ГМИИ имени А. С. Пушкина в Мемориальной квартире Святослава Рихтера представляет выставку «Годы странствий Святослава Рихтера. Англия – Америка», посвященную путешествиям выдающегося пианиста по Англии и Америке. Экспозиция является продолжением трехгодичного цикла о странствиях музыканта, где каждый год посвящен странам, сыгравшим большую роль в его судьбе. Так, в прошлом году данная серия открылась выставкой о Франции и Италии, каждую из которых Рихтер называл своей второй родиной.
Что касается текущей композиции, то она посвящена гастролям пианиста по Англии и Америке, а также его творческим и личным контактам, играющим ключевую роль в данный период его жизни. В основе выставки лежат художественные открытки, привезенные Рихтером из посещенных городов, отправленные друзьям письма и фотографии. Кроме того, помимо архивных материалов, посетители увидят гравюры, портреты и театральные эскизы. Всего в экспозиции более 150 предметов, воссоздающих реальную картину путешествий музыканта.
«Выставка делится на две не совсем равномерные части, - рассказывает куратор выставки, заведующая отделом музыкальной культуры музея им. А. С. Пушкина Юлия Де-Клерк. – Это кабинет, который посвящен знаменитым и триумфальным первым гастролям в Америке, с которых началась мировая слава Рихтера как пианиста-исполнителя. Вся остальная выставка посвящена Англии и его творческим и личным контактам со знаменитым английским композитором, которого называли вторым “Британским Орфеем”, – Бенджамином Бриттеном».
Несмотря на то, что Англия и США, в отличие от Франции и Италии, не были столь часто посещаемы Рихтером, каждая из этих стран является знаковой в становлении карьеры и личности пианиста. Так, в октябре 1960 года Рихтер отправился в трехмесячное турне по Соединенным Штатам Америки, в а июле 1961-го впервые выступил в Англии, давая концерты в Лондоне, Кембридже, Манчестере, Оксфорде и других городах. В США он приезжал еще дважды, но триумфальные гастроли 1960-го имели особое значение в его биографии.
«Америка открыла Рихтера миру, и в этом сыграл огромную роль человек, одессит по происхождению, знаменитый импресарио Соломон Юрок. Что касается Англии, то, конечно, это была отдельная история. Англия для Рихтера была связана с Бриттеном и знаменитым фестивалем в Олдборо, куда Рихтер стал ездить регулярно. Впервые он там побывал в 1964 году», - поведала Де-Клерк.
В разделе выставки, посвященном путешествию музыканта по США, представлен его личный архив с редкими документальными материалами, в частности нотами и пластинками, что дарили Рихтеру композиторы. Кроме того, в пространстве спальни, отданной под олдборский фестиваль, посетители увидят гравюры композиторов, одну из которых предоставил английский архив, и партитуру фортепьянного концерта Бриттена с его автографом. Также там выставлен гардероб Рихтера с плащом, тростью, перчатками и цилиндром.
«Рихтер был человеком, играющим в прямом и переносном смысле слова. Когда мы захотели представить цилиндр, это было визуальным экспозиционным ходом, а потом оказалось, что Рихтер действительно перед первыми гастролями в Англии купил себе цилиндр. Он сказал: “Как же так! Я приеду в Лондон и у меня не будет цилиндра!”. Так что мы попали абсолютно в точку. Все вещи подлинные, кроме цилиндра», - сообщила куратор вытавки.
Тем временем в столовой начинается история музыкального театра. Абсолютной страстью Рихтера была опера, и изначально он мечтал о карьере дирижера. Впервые услышав Бриттена в 1950-е годы по радио, будущий знаменитый пианист превратился в его преданного фаната. Спустя 10 лет музыканты лично встретились в маленьком лондонском ресторанчике, и между ними сразу установились близкие отношения. Большую роль в становлении этого дуэта сыграл знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович, который также является важным действующим лицом в жизни Рихтера и на данной выставке.
«Театральная история продолжается в большом зале. Это знаковая постановка – постановка Большого театра оперы Бриттена. Это был 1965 год, когда в театр пришел молодой дирижер Геннадий Рождественский. В состав труппы вошла молодая певица Елена Образцова, а режиссером был Борис Покровский. Так собралась хорошая компания, но главным здесь был художник, которого выписали из Парижа, – Николай Бенуа. Они ставили “Сон в летнюю ночь”», - проинформировала Юлия Де-Клерк.
Завершает экспозицию кабинет, посвященный взаимоотношениям Рихтера и Бриттена. Здесь отдельно поднимается тема личности Вольфганга Моцарта, чье творчество объединило музыкантов, игравших его в четыре руки.
Кроме того, зрители увидят три мультимедийных фильма, включающих редкие кадры постановок опер Бриттена в Англии и Москве, а также уникальную кинохронику: Лондон 1960-70-х, визиты Бриттена в Москву, фрагменты концертов и фестиваля в Олдборо.
Материалы для выставки были предоставлены ГМИИ им. А. С. Пушкина, Фондом Бенджамина Бриттена и Питера Пирса в Олдборо, Российским национальным музеем музыки, Государственным центральным театральным музеем им. А, А. Бахрушина, Государственным академическим Большим театром, Московским академическим музыкальным театром им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Московским государственным академическим камерным музыкальным театром им. Б. А. Покровского, Российским государственным архивом кинофотодокументов и театральным художником Альоной Пикаловой.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs