ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Владимир Брутер: В отношении европейских стран к России происходят изменения

16:49 07.06.2018 • Наталья Дегтярева, журналист

Президент России Владимир Путин посетил Австрию с рабочим визитом. Об итогах этого визита и о перспективах отношений России и ЕС журналу «Международная жизнь» рассказал эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

Визит Владимира Путина в Австрию носил условно-симптоматический характер. Внешне Австрия не имеет огромного влияния, и не играет большую роль в системе отношений внутри Евросоюза, но история отношений между Австрией и Россией очень важна. Именно Австрия в значительной степени стала причиной и виновником Первой мировой войны, которая привела к лавинообразным  изменениям на континенте.

Сейчас, когда Владимир Путин говорит с австрийскими лидерами, говорит для австрийского телевидения, он незримо возвращается к тому образу уже более чем 100-летней давности, который и начал изменять и привел к изменению европейской конфигурации. Сейчас, после прошествии уже более чем ста лет, это очень важно, потому что тот прообраз Европы, в виде, которого существовала Австро-Венгрия и нынешняя Россия, опять являются если не большими врагами, то большими и серьезными конкурентами и противниками. Эту ситуацию необходимо изменять и Владимир Путин это хорошо понимает. Эта ситуация опять-таки угрожает безопасности на континенте, которая уже дважды стала причиной кровопролитнейших мировых войн. В третий раз, это очевидно, не должно повториться ни в коем случае, и миссия Владимира Путина – это обращение ко всему Евросоюзу, а не только к Австрии. Обращение, которое он прямо указал во время своего интервью, где сказал о том, что Россия заинтересована в  сильном и предсказуемом Евросоюзе, который объединял бы страны Европы на не конфронтационной для России основе.

Насколько это вероятно и возможно, сейчас рано говорить. Визит Путина в Австрию это только небольшой эпизод в выстраивании новых отношений между Россией и Европой, выстраивание новой Европы, как таковой.

Одновременно с визитом Путина в Австрию произошли еще два очень важных европейских события, одно из них непосредственно на Австрийской границе. Это создание нового итальянского правительства, которое по своим взглядам очень близко к нынешнему австрийскому правительству. И те и другие считают, что все санкции, все конструкционные отношения между Европой и Россией контр эффективно и ведет к деградации Европы, как самостоятельного политического игрока. Это, пока еще возможно, необходимо исправить, отношения необходимо восстановить.

Тоже самое можно говорить и о ситуации в Испании, и в крупнейших европейских странах: Франции и Германии, хотя там ситуация гораздо сложнее. И позиция франко-германского руководства, безусловно, отличается от Австрии и Италии. Тем не менее, в этой позиции тоже происходят определенные изменения. Путин пытается опередить ситуацию, говоря о том, что Россия готова и к диалогу, и к сотрудничеству, к тем мерам, которые могли бы предотвратить конфронтацию.

Однако, все на самом деле, конечно, будет сложнее, уже не говоря о той деструктивной роли, которой в Европе играют США. Значительная часть Западно-Европейской элиты продолжают относиться к России, как к потенциальному врагу, и это отношение, в сущности, является конфронтационным.

Это видно и по интервью у Путина австрийскому телевидению, где ведущий постоянно пытался спровоцировать российского президента на конфронтационные ответы.  Вопрос даже не в том, насколько ему это удалось или нет, а в том, что такая позиция является достаточно распространенной в Европе. Ее разделяют значительное количество представителей элиты, в том числе и политической. Пока в этом не будет изменений, а изменения необходимы внутри, Россия не может спонсировать или даже способствовать изменениям внутри Европы, для этого необходимо какое-то время и рациональная и последовательная позиция местных элит. Без такой позиции принципиальных изменений не будет. Кроме того, совершенно очевидно, и об этом Путин пытался не говорить, но это видно и по диалогу и по тому, насколько важным Россия считает этот диалог. В отношении Европы к России, должен угадываться российский интерес. Он не может ограничиваться такими проектами, как Северный Поток-2 или аналогичными. Этот интерес должен носить сугубо политический или даже перспективно-политический характер.

В перспективе Европа должна понимать какую роль Россия будет играть в Европейских делах и эта роль должна быть прописана. Недопустима ситуация, когда дискриминируются русские и русский язык, когда Россия выдается за врага или за постоянного врага Европы и врага европейских ценностей. Ни первое, ни второе, ни третье не способствуют отношениям, наоборот препятствуют и создают ситуации, из которых сами европейцы не найдут выхода. Если они будут продолжать такой курс, то устойчивых отношений, скорей всего, создать не удастся, хотя бы потому, что им будут препятствовать серьезные и явно недоброжелательно настроенные силы. Все это не могло и не смогло войти в повестку очень короткого визита Путина в Австрию. Это, скорей всего, заявка на будущее, но заявка такая, на которую в Европе должны обратить внимание.

Если европейцы смогут сделать правильные выводы, смогут выстроить свою политику так, чтобы она устраивала прежде всего их, в том числе и Россию, тогда у этого визита, несомненно, есть перспективы. Если нет, то значит, что нам понадобится больше времени и, возможно на этом пути будет больше проблем. В этом случае Европа будет очень сильно зависеть от своих отношений с Америкой, а эти отношения, как мы видим, развиваются сейчас явно не очень позитивно. Европа уже сейчас может оказаться между двух огней.

А это невыгодно ни Европе, ни в каком-то смысле России, и об этом Путин говорил в интервью австрийскому телевидению. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати