ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Ибероамерика и туризм: мода на Карибы и… Россию

13:03 23.08.2018 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Зачем люди отправляются в путешествия за рубеж? Ими движет охота к перемене мест? Их зовет в дальние края любопытство, интерес к неведомому и поиск новых ощущений? Авантюризм и нехватка адреналина? Скорее всего, путешественников привлекает в чужие страны все перечисленное вместе взятое. И самое интересное как раз в том, что происходит это вопреки нагнетанию международной напряженности, вопреки многим новым вызовам и рискам. Народы стремятся к миру и познанию друг друга. Люди повсюду ищут красивое и необычное…

 

А факты нашей жизни это только подтверждают. По последним данным, мировой туризм снова пошел в рост. В прошлом 2017 году он достиг пика. По информации Всемирной туристской организации (ВТО), путешествия на нашей планете в общей сложности, совершили 1 миллиард 322 миллиона человек. И это самый высокий показатель за последние семь лет. Международные поездки и в нынешнем году во многих государствах продолжают расти, укрепляя отрасль гостеприимства, как ключевую силу их экономического развития.

Сегодня в моде Карибы. Так считает испанский эксперт в области мирового туризма, директор популярного журнала «Экселенсиас» («Excelencias») Хосе-Карлос де Сантьяго. Он полагает, что этому способствует немало факторов. И прежде всего, тропический климат, круглогодично теплое Карибское море, экзотические фрукты и логистическая доступность региона для посещения. По данным статистики Всемирной туристской организации (ВТО), только в минувшем году Карибы посетили более 30 миллионов иностранных туристов. В этом регионе давно осознали, что туризм является эффективным двигателем развития государств и многие страны удваивают усилия по привлечению иностранных гостей. И 30 миллионов посетителй далеко не предел, поток гостей туда со всего мира продолжает расти. В текущем 2018-м Карибские страны планируют в целом принять как минимум еще на 2 - 3% интуристов больше. И что интересно, в карибский регион все больше едут отдыхать также из России. Больше, конечно, на Кубу и в Доминиканскую Республику. «Россия претерпевает трансформацию, - утверждает Хосе-Карлос де Сантьяго. – И это благодарная нация. Именно Куба и Доминикана поверили в российский рынок и уже много лет подряд продолжают продвигать там туризм в свои страны»…

По словам Хосе-Карлоса де Сантьяго, наибольший рост гостей из-за рубежа Куба и Доминикана демонстрируют, действительно, не случайно. В мире все больше растет осознание того, что будущее – в этом регионе мира, где предложения сосредоточены на индустрии отдыха благодаря своей райской природе, великолепным пляжам и подлинным культурным альтернативам, и что также важно, - устойчивости туризма и безопасности направлений и мест отдыха. Куба, постоянно отмечается международными организациями за то, что является одной из самых безопасных стран в мире, за то, что упорно строит новые качественные гостиницы.

 

Интересно, что Куба и Доминикана давно соперничают в области приема туристов. Они поставили перед собой амбициозные цели – в 2020-е годы принимать у себя по 10 и более миллионов иностранных гостей в год. И, похоже, обе страны намерены своего добиться. Только за первые 6 -7 месяцев 2018 года Кубу посетили более 3 миллионов интуристов, а Доминиканскую Республику – свыше 4 миллионов. Обе страны, подчеркивает Хосе-Карлос де Сантьяго, постоянно расширяют перечень своих туристических предложений. Только в прошлом году они включили в свой список такие новые стимулы для гостей, как Академия гастрономии, учреждение, которое способствует восстановлению кулинарных традиций, аттестации и оценке сектора общественного питания и его вклада в туризм. И заслужили одобрение Ибероамериканской академии гастрономии в Мадриде, которая заслуженно объявила Санто-Доминго столицей Карибской гастрономической культуры, а Гавану – Ибероамериканской столицей коктелей. И это – еще два мотива для поездки по этим маршрутам, которые служат хорошим примером для Карибского региона в его адаптации и поиске новых привлекательностей для путешественников.

Кого и чем привлекает к себе, скажем, та же Куба?

Министерство туризма этой республики называет страны, откуда, главным образом, приезжают отдыхающие. Это, прежде всего, Канада, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Испания, Мексика, Аргентина и Чили. Растет также число гостей из США, несмотря на попытки Вашингтона всячески воспрепятствовать своим гражданам посещать Остров Свободы. Почему же постоянно растет число туристов на Кубу? По мнению специалистов, в этом направлении их привлекают также миролюбие местных граждан, качественное здравоохранение и, опять же, безопасность.

А, кроме того, в эти дни несказанно преображается Гавана. Кубинская столица готовится к своему 500-летию, которое отпразднует 16 ноября 2019 года. Конец нынешнего августа посвящен Панамериканскому съезду знатоков коктейльного искусства. Форум организован в отеле «Гавана либре». По этому случаю мастера коктейлев Кубы решили побить Рекорд Гиннесса, приготовив гигантский коктейль в специально изготовленном для этого двухметровом стаканище на 1000 литров. Как заверил начальник баров гостиницы «Гавана Либре» Серхио Серрано, для изготовления напитка ведущие компании страны предоставят 18 коробок трехлетнего рома «Гавана Клуб», колу и необходимое количество льда. Свою необычную акцию столичные «коктейльщики» также приурочивают к готовящемуся в стране юбилею Гаваны.

Подарком России к 500-летию Гаваны можно считать восстановление золотого покрытия купола Национального Капитолия в кубинской столице. Здание было построено в 1929 году, и тридцать лет, до победы кубинской революции, в нем заседал парламент. По архитектуре напоминает одноименное здание в Вашингтоне, однако, как любят с гордостью отмечать гаванцы, их Капитолий, хотя и чуть-чуть меньше по размерам, но все-таки выше вашингтонского.

 

Свою лепту в привлекательность Карибов вносит и Ямайка, которая недавно взяла курс на развитие преимущественно спортивных и экстремальных видов туризма. Эта страна – один из самых популярных туристических направлений в регионе. Маленький Карибский остров, отмечают местные гиды, обладает яркой культурой и чудесными достопримечательностями. На Ямайке много природных чудес, таких как светящаяся лагуна, голубые горы, пещеры зеленого Грота. Для культурного времяпрепровождения самые знаменитые - музей Боба Марли, национальная галерея Ямайки, Девон Хаус… 

В нынешнем году туроператоры Ямайки планируют принять порядка 5 миллионов туристов, что на 5,5% больше, чем в 2017-м.

Настоящий туристический бум, по сравнению с тем, что было лет десять-пятнадцать назад, переживает сегодня и такой регион, как Центральная Америка, страны которой также примыкают к Карибскому бассейну. Практически во всех центральноамериканских странах взят курс на развитие въездного туризма. И главная мировая тенденция – тоже наметилась определенная специализация. Главная же особенность Центральной Америки в том, что в этих странах окончательно утвердился мир и долгожданная политическая стабильность.  

Так, растет число туристов, посещающих Гватемалу. По сообщениям местных СМИ, в первой половине текущего года число иностранных туристов, въехавших в Гватемалу, выросло на 17,1%, главным образом, за счет гостей из США и Гондураса.

Кроме того, Гватемальский институт туризма отмечает большее присутствие круизных судов, причаливающих в портах Гватемалы.

Сообщается, напеример, что только в минувшем июне центральноамериканскую страну посетило на 30 тысяч больше туристов, чем в том же месяце предыдущего года. А в 2017-м в Гватемале побывало 2 млн. 113 тысяч туристов, а в предыдущем 2016 – только 1 млн. 906 тысяч. Что ж, значительный прирост! Многих в эту страну привлекают археологические ценности и природные красоты.

Никарагуа налаживает у себя инфраструктуру и развивает круизный и прородный туризм, Гондурас и Коста-Рика также предлагают услуги в демонстрации тропических красот, культурных и достоисторических ценностей. Сальвадор развивает у себя лечебно-оздоровительные виды отдыха.

Панама же, которая всегда в первую очередь с гордостью показывала приезжим свой уникальный межокеанский канал и развлекала туристов поездками в индейские деревни, теперь всерьез взялась рекламирование своей Свободной зоны Колон (СЗК), что на карибском побережье Панамы, чтобы активизировать продвижение так называемого «шопинг-туризма» или туризма «за покупками». С начала 2018 года СЗК подписала соглашения по этому виду туризма с посольствами Коста-Рики, Эквадора, Барбадоса и Гватемалы. Управляющий этой самой крупной на американском континенте свободной зоной, Мануэль Гримальдо поясняет, что наращивание туризма «за покупками» происходит благодаря соглашениям и договоренностям, которые СЗК заключает с организаторами туристических поездок. В первой половине 2018 года более 8 тысяч туристов уже побывали в Колоне, что на 2 с лишним тысячи больше, чем в прошлом. Сегодня приходится бороться за каждого туриста, привлекая его не только более дешевыми и качественными товарами, но и встречами предпринимателей с посольствами и заграничными бизнес-миссиями. Привлечь покупателей и новых игроков на этом коммерческом поле – вот задача этого года, которую нужно выполнить с помощью работников этой свободной зоны. В прошлом году, по официальным данным, благодаря их усилиям, товаров здесь было продано на 19 млрд. 713 млн. долларов, то есть, на 0,3% больше, чем в 2016. Теперь продажы, судя по всему, будут только расти.

Конечно, не дремлют и организаторы въездного туризма во многих других странах Ибероамерики. Чили, к примеру, в нынешнем году представила 15 новых туристических маршрутов, избранных на конкурсной основе. Это, скажем, такие направления, как Лос-Фламенкос в Антофагасте, заповедник пингвинов в Кикимбо и биосферный заповедник Гуило-Гуило в Лос-Риос. Новые маршруты расположены в 15 регионах Чили, которая узкой полосой протянулась с севера на юг примерно на 4 300 километров. Однако, остаются популярными и традиционные направления – Сан-Педро-де-Атаками в самой сухой в мире пустыне Атакама или остров Пасхи. А из новых маршрутов туристам теперь предлагаются остров Робинзона Крузо и ряд национальных парков.

Перу знаменита музеем нефти, катакомбами монастыря и собора Сан-Франсиско и парком фонтанов (Лима), а также загадочными местами пампы Наска и Мачу-Пикчу. Бразилия – это, прежде всего, Рио-де-Жанейро с его театром самбы, огромным Христосом над городом и знаменитым пляжем Копакабамой, грандиозный центр делового туризма в Сан-Пауло и необычная столица Бризилиа, а также – водопады Игуасу на границе с Аргентиной и Парагваем.

…Все страны Южной Америки приглашают иностранных гостей, создают новые рабочие места и пополняют свои бюджеты миллиардами долларов. Аргентина, Бразилия, Эквадор, Боливия, Уругвай, Парагвай, Колумбия… Все осознали свои природные, культурные, исторические преимущества и пытаются на этом зарабатывать. Мексика в минувшем году приняла 38 миллионов иностранных гостей, и заняла 8-е место среди самых посещаемых стран мира, заработав на туризме свыше 21 млрд долларов. Туризм стал для Мексики третьим источником притока иностранной валюты. 

Разумеется, по массовости въездного туризма в мире, по-прежнему, лидируют Соединенные Штаты, Испания и Франция. Ибероамериканская Испания в 2017 году установила новый рекорд по приему зарубежных гостей, приняв 82 миллиона туристов (на 9% больше), которые, по данным местного Национального института статистики, оставили в королевстве 87 млрд. евро (на 12% больше, чем год ранее). Местные СМИ сообщили: отрасль гостеприимства представляет сегодня почти 11,5 ВВП страны и обеспечивает работой более 13% населения. Чем туризм не локомотив развития!

В текущем году испанские эксперты планируют новый рекорд.  В 2018-м королевство намерено провести у себя 85 международных выставок-ярмарок на самые разные темы. И первая из них, FITUR-2018 состоялась в январе как раз по развитию иностранного туризма, зарекомендовав себя, как одна из самых крупных в мире.

…Москва, Россия, естественно, такими цифрами похвастаться пока не могут, хотя въездной туризм развивается и у нас в стране. И особенно наглядно это продемонстрировал нынешний год. Эксперты сообщают, что в последнее время Россия и Москва все быстрее и больше становятся центром событийного туризма.

Возьмем хотя бы нашу столицу. В 2017 году Москва приняла более 21,6 миллиона туристов, из которых 5 миллионов прибыли из-за рубежа. По сравнению с 2010 годом число гостей выросло почти на 65 – 70%. В этом году из-за границы к нам приехало в разы больше.

Прежде всего, конечно, в связи с Мундиалем-2018. Только в июле Россия и Москва приняли в гости более 5 миллионов иностранных туристов. Но фактически, считают специалисты, их было гораздо больше, почти 56-70 миллионов. Просто пока еще трудно подсчитать. И большинство из них прибыли к нам как раз из Испании, Перу, Колумбии, Мексики, Аргентины, Бразилии и целого ряда других стран Ибероамерики. Сообщалось также, что многие гости после матчей своих команд помчались взглянуть на «запретный», «санкционный» для подданных ряда стран Крым.

Москва, вся Россия, вопреки пропаганде Запада, стала модной, более привлекательной для зарубежных туристов. И станет еще моднее. Потому что создается мощная туристская инфраструктура, строятся новые отели (сейчас в столице более 1180 так называемых «объектов временного размещения» от категории 5 и 4 звезд до «без звезд» вообще).

Наша столица сегодня – это уникальный город, отмечают эксперты «Вечерней Москвы», в котором удивительно сочетаются история всей нашей страны и современный облик, богатое культурное наследие с большим количеством исторических памятников разных эпох, современные сооружения инновационные площадки… Это город, в который люди едут не только для того, чтобы увидеть исторические достопримечательности, но и посетить различные научные, культурные, спортивные, выставочные и бизнес-мероприятия. Столица стремится предложить гостям как можно больше туристических продуктов.  

 

…Мировой туризм, безусловно, меняется и продолжит меняться. Он становится более разнообразным и современным, более технологичным и доступным. Пресса сообщает об установке в некоторых аэропортах мира первых роботов-инструкторов по туризму, о расширении информационных услуг для путешественников через Интернет.   

Но кое-где уже случается и перебор с визитами туристов. Иностранные гости начинает вызывать раздражение местных жителей. И, как при любом переборе, как и пересоле или любом другом «пере», «отрасль гостеприимства» тоже может превратиться в «отрасль обратного эффекта». Примеры в мировой практике уже существуют. Чрезмерные наплывы туристов в районе уникальной долины Виньялес нанесли вред местной флоре и власти, были вынуждены сократить число посещений.  В нескольких популярных туристических городках Испании местные жители устроили акции протеста против чрезмерных наплывов гостей. Так что, и в туризме, как и практике врачей, вполне уместен принцип «Не навреди!». Иностранный туризм, конечно же, будет развиваться. Как планируют специалисты ВТО, уже через несколько лет число иностранных путешественников в мире достигнет почти 2 млрд. человек. Но главным девизом при этом, как представляется, всегда останется «не переборщить бы»…

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати