Турция ведет активную подготовку к началу строительства нового судоходного канала «Стамбул». Об этом проекте журналу «Международная жизнь» рассказала доцент кафедры мировой экономики МГИМО МИД России Нигяр Масумова.
У Турции весьма высокие показатели экономического роста. В среднем, с 2010 по 2017 гг. они составляли около 7%, при этом ОЭСР относят ее к развитым экономикам. Это тоже весьма большой плюс. Кроме того, Турции удалось превратиться в регионального лидера. Она одна из наиболее развитых стран мусульманского мира. В то же время, она связана с европейским рынком. Что можно сказать о канале «Стамбул»?
Проект строительства сухопутного канала, дублером пролива Босфор, является весьма амбициозным и затратным. Проект требует крупных инвестиций. Стоимость оценивается до 100 млрд. долларов. По разным оценкам цена варьируется от 40 до 100 млрд. Длина составит 45 км, глубина 25 м. В принципе этого достаточно для прохода большого количества судов и, в том числе, супертанкеров – танкеров с большой грузоподъемностью. Причем правительство Турции планирует самостоятельно покрыть все расходы на строительство и обслуживание, в том числе. Символично, что для обеспечения работы политики Турции, в частности, президент страны заявлял, что для обеспечения работы и безопасности будут привлечены даже военные. В целом, идея строительства весьма востребована, так как нагрузка на пролив Босфор высока. По этой причине Турция еще в 1990-х гг. приняла регламент прохода судов через проливы. Просто возникла необходимость в обеспечении безопасности движения судов. При этом турки, естественно, учитывали и решения экологической проблемы. Таким образом, она тоже решается. С точки зрения перспектив: канал изменит всю региональную архитектуру мира и безопасности. Турция – морская держава. Почти 60% всех международных перевозок приходится на морской транспорт. Причем здесь показатель за последние 8 лет увеличился на 10%. Благодаря различным мерам, таким как приватизация, модернизация, строительство портовой инфраструктуры, правительством была решена проблема убыточности и неэффективности работы существующих портов.
Реализация проекта, безусловно, подстегнет рост турецкой экономики, которая подвержена постоянным колебаниям. Не забываем про кризис 1998 г. Уже после прихода к власти Эрдогана Турция столкнулась с рядом кризисов. Это и кризис 2008-2009 гг., современный кризис, начавшийся в 2014 г. Увеличится инвестиция в страну, вырастет поток торговых судов. Элементарно скорость прохода наших российских нефтяных танкеров увеличится. А, как известно, из порта Новороссийска мы на мировые рынки доставляем нефть, и часто по причине возникающих заторов объемы отгрузки уменьшаются. Естественно, это будет большим подспорьем и для нашей экономики. Нам придется обновлять танкерный флот, увеличивать их грузоподъемность, то есть развивать портовую инфраструктуру. Помимо нефти вырастет объем и других международных перевозок грузов. Нам придется столкнуться с такой проблемой, как решение проблемы прохода военных судов через канал. Так как в настоящее время проход судов через Босфор и Дарданеллы регулируется договором, подписанным в Монтрё в 1936 г., и это является для нас большой проблемой, нам придется договариваться с турками. Сюда, конечно же, к решению этого вопроса будут подключаться и другие мировые державы, в том числе и США. Не стоит забывать, что Турция является членом НАТО. Конечно же, для нас, как региональной державы, это будет весьма сложным вопросом, который нужно будет решать дипломатическими способами.
Вернемся к Турции. Новый канал потребует строительства различной инфраструктуры, которая включает в себя, как возведение мостов, уже через новый канал, различных портов отгрузки и загрузки, бизнес-центров, аэропортов. Также не стоит забывать, туркам придется пожертвовать водохранилищем Сазлидере, через которое планируется проход судов. Это водохранилище является главным источником пресной воды на европейской части Стамбула, которое после строительства будет, скорей всего, засолено.
Это экологический такой вопрос. Последствия строительства канала «Стамбул» весьма спорные. С одной стороны, экономические выгоды весьма очевидны. Даже несмотря на то, что Турция планирует взимать плату за проход судов по каналу. Как говорится, поживем-увидим. К столетию республики к 2023 г. Турция обещала достроить канал. Действительно, этот проект можно назвать стройкой века. Вообще, к этой знаменательной дате у турков много планов и задач, которые они успешно реализовывают.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs