. Эта тема творчества Фриды откликнулась в сердцах женщин в разных частях света, осознавших необходимость отстаивать свои права. Феминистки сделали ее своей иконой.

Выставка помогает посетителям проследить, как росла популярность Кало и к концу ХХ века сформировался культ Фриды – Фридамания. Яркие запоминающиеся наряды, сросшиеся черные брови и венок в волосах стали ее визитной карточкой. О ней стали писать книги и снимать кино, в том числе голливудский фильм «Фрида» (2002 г.) с Сальмой Хайек в главной роли. На сегодняшний день Фрида Кало является самым дорогим художником Латинской Америки. Стоимость ее работ достигает 7 миллионов долларов.

Проект в Манеже дает возможность поближе познакомиться с национальным мексиканским искусством, глубоко уходящим корнями в доколумбовы времена. Организаторы составили разнообразную параллельную программу. Здесь предлагается посмотреть фильмы, поучаствовать в перформансах или прослушать одну из лекций, например, «Мексика. Традиции древних цивилизаций». Вы узнаете об удивительной истории и самобытной культуре Мексики, раскроете секреты ее традиционной кухни. Гостей проекта ждут мастер-классы по созданию масок или росписи тарелок в мексиканском стиле.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати