ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Демократическая партия Иракского Курдистана: программа

16:52 30.10.2018 • Юрий Суманеев, редактор журнала «Международная жизнь»

фото: Юрий Суманеев

После участия в Х Генеральной Ассамблее Международной конференции азиатских политических партий (МКАПП/ICAAP) делегация демократической партии Иракского Курдистана (ДПК) провела пресс-конференцию на тему текущей ситуации в Ираке и в Иракском Курдистане на фоне прошедших в сентябре этого года выборов в местный парламент.

Сегодня обстановка в курдской части Ирака остается неспокойной. Помимо борьбы с оставшимися формированиями ИГ (Исламское государство – организация, запрещенная на территории РФ), Иракский Курдистан находится под санкциями Багдада, а также военного противостояния с регулярной армией Ирака на спорных территориях, таких как Киркук и Шангал. Курдские парламентарии из Демократической партии Курдистана считают, что экономические и дипломатические санкции, а также активизация военного вторжения Ирака на спорные территории связаны с проведенным в Иракском Курдистане всенародным референдумом об автономии.

Высшая избирательная комиссия Иракского Курдистана только недавно обнародовала официальные итоги прошедших в конце сентября в регионе парламентских выборов. Победу с огромным отрывом на выборах одержала старейшая партия автономии — Демократическая партия Курдистана (ДПК). Возглавляемое своим бессменным лидером Масудом Барзани, политическое движение займет 45 мест в парламенте Иракского Курдистана. Их ближайшие конкуренты из Патриотического союза Курдистана (ПСК) получили 21 депутатское место.

Выборы в региональный парламент прошли впервые после победы над группировкой ИГ и референдума о независимости автономии от Багдада.
На депутатские мандаты в законодательном собрании также претендовали оппозиционная партия "Горан" ("Перемены"), ей досталось 12 мест, и партия "Исламская группа", которая получила 7 кресел.

Процедура выборов должна была состояться еще в ноябре прошлого года, однако была отложена из-за острого политического кризиса, вызванного жесткой реакцией Багдада на референдум о независимости.

Выступая на пресс-конференции, представитель ДПК в России Хошави Бабакр, отметил, что: «Сегодня у Иракского Курдистана прочная позиция в руководстве Ирака. Три министра Ирака – курды. Министр финансов, министра реконструкции (восстановления) и министр по делам миграции. Это важнейшие направления политики и экономики страны. И все эти министры – курды по происхождению. Также, премьер министр страны – большой друг Иракского Курдистана. Он неоднократно посещал нашу столицу – Эрбиль и постоянно поддерживает контакты с курдским руководством».

Руководитель Департамента внешних связей Демократической партии Иракского Курдистана Хошияр Сивайли в свою очередь добавил, что: «По результатам последних выборов у партии ДПК 45 мест в парламенте, то есть большинство. Этот результат выше, чем на прошлых выборах, несмотря на критику, на все трудности и лишения непростого периода времени, который до сих пор длится. Все потому, что мы знаем чего хочет народ. Люди хотят мира, безопасности и свобод. Свободы выбора, свободы вероисповедания, культурного и политического самоопределения.

«Иракский Курдистан – это светское государство», - Х. Сивайли

Мы верим в силу светского государства, верим в плюрализм. Мы уважаем все религии, представители которых проживают на территории Курдистана и Ирака. Да, мы мусульмане, мы в большинстве своем исповедуем ислам. Но это не тот ислам, который исповедуют радикалы и террористы. Мы не навязываем его людям и призываем не смешивать религию и политику.

Именно наша партия была инициатором и вдохновителем референдума. И он успешно удался нам, не взирая на сопротивление Багдада. Мы руководствовались и будем руководствоваться впредь Уставом ООН, а именно положением о неотъемлемом праве любого народа на самоопределение и самоидентификацию. Явка на референдум составила 76% населения Курдистана. Люди пришли и проголосовали, они сделали свой выбор. Конечно, это еще не тот результат, который нас окончательно бы устроил: мы, к сожалению, не получили необходимой поддержки со стороны мирового сообщества и многие страны пока не признали результатов референдума. Однако, первый шаг сделан, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом».

Напомним, что сегодня Иракский Курдистан в политическом плане довольно стабилен. По словам заведующего отделом стран Азии Департамента внешних связей Демократической партии Иракского Курдистана Абдулсалама Зибари: «Сегодня между основными политическими партиями Курдистана нет очевидных противоречий и противостояния, как это было скажем 15-20 лет назад. У нас общая задача по восстановлению экономики, возвращению беженцев и ведения прагматичной политики со всеми возможными зарубежными партнерами».

После проведения референдума о политической автономии Курдистана от Ирака Багдад, возглавляемый шиитской партией «Дава», ввел экономические и дипломатические санкции против Эрбиля, а также оккупировал ряд спорных территорий, в том числе регион Шангал, где уже на протяжении четырех лет идут ожесточенные бои. Также руководство Ирака ограничило экономическую и гуманитарную помощь курдской автономии. Именно из-за тяжелой экономической ситуации, вызванной как военными действиями, оттоком населения из региона, санкциями, так и нестабильностью мировых цен на нефть, курдское руководство официально не поднимает вопрос о полной независимости от Ирака.

По словам Х. Бабакра именно Россия помогла Иракскому Курдистану выйти из рецессии и кризиса в экономике: «Две крупнейших российских компании – Газпром и Роснефть – были первыми из зарубежных покупателей курдской нефти. Причем, например, Роснефть покупает нашу нефть по авансовой системе. То есть с оплатой вперед. Именно это обстоятельство позволило нам встать на ноги в экономическом плане. Россия не поддержала открыто итоги референдума, но то, что она делает в экономическом плане трудно переоценить».

Также Х. Бабакр указал на сходство экономик России и Курдистана в отношении их зависимости от колебаний на сырьевых рынках. Он подчеркну также, что Курдистан как и Россия старается выстраивать взаимовыгодные отношения со всеми партнерами во благо своей страны.

Продолжая тему политического плюрализма, Х. Сивайли добавил, что Курдистан заинтересован в работе со всеми партнерами по всем насущным вопросам: начиная от борьбы с терроризмом и заканчивая реализацией совместных бизнес проектов. Это касается и европейских партнеров, и США, и Россию, и другие страны.

На вопрос «Международной жизни»: «США пытаются создать квазигосударство на территории Сирийского Курдистана, опираясь на местных радикально настроенных курдов, чтобы закрепиться в Сирии и попытаться развязать военные действия против сил Б. Асада. Россия официально поддерживает законное правительство Сирии. Какова позиция руководства Иракского Курдистана по этому вопросу? Чью сторону вы занимаете?» Х. Сивайли ответил: «Мы стараемся взаимодействовать со всеми сторонами. Конечно, Россия – наш стратегический партнер и мы хотим дружить с ней. Но и США очень много сделало для курдов. Ведь именно коалиция во главе с США помогла победить ИГИЛ. Больше этой проблемы в физическом плане нет. Она, правда, осталась в идеологическом плане и для ее возможного решения в будущем мы бы хотели опираться на сотрудничество со всеми заинтересованными странами: США, Россией и Европой. Исходя из главенства ООН в решении международных проблем и конфликтов, мы считаем, что если сирийские курды изъявляют желание в самоопределении и желают создать свое государство демократическим путем, например, проведением всенародного референдума, как сделали это граждане Иракского Курдистана, то мы не будем осуждать их за это, а также осуждать страны, помогающие им в этом».  

Напомним, что США развернули на Ближнем Восток антииранскую кампанию и поддерживают иракских курдов для дестабилизации ситуации на иракско-иранской границе. Правительство Иракского Курдистана официально придерживается политики взаимодействия со всеми странами: фактически это означает, что Эрбиль готов получать от любой страны финансовую и другие виды поддержки. Вместе с тем курдское руководство старается позиционировать себя как миролюбивое светское государство, официально не участвующее и не поддерживающее конфликты в третьих странах. Президент Масуд Барзани ранее заявил, что выступает против взаимной агрессии между Турцией и сирийскими курдами.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати