Ситуация в Азовском море остается напряженной. Для Украины это новая возможность нападок на Россию. Похоже, она видится Киеву перспективной по разным надуманным причинам: тут и построенный Крымский мост, и сам Крым, и, как результат, мнимая угроза украинским портам на Азове.
Несмотря на то, что большинство западных стран не признает Россию «страной-агрессором», как этого хотела бы Украина, она упорно пытается это доказать, постоянно обостряя ситуацию на Азове. К успеху на этом пути, с точки зрения Киева, можно отнести резолюцию Европарламента, которая «призвала власти ЕС предусмотреть возможность усиления санкций против России в случае обострения ситуации в этом море». А за пару дней до этого глава дипломатии ЕС Федерика Могерини также вызвала заметный резонанс, выступив по этому же поводу и назвав Черное море (частью бассейна которого является и Азовское) "европейским"»[i].
Не обошлось и без курьезов, так резолюция парламента ЕС содержит следующее замечание в отношении Крымского моста через Керченский пролив: «Строительство этого массивного моста отрицательно повлияло на окружающую среду, снизило уровень моря в проливе и повлияло на обмен воды между Азовским и Черным морями»[ii]. Создается впечатление, что еврочиновники «плохо учились в школе», иначе, чем объяснить незнание законов Архимеда.
Скороспешная резолюция парламента, которая содержит упомянутые курьезные моменты – свидетельство того, что для Украины и ее европейских патронов цель оправдывает средства. Не важны безграмотные аргументы, главное - антироссийская направленность. И украинская сторона получает по этому поводу даже практические советы отставных американских генералов. Так, генерал Бен Ходжес на Форуме по вопросам безопасности, который проходил 24-26 октября во Львове, и сопредседателем которого он является, дал Киеву ряд довольно агрессивных рекомендаций:
-
Украине нужно разработать стратегию и политику в отношении Азовского моря, определить, где проходит «красная линия», при нарушении которой действует Украина.
-
Украина должна требовать свободы навигации для своих кораблей в Азовском море, чтобы их не останавливали российские корабли, ВМС Украины надо быть готовыми к потенциальным конфликтам.
-
Украине необходимо увеличить количество представителей ВМС Украины в Генштабе и в Министерстве обороны, и «это должны быть люди, которые понимают, что надо делать и имеют влияние на принятие решений»[iii].
Украинские СМИ сообщают о пристальном внимании НАТО в лице ее Генсека Йенса Столтенберга к ситуации в Азовском море. Недавно неназваный источник (представитель НАТО) – заявил в разговоре с журналистами в Брюсселе: «В НАТО внимательно следят за действиями России в Азовском море и считают их очередным нарушением РФ в отношении Украины». (…) "Я считаю, что есть большие проблемы в свободной навигации по Азовскому морю из-за незаконного строительства Керченского моста, а все союзники считают его незаконным, и это серьезная проблема»[iv]. Одним словом, теперь по этой проблеме Киев получает советы западных военных и вроде бы даже имеет поддержку НАТО.
Как уже отмечалось в предыдущей публикации, цели украинской стороны на Азове сформированы: «Среди целей максимум – добиться вхождения в Черное море кораблей НАТО и их прохождения в Азовское море, ссылаясь на международное морское право. Цели минимум – создание украинской группировки военно-морских сил на Азовском море при финансовой и военно-технической технической поддержке Запада…»[v].
Информация о военно-технической поддержке «в связи с ростом напряжения между Украиной и РФ в Азовском море» тоже есть: 28 сентября в США на военно-морской базе в Балтиморе ВМС Украины в присутствии президента Петра Порошенко и вице-адмирала Береговой охраны Майкла Макаллистера прошла церемония передачи двух катеров класса «Island». С 2014 года США выводят из пользования катера данного класса и передают их союзникам. Команда по нормативам США состоит из 16 человек, в т.ч. двух офицеров. Катер класса «Island» вооружен 25-мм пушкой и двумя пулеметами. Интересны также следующие подробности: за доставку катеров, дополнительные услуги и имущество Украина заплатила 10 миллионов долл. США, катера будут транспортированы в Одессу, процесс может занять до года.[vi] В настоящее время экипажи катеров сформированы и проходят специальную подготовку. «Значительное внимание уделяется английскому языку, который военнослужащие совершенствуют в военно-морских учебных заведениях»[vii], - сообщается в информационном бюллетене. Останутся ли эти катера в Одессе или будут передислоцированы – неизвестно.
Активизация Украины в Азовском море и быстрая реакция Европарламента на эту ситуацию имеет очевидные причины. На наш взгляд, особенно привлекают Киев в ситуации с Азовским морем следующие обстоятельства – в отличие от Донбасса, где военно-политических успехов нет, как нет и никаких доказательств присутствия там российских войск, здесь российский флот действительно есть. И он свою активность (в рамках международного права и договора России и Украины) на море не скрывает. Так что «агрессор» в данном случае для Киева вполне видимый. Но понимая, что спровоцировать столкновение сил НАТО и России в Азово-Черноморском регионе весьма трудно, Киев ищет любые поводы для того, чтобы эту ситуацию максимально обострить.
Украинский аналитик Денис Колесник, размышляя над ситуацией, подсказывает: «Сейчас навигацию в Азовском море контролирует РФ и мне сложно представить какой-то силовой сценарий со стороны Украины. Единственное, что может сделать Украина – наращивать свое военное присутствие, поднимать этот вопрос в международных медиа и на круглых столах в западных столицах». [viii] Что Киев старательно воплощает в жизнь.
Таким образом, в настоящий момент Азовское море для Украины – это повод для провокаций в отношении России, повод для запроса помощи Запада и НАТО, повод для милитаризации Азовского моря. Дополнительно, это еще и прикрытие для отвлечения внимания от Минского процесса, который продолжает буксовать по причине невыполнения Украиной минских соглашений.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs