ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Существует ли на Украине право?

14:08 03.12.2018 • Михаил Леонов, журналист

Власти Украины все более прямолинейно пытаются загнать верующих в автокефальный украинский рай.

28 ноября ознаменовалось тем, что впервые за последние 30 лет представители Киево-Печерского заповедника (в управлении Минкульта Украины) проводили опись имущества в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом, Наместником Киево-Печерской Лавры, в этой связи на следующий день был созван брифинг. Но говорить ему пришлось не столько об этом, сколько о давлении, которое оказывается на него и священнослужителей Украинской Православной Церкви со стороны властей Украины из-за их позиции по так называемой «автокефалии».

«Сегодня звучит много вопросов – правомерны ли действия государственной власти против Церкви, – вопрошал владыка. – В какой-то мере они не являются правомерными, поскольку есть давление лично на меня со всех концов, угрозы, звонки, разного рода нападки. Не только на меня, но и на многих других епископов, священников. Есть слухи, и я знаю из достоверных источников, что на меня, гражданина Украины, открыто несколько дел, – заявил митрополит. – Они идут под грифом секретности. Но можно догадываться, что они могут мне инкриминировать... Я хочу вам сказать, что я никогда не был против своего государства, суверенитета своего государства. Я стоял на началах вольности Украины в 1991 году»[1].

И действительно, такого настоящего украинца во всех смыслах, так дорожащего Украиной, как Митрополит Павел нужно еще поискать! Но он имеет иные, чем власть, взгляды на религиозные вопросы. И уже на следующий день, 30 ноября, СБУ Украины провела обыски по месту проживания Наместника Киево-Печерской Лавры, главы Синодальной комиссии по делам монастырей УПЦ, постоянного члена Священного Синода УПЦ Митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла. Обыск так же был проведен и на подсобном сельско-хозяйственном поместье Киево-Печерской Лавры, находящимся неподалеку.

Согласно заявлению самих сотрудников СБУ, обыск проводился в связи с уголовным делом, открытым на него по статье о нарушении равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии. «В рамках уголовного производства, начатого по факту уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 161 (Нарушение равноправия граждан зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам) Уголовного кодекса Украины, правоохранители проводят обыски по месту проживания и размещения имущественного комплекса, который принадлежит митрополиту Павлу (Лебедю)», – говорилось в сообщении СБУ[2]. Внимательно прочитав статью 161 УК Украины, возникает вопрос – какое отношение имеет эта статья к Предстоятелю Киево-Печерской Лавры. Ее часть первая гласит: «… Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, инвалидности, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам, наказываются…» А часть вторая, как раз и инкриминируемая владыке Павлу, говорит о тех же действиях «… соединенных с насилием, обманом или угрозами».

Каким насилием, обманом или угрозами Митрополит Павел разжигал межконфессиональную рознь – не известно. Тем более не ясно и удивительно это для самого Митрополита Павла: «…установлено произвести обыски у меня, руководствуясь обвинениями, будто бы я разжигаю межконфессиональные отношения. Я хотел бы спросить СБУ, действующих по указу Президента Украины (по крайней мере, они так говорят), что такое конфессии? Это не Филарет – Михаил Антонович Денисенко, это не Макарий, простой священник[3]. Это, если бы я что-то сказал в сторону иудеев, мусульман, католиков. Это было бы другое. Но я этих людей очень уважаю, с ними дружу и общаюсь, и решаем вместе много вопросов»[4].

Даже если допустить, что причиной уголовного производства в отношении Митрополита Павла послужили его высказывания в отношении раскольников в лице глав УПЦ КП и УАПЦ, то это очень вольная и странная трактовка приведенной сотрудником СБУ статьи. На мой взгляд, весьма точно высказался по поводу происходящего изданию «Украина.ру» православный обозреватель Дмитрий Скворцов: «Каноны христианства — апостольская истина — не позволяют ему (Павлу. — Ред.) руководствоваться нормами толерантного отношения к тем, кого он считает врагами Церкви и кого апостолы, создатели канонов, считали противниками Христа. Наместника Киево-Печерской Лавры можно считать одним из наиболее строго придерживающихся православных канонов из представителей УПЦ, - сказал православный эксперт, - Поэтому митрополит Павел не может не назвать секты — сектами, а раскольников — раскольниками», - добавил он[5].

Проблема с разжиганием межконфессиональной и религиозной розни на Украине есть, но не там, где ее ищет СБУ. Во время проведения обыска у Митрополита Павла телеканал «Прямый» транслировал репортаж с места событий в с. Вороньков. Журналистка Маргарита Стецюк в прямом эфире, как выученные стихи, без тени смущения позволяла себе оскорбительные, лживые, провокационные высказывания в сторону Митрополита Павла и всей УПЦ, очевидно, твердо зная, что ей и её телеканалу это зачтется. «Путинский владыка Павел», «…неоднократно разжигал межконфессиональную рознь», «смертный грех алчности не беспокоит попа Павла», «на этом фоне продолжают звучать пророссийские заявления»[6]. Где и когда прозвучали эти заявления она не посчитала необходимым упомянуть.

Да что уж спрашивать с «журналистов», если пример именно такого разжигания межнациональной розни, неприкрытой лжи и оскорблений священнослужителей совершает с экрана телевизора сам украинский президент: «Как можно ходить в московскую церковь, если все службы там начинаются с молитвы за Кирилла, за Путина?»[7], - заявлял Петр Алексеевич на встрече с жителями Черниговщины, прекрасно зная, что поминание на службах президента России, тем более в Украине – безпардонная ложь. Вот такая ложь, озвучиваемая ради ораторского эффекта, точно привносит рознь и вражду в религиозную жизнь, тем более, главным должностным лицом, каковым является Порошенко!

Мы уже писали[8] о том, что начиная с середины ноября, Порошенко и его «соратники», вопреки всем обещаниям и заверениям, перешли к этапу силового давления на УПЦ МП. В прицелы спецслужб попадают не только епископы, дошла очередь и до рядовых священников – по сообщению Информационно-просветительского отдела УПЦ МП на 5 декабря священники Ровенской и Сарненской епархий массово вызваны на допрос к заместителю Начальника следственного отдела УСБУ в Ровенской области[9]. На глазах всего мирового сообщества беззастенчиво попирается Конституция, декларирующая невмешательство государства в религиозные вопросы. Где мировые журналистские расследования по этому поводу? Где вопиющие голоса институтов демократии? Где ЕСПЧ? Где государственный департамент США со своими комиссиями и комитетами по религиозным свободам?

Совсем недавно Курт Уолкер, выступая на брифинге в Брюсселе, заявлял: «США исходят из принципа религиозной свободы. И мы поддерживаем стремления кого бы то ни было исповедовать ту религию, которую они хотят… Я надеюсь, что не будет протестов и насилия относительно данного решения (решения о предоставлении автокефалии - авт.). Было бы печально видеть это»[10]. Вам не печально теперь все это видеть? Где вы, г-н Волкер?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати