ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Расширенное» Средиземноморье и внешняя политика Италии

11:04 14.08.2018 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Италия намерена усилить своё присутствие в регионе Сахеля, на стыке границ Ливии, Чада и Алжира. В Нигере, который граничит с этими странами, разместятся 470 итальянских военнослужащих (1).

В Нигере уже находятся четыре тысячи французских солдат и 800 американских. В Мали находятся 1 тыс. немецких военнослужащих. Против присутствия американцев и немцев Париж не имел особых возражений, но к инициативе Рима отнёсся неодобрительно.

Официальная причина отправки итальянских войск в Нигер – борьба с незаконной миграцией и предупреждение исламистской угрозы. Через Нигер проходят миграционные маршруты к побережью Ливии, откуда мигранты добираются до Италии. Регион Сахеля называют южным флангом НАТО, и Рим готов взять на себя миссию по обеспечению его безопасности.

Данное решение укладывается в рамки новой концепции расширенного Средиземноморья (ilMediterraneoallargato), разработанной итальянскими стратегами. Расширенное Средиземноморье включает в себя обширные территории и водные артерии, прилегающие к Средиземному морю либо связанные со средиземноморскими государствами политически и экономически.

Средиземноморье более не рассматривается Римом как географически, экономически и культурно ограниченный регион. Став «расширенным», на севере оно простирается до Альп; на западе - за пределы Гибралтара до Канарских островов и Атлантики; на юге – до Сахеля; на востоке – до Чёрного моря и Крыма.

Расширенное Средиземноморье также включает в себя Ближний Восток, Аравийский полуостров, Персидский залив, Африканский Рог, что даёт Италии теоретическую возможность выступать участником происходящих в данной точке планеты политических процессов и посредником в диалоге задействованных в них игроков (2).

Немаловажно, что расширенное Средиземноморье не имеет чётко определённых границ, являясь умозрительной геополитической концепцией, наложенной на географически детерминированные факторы.

Появление концепции расширенного Средиземноморья сразу ставит Италию на первые роли в стратегии США в регионе (3). На фоне обострившихся отношений на линии Рим – Берлин и Рим – Париж из-за миграционной проблемы негласный американо-итальянский геополитический союз будет работать на ослабление франко-германского дуумвирата, о котором было заявлено Парижем и Берлином в 2016 г. по итогам референдума о выходе Великобритании из ЕС (4).

Ось Берлин – Париж, с учётом выхода из игры Лондона, ведёт к ослаблению американского присутствия в Европе. Поддержав Италию и её концепцию расширенного Средиземноморья, Вашингтон получает дополнительные рычаги воздействия на Германию и Францию.

Появление Италии в Сахеле Париж рассматривает как вторжение в зону своих традиционных интересов (5). Учреждённая в феврале 2014 г. Сахельская пятерка (G5 Sachel) в составе Мали, Мавритании, Чада, Буркина-Фасо и Нигера намерена с опорой на Францию и Германию бороться с исламистским экстремизмом и социально-экономической отсталостью. С приходом Италии эта военно-дипломатическая конструкция может подвергнуться коррекции.

В свою очередь Париж расширил зону своего оперативного контроля от Мавритании до границ Ливии, которую Рим традиционно считает зоной своего влияния. Таким образом, в Сахеле вошли в соприкосновение рубежи ареалов французского и итальянского военно-политического присутствия

Таким образом в ключевых вопросах европейской безопасности и политики ЕС на Ближнем Востоке и Северной Африке Рим начинает выступать дополнительной точкой опоры для Вашингтона.

Будучи в терминах теоретической геополитики классической «береговой зоной», Италия обладает двойственной геополитической сущностью, которой свойственно менять вектор своих внешнеполитических устремлений от про-атлантистского (США, Великобритания) до про-континенталистского (Германия, Россия).

Удобство концепции расширенного Средиземноморья в том, что оно позволяет Риму, ослабляя одну континенталистскую силу (Германию), взаимодействовать с другой (Россией). Впрочем, с такой же лёгкостью приоритеты могут меняться на противоположные.

Для Италии данная концепция - несомненное окно возможностей. У Рима традиционно партнёрские отношения с Москвой, и в его же интересах способствовать нормализации российско-американских отношений. Появившиеся в итальянской прессе комментарии о будущем концепции расширенного Средиземноморья позволяют надеяться, что Рим готов предприятия усилия в этом направлении.

 

1) https://www.ilfattoquotidiano.it/2018/08/03/conte-e-macron-rivali-in-niger-un-imbarazzo-internazionale/4534133/#cComments

2) http://www.occhidellaguerra.it/mediterraneo-allargato/

3) http://www.occhidellaguerra.it/conte-trump/

4) https://ria.ru/world/20160627/1453166319.html

5) http://www.occhidellaguerra.it/italia-macron-niger/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати