Об этом председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил в интервью корреспонденту «Международной жизни» Максиму Додонову в кулуарах Генеральной ассамблеи ООН
«Международная жизнь»: По инциденту, связанному с Крымом: как бы Вы могли эту ситуацию прокомментировать и что там на самом деле имело место быть? Потому что мы можем руководствоваться тем, что появлялось в прессе.
Константин Косачев: Я тоже не присутствовал на обсуждении, но достаточно хорошо понимаю смысл происходящего. Дело в том, что здесь, в секретариате ООН - я говорю не только о комитете по правам человека, а в целом о секретариате ООН - идут попытки на бюрократическом уровне, на уровне «лексики» соответствующих документов навязать политическое видение ситуации вокруг Крыма. Не допускать даже использования самого географического названия Крым, каждый раз навязывая через запятую «Украина», автономная республика Крым; то есть так, как указано в конституции Украины, тем самым фиксируя принадлежность Крыма Украине. Это совершенно точно не является компетенцией секретариата ООН, не является компетенцией комитета по правам человека ООН, и можно только высказывать сожаление по поводу того, что деятельность секретариатов соответствующих - и общих, и, так сказать, специфических - подвергается такой политизации. А по сути все-таки очень хорошо, что на заседании комитета состоялось выступление представителя Крыма. Очень хорошо, что в этом выступлении фигурировала Украина, пытающаяся блокировать Крым всеми возможными и невозможными средствами, и ее действия, по сути, являются прямым нарушением прав человека, прав жителей самого Крыма. И очень хорошо, что эта информация, на сколько я могу об этом судить, здесь, в кулуарах произвела серьёзное впечатление на участников заседания; что называется, вода камень точит, и я уверен, что рано или поздно и здесь, в ООН, в национальных государствах отношение к ситуации в Крыму будет меняться и на замену политизированным, не имеющим ничего общего по отношению к правам человека, подходам, все-таки будет приходить подход гуманитарный, подход справедливый, подход человеческий.
«Международная жизнь»: А что касается угрозы и жеста, которые вроде как имели место быть. Мы как-то можем реагировать, механизм есть?
Константин Косачев: Если я не ошибаюсь, пока это все было зафиксировано на уровне непосредственных участников этого инцидента. Я совершенно не сомневаюсь, что в дальнейшем те, кто извергал соответствующие угрозы будут самым решительным образом это отрицать, утверждать, что их неправильно поняли, что все исказили, что все это та самая российская пропаганда, фейковые новости. Поэтому, честно говоря, большой перспективы развития этой ситуации я не вижу. Но то, что она оказалась в публичном пространстве, что у большинства людей не вызывает сомнений, что это было именно так, работает далеко не в пользу украинской делегации.
«Международная жизнь»: Вопрос об отношении к России: действительно ли оно изменилось и ввиду чего риторика стала более мягкой относительно нас и нет явных угроз и обвинений?
Константин Косачев: Я решительный противник того, чтобы характер дискуссии на ГА ООН определять, мерить по наиболее агрессивным заявлениям представителей Запада. Эта дискуссия здесь, на ГА ООН, и в предыдущие годы носила вполне сбалансированный и корректный характер. Выделялись своей агрессивностью, конечно, делегации Украины, Грузии, а также поддерживающие их западные страны. Я думаю, что на этот раз делегации и Украины, и Грузии будут работать точно в таком же жанре. Но то, что эта риторика уходит постепенно из речей западных лидеров, из стран так называемой «группы поддержки», для меня является очевидным свидетельством того, что украинская тема надоедает, украинская тема себя исчерпывает. Все более очевидным становится то, что решить проблемы Юго-Востока Украины - я даже Крым сейчас не беру, потому что это давно уже не проблема - просто решить эти проблемы односторонним давление на Россию не удаётся, а это по определению невозможно потому что ключ к решению этой проблемы не на российской, а на украинской стороне. Наверное, наступает время более трезвых оценок, более трезвых подходов, а значит возникает некое новое пространство для того, чтобы действительно двигаться вперёд в решении этих проблем, с которым сталкивается Юго-Восток Украины.
Ранее, 26 сентября, представители секретариата 39-й сессии Совета по правам человека ООН пытались не допустить употребления в докладах российских правозащитников слова "Крым". Руководитель рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве республики при президенте Александр Молохов выступил на площадке ООН с докладом, в котором уделил внимание "крымским санкциям" со стороны Вашингтона, Брюсселя и Киева. Его коллега Сергей Пинчук призвал страны — участницы ООН оказать давление на Украину, где ущемляют права крымских татар. Тексты докладов представили заранее, но кто-то, по словам Молохова, пытался их править, после чего завязалась переписка между россиянами и секретариатом Совета по правам человека ООН. "В ней говорилось о том, что мы не имеем права в своем докладе вообще употреблять слово "Крым". Только автономная республика Крым и через запятую — Украина. Ситуация дошла до анекдота", — рассказал Молохов, чье мнение приводит РИА «Новости». Молохов также рассказал, что украинская делегация угрожала российским правозащитникам. По его словам, представители Украины не были готовы к выступлению по теме ущемления прав крымских татар, растерялись и даже не воспользовались правом реплики. "Один из представителей украинской делегации дождался нашего выхода из зала заседания и персонально высказал в адрес Сергея Пинчука угрозу, сказав, что они его "достанут", после чего сделал соответствующий неприличный жест одним пальцем", — сказал Молохов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs