Средиземное море является площадкой активного приложения геополитических усилий Рима для создания такой силовой конфигурации в регионе, при которой будут оставаться доступными и открытыми для Италии три главных вектора её внешней политики – южный (по направлению к Северной Африке), западный (по направлению к Атлантике) и восточный (по направлению к Балканам).
Для экономических связей с внешним миром особое стратегическое значение для Италии, как средиземноморской державы, приобретают Гибралтарский пролив, Босфор, Суэцкий канал, пролив Баб-эль-Мандеб как оживлённые транспортные артерии мировой торговли.
Для обеспечения идеологического обоснования права Италии на потенциальное присутствие в этих точках планеты была выдвинута геополитическая теория «расширенного Средиземноморья» (1). Эта теория призвана покончить с узким восприятием Средиземноморского региона как пространства, ограниченного доступом к акватории моря, и, соответственно, ограниченной ролью Италии здесь.
Рим концептуально «расширил» Средиземноморье за счёт примыкающей акватории Атлантики и сухопутных пространств, отнеся к нему Сахель, Ближний Восток и Аравийский полуостров. Тем самым «увеличилась» и геополитическая роль Италии в регионе как страны, чья экономическая стабильность зависит от стабильности примыкающих к Средиземноморскому региону территорий.
В первую очередь, речь о неспокойных Ливии, Алжире и Тунисе, обеспечивающих поставки газа в Италию. Намерение Италии политически закрепиться в Сахели в рамках «расширенного Средиземноморья» продиктовано как раз стремлением создать контролируемое заплечье в тылу Ливии, Туниса и Алжира для недопущения их дальнейшей дестабилизации.
Италия входит в шестёрку государств ЕС с самым высоким показателем объёмов морской торговли. По данным Eurostat, в 2016 г. этот показатель равнялся 61% (из них 66,6% - импорт и 55,9% - экспорт). По этому показателю Италия уступает Португалии (81%), Кипру (80%), Греции (77%), Испании (74%) и Мальте (67%). Ни один итальянский порт не входит в десятку самых оживлённых торговых гаваней ЕС. Итальянские власти намерены исправить это положение.
В масштабах ЕС на морскую торговлю приходится 51% товарообмена, из которых 53% - экспорт и 48% - импорт. 19% мирового морского трафика и 30% морских нефтеперевозок проходят через Средиземное море (рост 120% в течение последних 16 лет). 65% всех энергоресурсов доставляется в Европу Средиземным морем. Эти показатели демонстрируют тенденцию к повышению, и перед Италией встаёт вопрос обеспечения более акцентированного экономического и политического присутствия в Средиземном море (2).
Исходя из этого, перед итальянской дипломатией в регионе будут стоять следующие задачи:
- способствовать равному распределению силового потенциала ведущих держав в Средиземноморье во избежание дисбаланса как в пользу государств, не связанных с Римом союзническими обязательствами либо соглашениями о стратегическом сотрудничестве, так и в пользу государств, чей политический, военный и экономический потенциал равен таковому у Италии (Франция, Испания) либо превышает его (Германия);
- укреплять политическое и экономическое присутствие Италии в районах, обозначенных в теории «расширенного Средиземноморья», обеспечивая участие итальянского флота в международных миссиях по борьбе с пиратством;
- способствовать мирному урегулированию существующих конфликтов в регионе (Сирия, Иран, кипрская проблема) во избежание наращивания в зоне стратегических интересов Италии военного присутствия других стран;
- способствовать диверсификации поставок энергоресурсов с учётом 77%-ной зависимости Италии от внешних поставок, инициировать разработку газовых и нефтяных месторождений в Ливии, Алжире, Египте (Рим намерен до 2030 г. инвестировать в развитие энергетического сектора и связанные с ним экологические проекты €175 млрд.);
- способствовать превращению Италии, расположенной на стыке морских маршрутов из Северной Африки, Персидского залива и Каспийского моря, в ведущий транспортно-распределительный узел экспорта-импорта энергоносителей для ЕС (4);
- избежать ослабления позиций Италии в ЕС в случае укрепления оси Берлин – Париж, что будет весьма непросто в условиях наметившегося конфликта между Брюсселем и Римом по вопросу итальянского бюджета.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://interaffairs.ru/news/show/20337
2) http://www.marina.difesa.it/conosciamoci/editoria/marivista/Pagine/default.aspx
3) http://www.occhidellaguerra.it/la-strategia-energetica-italiana-europa-mediterraneo/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs