В рамках программы «Фестиваля света (Encuentros Abiertos Festival de la Luz)», который в этом году проходит в 20 раз и одновременно отмечает своё тридцатилетие, в Буэнос-Айресе 9 августа открылась выставка работ одного из ведущих художников русского авангарда Александра Родченко (1891-1956). Аргентинской публике открылась возможность ознакомиться с более чем ста примерами работ автора, отражающими как его «классическое портфолио», охватывающее фотографии 30-40 годов прошлого столетия, так и более ранние произведения, созданные в период его преподавательской деятельности во ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских).
Ещё до официального открытия эта выставка привлекла к себе немалое внимание профессионалов, критиков и широкой общественности Аргентины, и, как уверены организаторы с аргентинской стороны, обещает стать важным шагом для активизации культурного обмена между нашими странами.
Руководитель фестиваля, в рамках которого проходит выставка, аргентинка Элда Харрингтон с нескрываемым восхищением подчеркнула, что для Аргентины русские авторы стали настоящим открытием. На протяжении многих лет проводятся постоянные обмены: работы русских художников выставляются в рамках «Encuentros Abiertos Festival de la Luz» в Аргентине, а в России состоялись многочисленные выставки латиноамериканских авторов. В этой связи она отметила заслуги постоянного партнёра с российской стороны - Международного фестиваля фотографии ФотоВиза, арт-директор которого Ирина Чмырёва лично представляла выставку Александра Родченко, которая проводится в столичном Культурном центре имени Киршнер. Она отметила, что сейчас благодаря данным площадкам нашим странам удалось организовать регулярный насыщенный культурный обмен, что вызывает глубокое удовлетворение с обеих сторон.
Элда Харрингтон заметила, что «Encuentros Abiertos Festival de la Luz» по своей сути выступает как стартовая площадка для многих молодых фотографов. При этом организаторы фестиваля заинтересованы и в проведении выставок заслуженных мастеров, таких как Александр Родченко.
Директор визуальных программ Культурного центра имени Киршнер Габриэла Уртиага в свою очередь заявила, что для заведения «представляется огромной честью принять у себя выставку одного из авторов, изменивших историю искусства ХХ века». Организация выставки на базе указанного центра, по мнению Габриэлы Уртиага, позволяет рассматривать дальнейшую возможность развития сотрудничества с российскими общественными институтами, создания предпосылок для работы в единой команде аргентинских и российских авторов.
Куратор выставки фотографий Александра Родченко Ирина Чмырёва признала, что её проведение является очень важным культурным событием не только для Аргентины и Латинской Америки, но и стран Южного полушария в целом. Она отметила, что страны Латинской Америки имеют свои особенные связи в мире, благодаря чему в рамках проходящего фестиваля удалось собрать многочисленную публику, в том числе из Азии, Австралии и других стран. «Благодаря тому, что Александр Родченко здесь, мы открываем свою культуру региону Южного полушария в целом», - заметила Ирина Чмырёва.
Она рассказала, что подготовка выставки заняла два года: за это время организаторам с двух сторон удалось преодолеть многочисленные трудности, включая несоответствие таможенных законодательств Аргентины и России, и в конце концов представить знаковые работы Александра Родченко в Буэнос-Айресе. При этом Ирина Чмырёва выразила благодарность Культурному центру имени Киршнер, подчеркнув, что профессионализм его сотрудников и предоставляемые технические возможности находятся на самом высоком уровне, что позволило организовать показ в том виде, каким он представлялся его кураторам.
С учётом огромного объёма работ, проделанных организаторами, аргентинская сторона выступила инициатором увеличения срока выставки с одного до двух месяцев. Ирина Чмырёва заметила, что в Аргентине вызывает огромный интерес проведение такого рода выставок, например, за выходной в Культурном центре имени Киршнер проходит до пяти тысяч зрителей: люди привыкли ходить на выставки. Она также сообщила, что эту выставку здесь ждали очень давно: «Родченко — это не просто имя, это новое направление в мировой фотографии. Это теоретическое обоснование, почему мы должны смотреть на мир по-новому», - подчеркнула куратор.
Выставка организована при участии Архива Родченко и Степановой (Москва, Россия), фестиваля «Encuentros Abiertos Festival de la Luz» (директор Элда Харрингтон и Сильвия Манжиларди, Аргентина), Культурного центра имени Киршнер (директор визуальных программ Габриэла Уртиага, Аргентина); фестиваля фотографии ФотоВиза (директор Маша Гольдман, арт-директор Ирина Чмырёва, Краснодар, Россия).
В программе «Encuentros Abiertos Festival de la Luz» в этом году также принимает участие выставка работ московского художника Ильи Иванкова и несколько портфолио других русских авторов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs