ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Украинский церковный вопрос: сила против веры

16:04 27.11.2018 • Михаил Леонов, журналист

В своей статье[1] по итогу несостоявшейся встречи президента Украины Петра Порошенко с архиереями Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской Лавре, мною был высказан прогноз о развитии дальнейшей церковно-политической ситуации в Киеве и на Украине в целом. При этом учитывались два фактора: критически короткий срок времени до проталкиваемого Порошенко «объединительного собора», где несогласные на автокефалию архиереи УПЦ должны, по замыслу Киева, хотя бы принять участие, а так же склонность к мстительности Петра Алексеевича по отношению к своим оппонентам. Было высказано предположение, что для достижения этих целей будут использованы административные и силовые ресурсы СБУ. Однако, вопреки ожиданиям, ситуация с автокефальным будущим стала развиваться по более циничному сценарию.

На основе информации, поступающей из Украины за прошедшие с того времени почти две недели, обращают на себя внимание следующие направления «влияния на ситуацию», используемые заинтересованной в этом властью.

1. Массовые вызовы архиереев на «беседы» в местные органы СБУ.

18 ноября СБУ Ровенской области вызвала викария Ровенской епархии УПЦ, Епископа Дубенского Пимена (Воята)[2]. 19 ноября в СБУ «на беседу» был вызван Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко)[3]. В этот же день, по сообщению главы юридического отдела УПЦ протоиерея Александра Бахова[4], в СБУ был вызван винницкий священник Николай Дудник. 20 ноября в СБУ был вызван архиепископ Бердянский и Приморский Ефрем (Яринко)[5]. Причем, это только обнародованные случаи, однако известно, что подобные «беседы» за прошедшие дни были проведены практически с каждым архиереем, и не обязательно в кабинете соответствующей структуры[6]. Следует признать, что эти встречи не носили агрессивного и прямо-проавтокефального характера. Да это и не требовалось, и совсем не эта цель преследовалась. Заметим, что практически на всех собеседованиях с архиереями поднимался вопрос об их поездках за границу (особенно в Россию!)[7]. Кроме того, что эти вызовы начали происходить массово и одновременно, синхронно с ними, во многих епархиальных Управлениях происходили провокационные выступления проавтокефальной «общественности» (об это ниже). Таким образом - налицо метод психологического воздействия, грубо говоря – травли.

2. Провокационное распространение в прессе и на телевидении сведений о частной жизни духовных лиц – противников автокефалии.

17 ноября интернет-издание «Волынь Online» посвятило Епископу Волынскому и Луцкому Нафанаилу (Крикоте) целую статью, где в подробностях постаралось донести до сведения широкой публики информацию о родственниках владыки, а так же о движимом (в виде 15-летней Тойоты) и недвижимом (довольно-таки скромном арендуемом(!) одноэтажном доме) имуществе[8]. В тот же день на сайте «Центра антикоррупционных расследований», публикуется подборка провокационной информации, посвященной сразу трем архиереям – Митрополиту Днепропетровскому и Павлоградскому Иринею (Середнему), Митрополиту Криворожскому и Никопольскому Ефрему (Кицаю) и архиепископу Каменскому и Царичанскому Владимиру (Орачеву)[9]. На одесском портале «Думская.net» появилась статья, посвященная имуществу с адресами одесских архиереев[10]. Список публикаций можно продолжать еще, как минимум, на целую печатную страницу. Начиная с 17-го числа почти во всех СМИ развернулась повальная и оголтелая травля священнослужителей разного уровня, но только относящихся к УПЦ МП. Публикуя информацию о местах проживания священнослужителей, проплаченым журналистам остается сделать единственный и последний штрих: призвать украинских праворадикальных активистов к действиям в отношении «московских попов».

3. Использование административного ресурса.

По сообщению одесского издания «Таймер» со ссылкой на «Перший козацький» органы власти Николаевской области привлекают учащихся общеобразовательных школ к проведению различных мероприятий в поддержку церковной «реформы». Похожая ситуация наблюдается и в Запорожье, где директоров учреждений соцзащиты детей «попросили» обеспечить участие их подопечных в мероприятии Киевского патриархата[11]. Фото соответствующих документов выкладывают в интернет возмущённые родители школьников. 20 ноября издание «Таймер» опубликовало в этом же ключе еще одно письмо. Одиннадцать общественных и гражданских организаций обратились к одесским архиереям, обвиняя их в «работе на Москву»: «Со скорбью воспринимаем последние решения, принятые на Священном синоде УПЦ 13 ноября в Киеве, которые фактически были продиктованы Москвой… Обращаемся к Вам с надеждой на пересмотр своих поспешных, к сожалению, навязанных извне решений (выделено авт.)»[12]. Вот так, вроде бы корректно, но настойчиво…

В этой же связи используется еще один инструмент нагнетания конфронтации и травли священнослужителей и верующих канонической Церкви.

4. Создание и использование «активных групп верующих» - сторонников автокефалии.

В различные Епархиальные Управления, к местам проживания архиереев и священников, как по команде стали являться группы активистов, «верующих», журналистов и прочих сторонников автокефального будущего с плакатами, письменными и устными требованиями, заявлениями поддержать автокефальную идею. Слово «верующие» я преднамеренно взял в кавычки, т.к. большинство из них имеют к ним весьма опосредованное отношение. Они даже слово Томос не знают как правильно написать на плакате. А спрашивать их, когда и кто из них был на Литургии и в каком храме, вообще нет смысла! 17 ноября - митинг у епархиального дома Митрополита Криворожского Ефрема[13]. 19 ноября - митинг возле Запорожского Епархиального Управления[14]. 23 ноября - пикет у Днепропетровского Епархиального Управления[15]. Нежин, Житомир, Бердянск, Луцк – практически по каждой области, в каждой епархии происходят такие события. С одной стороны можно было бы подумать, что все эти акции говорят о всесторонней поддержке верующими автокефального курса. Однако, по мнению Архиепископа Нежинского и Прилукского Климента (Вечери), высказанного в интервью изданию «Главновости», налицо кустарно срежиссированая массовка: «Мне кажется, это какой-то блеф и попытка устроить бурю в стакане воды… Мы наблюдаем ситуацию, когда все эти акции возникают, словно по мановению волшебной палочки, одновременно во всех регионах Украины. Это порождает определенные подозрения, что источники этих акций: то ли в государственных, то ли в псевдополитических центрах, которые кукловодят исполнителями, не имеющими никакого отношения к Церкви»[16], — заявил владыка. «На самом деле, эти псевдоакции ограничены количеством участников до 10 человек. Они рассчитаны на то, чтобы создать эффект присутствия. Их одновременное возникновение в разных регионах Украины вызывает обоснованное предположение, что они все срежиссированы из одного центра», — подчеркнул митрополит Нежинский и Прилукский.

5. Использование государственных институтов и псевдоправовых рычагов для лишения УПЦ собственности.

23 ноября Комиссия Минюста по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации удовлетворила жалобу Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника и отменила государственную регистрацию и право на пользование комплексом помещений Свято-Успенской Почаевской Лавры (Успенского собора, Троицкого собора, монастырских келий, архиерейского дома, колокольни и надвратного корпуса)[17]. У УПЦ до этого времени существовал договор аренды с правом пролонгации зданий Почаевской Лавры, заключенный в 2003 году. Монашеская братия Лавры была уверена в своем будущем до 2052 года. По словам члена Комиссии Елены Сукмановой, они отменили действия государственного регистратора на основании «вдруг» обнаруженного нарушения закона - украинское законодательство якобы не позволяет передавать в бесплатное пользование имущество на срок более 1 года – то есть, такое соглашение должно ежегодно перезаключаться. Многие годы это «нарушение закона» никто обнаружить не мог, и вдруг нашли…. А за день до того, депутаты пропрезидентских партий Тарас Юрик, Олег Барна и Александр Дехтярчук обратились с заявлением к министру внутренних дел Украины Арсену Авакову во время брифинга в Верховной Раде Украины. Они потребовали для обеспечения охраны общественного порядка в Свято-Успенской Почаевской Лавре ввести туда силы Национальной Гвардии[18].

Конечно, после многократных нарушений Конституции Украины, в том числе и в вопросе невмешательства государства в дела Церкви, нет смысла говорить о свободе, конституционных правах и безопасности рядовых граждан. В стремлении Петра Порошенко к лаврами «автокефалиста» каток украинского госаппарата не хочет замечать отдельных граждан, их конституционных прав и свобод. Но разве это не противоречит демократии? ЕС и США – где вы?!

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



[1] https://interaffairs.ru/news/show/20987

[2] https://spzh.news/ru/news/57660-v-rovno-sbu-vyzvala-jepiskopa-pimena

[3] https://spzh.news/ru/news/57647-mitropolit-luka-prokommentiroval-svoju-besedu-s-sbu

[4] https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=788896098113136&id=100009782594644

[5] https://spzh.news/ru/news/57665-berdyanskoje-sbu-provelo-besedu-s-arkhijepiskopom-jefremom

[6] В этой связи, вспоминается случай, произошедший в 60-ые годы со Схимитрополитом Ювеналием (Тарасовым), в бытность его еще священником. Служа настоятелем храма, он ни в какую не давал своей подписи, т.е. своего согласия на закрытие храма. Чтобы сломить непокорного и «выбить» у него согласие, сотрудниками КГБ в неизвестном направлении были вывезены из дома двое его детей 3-ех и 5-ти лет. Его никуда не вызывали. Просто регулярно, в конце богослужения, к нему подходил в штатском один из сотрудников, под видом простого «прихожанина», прикладывался к кресту, и непременно спрашивал: «Батюшка, Вы еще не изменили свою позицию? Вы ведь больше не увидите своих детей!»

[7] Пару лет назад, один священнослужитель из Украины, в разговоре со мной так же рассказывал о своей беседе с сотрудником СБУ. И так же разговор начинался о его поездках в Россию. Зачем ездите, куда, к кому, для чего? Но к концу беседы вопросы были совершенно другие: «А что Вы везете оттуда? Какую литературу? А с кем Вы встречаетесь? А может какие инструкции получаете? А может деньги? Или туда везете деньги?»

[8] https://volynonline.com/prorosiyski-druzi-svichkoviy-biznes-elitni-avto-ta-nedesheva-neruhomist-shho-shhe-zavazhaye-tomosu-na-volini/?fbclid=IwAR3C2jzOXkjC63x2gus1fc_sTehu0Olk-5kCpcEUBeQtPKtMPKCmrE8CCZk

[9] http://factumua.info/news/moskovskiy-patriarhat-roskosh-i-posobnichestvo-kremlyu-foto.html

[10] https://dumskaya.net/post/roskoshnaya-eparhiya-ili-chto-uderzhivaet-tcer/author/

[11] http://timer-odessa.net/news/nikolaev_radi_religioznih_projektov_poroshenko_nachali_massovo_svozit_shkolnikov_220.html

[12] http://timer-odessa.net/news/odesskie_teploviki_ozabotilis_avtokefaliey_ukrainskoy_tserkvi_138.html

[13] https://1kr.ua/news-46128.html?fbclid=IwAR22X76YncRYgCerE9yOx-p3d7Jzs0lrwVhRp3Prq6SanDSwYLpI6QQ-KM4

[14] https://www.ukrinform.ru/rubric-regions/2582679-vozle-eparhii-upc-mp-v-zaporoze-mitingovali-za-edinuu-pomestnuu-cerkov.html

[15] https://opentv.media/kak-dneprovskie-aktivisty-piketirovali-eparhiyu/

[16] https://glavnovosti.com/akcii-protesta-protiv-upc-srezhissirovany-odnim-kuklovodom-vladyka-kliment/

[17] https://minjust.gov.ua/news/ministry/olena-sukmanova-antireyderska-komisiya-skasuvala-nezakonnu-perereestratsiyu-kompleksu-sporud-svyato-uspenskoi-pochaivskoi-lavri

[18] http://raskolam.net/депутати-бпп-закликали-авакова-ввест/?fbclid=IwAR3CrHXKC3dcFFsKkpS6ca_oZVhnJBhhGE4-Y1r_D1ibVB2aVRBemhGk5jw&lang=ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати