Фото: theculturetrip.com
На протяжении вот уже более четырёх десятков лет ООН и Африканский Союз (АС) совместными усилиями пытаются решить территориальный спор между Королевством Марокко и Западной Сахарой. Однако, похоже, намечается новый этап развития давнего конфликта в связи со вступлением Марокко в АС в прошлом году.
Западная Сахара – регион в Северной Африке, граничащий с Алжиром, Марокко и Мавританией, который вплоть до 1975 года был испанской колонией. Позднее на данной территории была провозглашена независимая Сахарская арабская демократическая республика (САДР), которую признали 49 стран мира, однако Марокко отказывается от её признания, так как Королевство заявляет о правах на Сахарские земли. Одной из причин притязаний марокканской стороны могут являться богатые залежи полезных ископаемых в западносахарских землях (27% мирового запаса фосфоритов, 11% рыбных ресурсов, а также колоссальные залежи железной руды и урана). Когда САДР была принята в качестве 51-го государства-члена Организации Африканского Единства (ОАЕ)[1], Королевство Марокко в знак протеста вышло из её состава, осуществляя на эту территорию вооруженные интервенции [2].
В настоящее время Афросоюз предпринимает меры, направленные на установление диалога между конфликтующими сторонами. Так, Ассамблея АС инициировала переход к разработке и принятию резолюции о статусе Западной Сахары.
Возвращение Марокко в АС: последствия для САДР
Соглашаясь с тем, что АС играет определяющую роль на континенте, Марокко провело масштабные политические преобразования, после чего Королевство стало 55-м государством членом Панафриканской организации в начале прошлого года.
По мнению старшего научного консультанта Института исследований в области безопасности стран Африки (The Institute for Security Studies, ISS Africa) Лизл Лу-Вадрэн, Марокко, будучи экономическим тяжеловесом на континенте, может внести значительный вклад в финансирование Афросоюза. «Королевству удалось присоединиться к АС не только благодаря проведению достаточно агрессивной экономической дипломатии. Это произошло в то время, когда приоритет в большей части стран Африканского континента сместился от идеологии к прагматическим экономическим интересам», – отмечает эксперт.
Лизл Лу-Вадрэн упоминает о широкой поддержке вступления марокканской стороны в панафриканскую организацию, но также говорит и о противоречивых ожиданиях стран-участниц АС. По мнению части южноафриканских государств, возвращение Марокко в Афросоюз знаменует собой попытки Королевства добиться исключения сахарской республики из АС в будущем, что расходится с позицией большей части стран-членов панафриканской организации по данному вопросу. При этом эксперт отмечает: «Еще предстоит выяснить, каким образом Марокко сможет убедить государства не признавать САДР. Важно отметить, что стратегически важные государства-члены АС (Нигерия, Руанда и Эфиопия) продолжают признавать САДР, несмотря на недавние визиты короля Мохаммеда VI и подписания двусторонних соглашений о сотрудничестве с марокканской стороной»
Бойкотируя международные встречи при участии делегатов САДР, марокканская сторона дестабилизирует работу АС. Данная ситуация может повлечь за собой ответные меры в форме создания членами Афросоюза препятствий для усилий Марокко по укреплению позиций в регионе.
По мнению испанского исследователя современной истории ислама Бернабе Лопеса Гарсии, среди конфликтующих сторон нужно создать климат доверия. Однако это будет нелегко сделать из-за большого количества противоречий. «Я думаю, что для улучшения отношений потребуются гарантии, которых марокканская сторона пока не предоставила. Марокко нужно продемонстрировать мировому сообществу, что в стране происходит реальная демократизация. В свою очередь Фронт Полисарио[3] должен предпринять решительные шаги не только в целях примирения, но и в целях содействия строительству Магриба[4]» – отмечает эксперт. Стоит отметить, что в последнее время Фронт Полисарио ведет достаточно активную политику. В частности, для скорейшего решения затянувшегося сахарского конфликта, в начале июня этого года руководители движения за независимость САДР обратились к генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, его посланнику по Западной Сахаре Хорсту Кёлеру, а также к СБ ООН с целью организации прямых переговоров между сторонами.
Перспективы развития ситуации в регионе
Многие эксперты полагают, что присоединение Марокко к Африканскому Союзу вряд ли изменит его политику в отношении Западной Сахары. Вероятно, Марокко попытается добиться лишения легитимности любых притязаний Полисарио стать независимым государством, а также попытается ослабить политическое влияние руководства Фронта и его сторонников. Однако попытки отстранить САДР от участия в Африканском союзе вряд ли увенчаются успехом, поскольку многие африканские страны не хотят исключения Республики из Панафриканской организации.
Фронту Полисарио предстоит выбор между возвращением к вооруженной борьбе, которая может повлечь за собой немыслимое количество жертв, и поиском пути разрешения спора путем переговоров с марокканским государством. Промежуточная ситуация между миром и войной приведет к размыванию политического смысла деятельности Фронта, поэтому руководство объединения должно принять важное историческое решение.
Можно предположить, что в перспективе АС будет выстраивать свои отношения с Марокко, поддерживая усилия гражданского общества Западной Сахары и поощряя расширение правозащитной деятельности Организации Объединенных Наций. Последняя резолюция ООН по западной Сахаре, принятая под руководством генерального секретаря Антонио Гутерриша, знаменует собой продолжение предметных переговоров между сторонами, каждая из которых имеет противоречивые позиции в отношении требований Западной Сахары о независимости. Поэтому столь важно, чтобы политические партии и правительственные учреждения конфликтующих сторон укрепляли отношения с ООН и Афросоюзом. Также сторонам конфликта стоит пересмотреть свою коммуникационную и информационно-пропагандистскую стратегию в отношении Африканского континента. Что касается позиции России по данному вопросу, то здесь стоит ожидать, что МИД РФ и в дальнейшем будет выступать в поддержку скорейшего взаимоприемлемого урегулирования западносахарской проблемы в русле соответствующих резолюций ООН, что отвечает коренным интересам народов североафриканского региона и поспособствует оздоровлению обстановки в Магрибе. Москва нацелена на продолжение усилий во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами, включая партнеров по Группе друзей Западной Сахары[5]. Также МИД продолжит выражать твёрдую поддержку деятельности личного посланника Генерального секретаря ООН по Западной Сахаре Х. Кёлера.[6]
Все перечисленные условия могли бы благоприятно повлиять на процесс решения спора о Западной Сахаре благодаря усиленной дипломатической работе всех сторон конфликта.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] С 2002 года – Африканский Союз
[2] В 1957 году Марокко вторглось в испанскую колонию Рио-де-Оро, протянувшейся вдоль береговой линии напротив Канарских островов
[3] Фронт ПОЛИСАРИО (Народный фронт за освобождение Сегиет эль-Хамра и Рио-дель-Оро) – военно-политическая организация, основанная в 1973, которая выступает за независимость Западной Сахары от Марокко. Фронт и по сей день борется за независимость региона.
[4] Магриб – страны Северной Африки, которые расположенные к западу от Египта.
[5] Группа друзей Западной Сахары – объединение, созданное по инициативе Соединенных Штатов в начале 1990-х годов с целью разрешения территориального спора в Западной Сахаре. Основными членами являются Россия, США, Франция, Испания и Великобритания.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs