Глава МИД России Сергей Лавров и министр обороны России Сергей Шойгу посетили с официальным двухдневным визитом Китай. Своим экспертным мнением по поводу этого визита с журналом «Международная жизнь» поделился эксперт Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Леонид Гусев.
За последние 15 лет с Китаем у нас установились довольно плотные доверительные отношения в разных сферах, от экономического сотрудничества до военного и политического сотрудничества. С этим связан визит двух министров иностранных дел и китайской обороны в Китайскую Народную Республику.
Есть у нас много и двусторонних отношений и, в частности военное сотрудничество у нас тоже идет довольно плотно. У нас проводится двусторонние маневры. Например, наших и китайской армии. Идет это уже с нулевых годов, насколько я знаю.
А, что касается сотрудничества в рамках ШОС, то на первом месте среди целей этой организации стоят вопросы обеспечения безопасности стран, которые туда входят. Входят уже сейчас туда восемь стран, как постоянные члены: Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и не так давно полностью вступили и Индия, и Пакистан (до этого они были странами наблюдателями). Кроме всего прочего, входит огромное число стран наблюдателей, таких как, например Афганистан, Иран и много партнеров по диалогу.
Сейчас борьба с терроризмом и экстремизмом стоит на первом месте. Тем более, что страны, входящие в том или ином качестве в состав Шанхайской организации сотрудничества, тот же Афганистан и соседние с ним страны Центральной Азии, они подвергаются нападениям исламистских экстремистов и террористов. Поэтому эти проблемы, конечно же, были в фокусе первоначального обсуждения наших двух министров.
Этот вопрос, который стоит на протяжении очень многих лет. Еще встает вопрос о борьбе с наркотрафиком и производством наркотиков. Как мы знаем, Афганистан последние годы стал основным местом производства наркотиков героиновой группы 96-97%. А на территориях, которые контролируют талибы, они контролируют довольно значимую часть территории Афганистана. Наркотики идут частично Северным маршрутом через страны центральной Азии. Часть идет через Иран, через Турцию в Европу попадает через страны Центральной Азии и к нам в Россию. Поэтому этот вопрос, конечно, заслуживает очень большого внимания.
Как я уже сказал, давно проводятся совместные учения. Наш министр обороны, тоже, как одну из задач сотрудничества обсуждал эти проблемы со своими китайскими коллегами. Так же обсуждался вопрос, как функционирует ШОС.
За последние несколько лет ШОС расширилась: было 6, а стало - 8 постоянных членов, вместе с Индией и Пакистаном, прибавилось значительное число стран наблюдателей, партнеров по диалогу. Теперь это очень большая мировая организация.
Вопросы дальнейшего функционирования тоже были в фокусе внимания. Вторая задача - это экономическое сотрудничество. Но в той или иной степени могли затрагиваться проблемы экономического сотрудничества, потому что этот вопрос на протяжении деятельности всей организации с 2001 года встает очень насущно.
Очень много принималось программ совместной деятельности и в энергетической сфере ШОС и в других экономических областях.
Но все это оставалось за рамками. Сотрудничество между странами шло на двусторонней основе. Хотя предлагались совместные проекты: строительство дорог, строительство газо- и нефтепроводов.
Но все это уходило больше в двусторонние отношения. Вопросы, которые обсуждались действительно очень важны, особенно в связи с тем, что Китай с 2013 года развивает свой Великий пояс Шелкового пути или «Один пояс, один путь», как его называют. Это очень амбициозный проект, который идет из Китая.
Эти вопросы обсуждаются и затрагиваются во время такого рода переговоров. Потому что это очень важные проекты, в которых Россия непосредственно желает участвовать. Тем более мы присутствуем в Центральной Азии со своим проектом Евразийского экономического союза и для того, чтобы эти проекты совместить, так сказать «сопрягать», необходимо это обсуждать. Страны согласны эти проекты совместить.
Поскольку задействованы еще и другие страны, всевозможные детали обговариваются, нужно и их мнение выслушать, по каким территориям эти проекты пройдут. ШОС расширилась, как я уже говорил, стала иметь все больший вес на международной арене и все вопросы, которые встают перед организацией: вопросы борьбы за безопасность, с терроризмом, экстремизмом, борьбы с наркотрафиком и вопрос экономического содружества, все больше становятся насущными. Поэтому можно этим и объяснить визит двух важных и значимых министров с нашей стороны в Китай.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs