На днях Сергей Лавров заявил, что США препятствуют восстановлению районов Сирии, которые контролирует правительство САР. Свои комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал директор Центра партнерства цивилизаций ИМИ МГИМО (У) МИД РФ Вениамин Попов.
В этом вопросе, как в капле воды, отражаются два разных подхода к нынешним международным отношениям. Россия всячески стремится к тому, чтобы действительно решать проблемы, чтобы решать их на основе учета интересов других сторон, для того, чтобы справится с глобальными задачами. Вы посмотрите, мы вошли в Сирию в сентябре 2015 г. Спасли не только Сирию, но спасли практически весь арабский мир от того, чтобы вот эти головорезы не захватили власть сначала в Дамаске, потом Мекке и Медине. Ведь это надо же понимать. Мы не только это сделали, мы нанесли сокрушительный удар по ИГИЛ. Но мы пришли к процессу политического урегулирования. Был огромный конгресс национальных сил в Сочи, - мы собирали больше тысячи человек. И начался процесс национального примирения. Он идет сложно, потому что после семилетней войны, естественно, много накопилось обид, ужасов и вообще просто тех, кто потерял своих близких. То есть столько страдания, понятно, чтобы залечить раны, нужно время. И, тем не менее, мы делаем очень многое для того, чтобы пошел процесс политического урегулирования и примирения. Вообще, это была новая страница в дипломатии, когда наши военные приходили в какие-то селения, договаривались со старейшинами, те изгоняли боевиков. Эта страница, которая ждет своего исследователя, потому что такого рода военной дипломатии история еще не знала. И мы всячески стараемся говорить: «Давайте помогать сирийцам налаживать свою жизнь». Ведь пять миллионов покинуло страну, но они вернутся, но может быть не все, но абсолютное большинство с удовольствием вернутся. Но для этого надо создавать условия. Давайте на этом сосредоточимся, окажем гуманитарную помощь.
А американцы говорят: «Да, нет, мы вообще прекратим гуманитарную помощь». А ведь они что делали раньше? Вот почему второй подход другой? Потому что они 500 миллионов официально только выделили для того, чтобы помогать этим головорезам под разными видами, потом они поняли, что это та же Аль-Каида. В конце концов, все это оружие утекло к совершенно диким головорезам, они это сами признали. И этот подход у них все равно преобладает. Не важно, что будет с Сирией. Между тем, мы хотим, чтобы страна быстрей вернулась в нормальное русло жизни, и всячески стараемся. Мы работаем с Европой. Но, смотрите. Французов убедили. Они начали тоже поставлять, хотя бы небольшие партии, с помощью наших самолетов сирийцам.
В начале августа у меня был большой разговор с представителем Голландии по Сирии. Он бывший посол в Сирии. Я его убеждал, что надо, конечно, помогать сирийцам, нужно сделать какие-то гуманитарные жесты, привозить туда необходимые продукты, необходимые вещи для строительства и так далее. Сейчас это самый важный вопрос. Потому что, посмотрите что происходит. В тех районах, которые под контролем фактически у американцев, собираются эти ИГИЛовцы недобитые и сейчас оттуда начинают даже угрожать, что они сейчас перейдут в наступление и так далее. Но как же так американцы на это все закрывают глаза? Такой подход чреват опять какими-то смутами в Сирии. А мы хотим, чтобы проблема решалась, как и все в международных делах. Вот это два таких контрастных подхода. Причем, мы говорим: «Ну, давайте же будем разговаривать, давайте будем обсуждать какие-то совместные шаги». Видите, европейцы стали как-то откликаться больше. Американцы, ну может быть, в силу того, что у них сейчас промежуточные выборы, это пока у них не получается. Мы все равно пока не теряем надежду, что все-таки будем предпринимать какие-то совместные шаги. Потому что все должны помочь сирийцам оправиться от этой тяжелейшей семилетней войны.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs