Ближний Восток и Северный Кавказ в период «новой глобализации»

15:28 12.04.2018 Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»


Фото: politinform.su.

В Москве на площадке Института природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева состоялся круглый стол «Ближний Восток – Северный Кавказ: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия». В нем приняли участие известные ученые-востоковеды, культурологи, представители отечественных и зарубежных СМИ. В рамках мероприятия также прошла презентация одноименного проекта.

Председатель Оргкомитета, профессор НИУ ВШЭ, известный востоковед-арабист Дмитрий Евстафьев отметил, что обсуждаемый проект имеет крайне важное и в своем роде уникальное значение. Он позволяет наблюдать за тем, как осуществляется синергия регионов в условиях новой модели глобального мироустройства. По словам эксперта, прежней глобализации, в условиях которой человечество прожило более 40 лет, более не существует. Это произошло, прежде всего, по причине нарастающей деградации социально-политических институтов и процессов, которые специально под нее выстраивались.

Почему в проекте оказались объединены Северный Кавказ и Ближний Восток? По мнению Д.Евстафьева, для этого существует множество причин:

1) Ближний Восток и Северный Кавказ представляют собой макрорегионы, где не завершена социальная модернизация и прервана модернизация экономическая.

2) Здесь идет конкуренция между социально-политическими институтами разного порядка, как архаическими, так и относящимся к премодерну и модерну, но ослабленным в результате крушения как советской, так и панарабской систем. Одновременно в регионах наличествуют и элементы постмодерна в виде постиндустриальных анклавов.

3) Оба макрорегиона – это территории как условных границ государственного строительства, так и этнических границ. И в том и другом регионе они довольно подвижны и зависят от ряда факторов, в том числе, погодно-климатических, которыми человек не может управлять.

4) И Ближний Восток, и Северный Кавказ – территории, на которых идет противоборство культурных, социальных и коммуникационных технологий и смыслов между городом и деревней. Нигде они не проявляются так остро, как в этих регионах.

5) Для обоих регионов характерно наличие имманентно им присущих базовых сетевых связей.

 6) Ближний Восток и Северный Кавказ с древних времен представляют собой территории взаимодействия культур, которые порождают синкретические смыслы и идеологии. При этом современные эксперты пока затрудняются с ответом на вопрос: какие идеологии возобладают Ближнем Востоке и Северном Кавказе в ходе событий, происходящих там в настоящее время? В этих условиях главная задача, которую призван обеспечить новый проект – это комплексность и междисциплинарность исследований.

Д.Евстафьев отметил, что современные политологи нередко переоценивают значимость и устойчивость современных политических структур. Не стоит забывать, что история последних десятилетий наглядно демонстрирует нам, что крушение кажущихся внешне стабильными крупных систем – государств, сообществ, организаций – начинались с коллапса социальных институтов. По мнению ученого, комплексное изучение событий на Северном Кавказе и на Ближнем Востоке позволит дать существенные ответ на вопрос о природе новой глобализации и её основных этапах.

В Москве состоялся круглый стол «Ближний Восток – Северный Кавказ: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия».

Исполняющий обязанностидиректора Института наследия Евгений Бахревский отметил, что макрорегионы Ближнего Востока и Северного Кавказа сходны между собой с точки зрения социальной, этнической и религиозной пестроты. В то же время на протяжении столетий они представляли собой арену противодействия трех имперских цивилизационных проектов. Речь идет о Византийской цивилизации, на месте которой возникла Османская империя; Персии (Иране); Российской империи, представляющей собой отчасти наследницу Монгольской империи и Золотой Орды. Всё это не может не накладывать свой отпечаток на сегодняшнюю ситуацию. Сложившийся в Ближневосточном регионе ситуативный союз Москвы, Анкары и Тегерана можно рассматривать в качестве попытки трех цивилизаций договориться о правилах взаимодействия, а также о специфике переустройства и адаптации в меняющемся мире. В этом смысле сравнение процессов, происходящих у нас и на Ближнем Востоке, будет крайне полезно для всех. Это поможет дать адекватную оценку ситуации на Северном Кавказе и сформировать необходимый сценарий поведения и разрешения потенциальных конфликтов.

Руководитель проекта, член его Оргкомитета Михаил Чернов коротко рассказал о его сути. По его словам, запланировано три основных мероприятия. Ближайшее из них – конференция на тему «Положение религиозных и этнических меньшинств в условиях многонационального региона» - запланировано на май 2018 года и пройдет в Москве. Ожидается большое количество участников из стран «Плодородного полумесяца».

«Мы понимаем, что на Ближнем Востоке идет война, и скорее всего ее география будет расширяться, - заявил М.Чернов. – Это неизбежно должно привести к появлению новых векторов и новых участников противостояния, интересы которых придется учитывать». Эксперт пояснил, что в этих сложнейших условиях представители научного и культурного сообществ должны приложить все усилия к тому, чтобы сохранить богатство и разнообразие стран региона. Если их удастся «зачистить» по тем или иным соображениям военного или идеологического толка, то исчезнут элементы, крайне важные для дальнейшего существования цивилизации. Поэтому выстраивать основы будущего мира необходимо уже сейчас.

Что необходимо для этого сделать? В первую очередь, наладить постоянные контакты с представителями региональных этно-религиозных общин, а также экспертов из стран, которые играют значительную роль в происходящих событиях. Прежде всего, это Россия, Турция и Израиль (и как важные внешнеполитические игроки, и как центры силы со своими интересами), а на некоторых площадках - Саудовская Аравия и Иран. М.Чернов подчеркнул, что инициаторы и организаторы проекта вовсе не стремятся приглашать исключительно лояльных к российской позиции и политике гостей. «Позовем и тех, кто настроен критично, и вместе будем выстраивать наше общее будущее», - пояснил он.

Почему проект получил название «Ближний Восток – Северный Кавказ»? В первую очередь потому, что между народами этих макрорегионов сохранились и были всегда актуальны типологические, культурные, исторические, кровные связи. В рамках второго мероприятия, в Махачкале, организаторы проекта планируют проведение круглого стола на тему «Сохранение национальной и религиозной традиции в условиях экстремизма». Совершенно очевидно, что опыт Северного Кавказа, и, в частности, Дагестана, может иметь важное значение для сосуществования различных этнорелигиозных групп на Ближнем Востоке.

Запланировано также проведение конференции во Владикавказе в партнерстве с Северо-Осетинским государственным университетом (СОГУ). Ее рабочее название - «Северный Кавказ на стыке цивилизаций: культурная политика как ресурс укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия». Ситуация, обострившаяся на Ближнем Востоке, привела к активизации контактов между Россией, Арменией, Грузией, Ираном и Турцией. Поэтому организаторы планируют собрать представителей народов региона, который неизбежно станет связующим звеном в наших контактах с государствами Ближнего Востока, а также укрепить связи и заложить основы долгосрочного диалога. Результатом мероприятий должно стать формирование международных экспертных групп, которые будут работать в медиа-пространстве и внутри своих государств. По итогам конференции будет принята общая декларация.

По словам члена Оргкомитета проекта, белорусского политолога Юрия Шевцова,важнейшей задачей проекта должен стать своего рода анализ и мониторинг ситуации на Ближнем Востоке. И те культурные изменения, которые там происходят – исчезновение одних общин и появление других – настолько стремительны, что их очень сложно зафиксировать. По словам эксперта, особое внимание необходимо уделить местным христианским церквам и общинам. Те из них, которые веками существовали в регионе, в настоящее время находятся под угрозой уничтожения, и необходимо фиксировать, сколько их осталось. «Проект должен предоставить нам возможность получать информацию о том, что происходит с ними, по крайней мере, с теми из общественных групп и культурных общин, которые более-менее комплиментарны России», - заявил Ю.Шевцов.

Юрий Шевцов отметил, что Москве пора думать о своих цивилизационных интересах в ближневосточном регионе, а не просто заниматься его научным изучением. В этом смысле необходимо налаживать особое взаимодействие с теми участниками, которые были бы заинтересованы в более активном присутствии там России. Возможно, стоило бы привлечь к обсуждению этой темы деятелей Русской Православной Церкви, тем более что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно говорил о необходимости оказать помощь христианам региона.

По мнению Ю.Шевцова, особое внимание исследователей должны привлекать те изменения в суннитской среде Ближнего Востока, которые трудно поддаются прогнозированию. Порой здесь возникают масштабные радикальные проекты, сменяющиеся, в свою очередь, регрессом. Нужна «точка входа» в эту среду, и отчасти помощь в этом мог бы оказать Северный Кавказ. Кроме того, помимо России, на Ближнем Востоке активно действуют Европейский союз и Ватикан, и с ними Москве неизбежно придется развивать диалог по всему спектру проблем.

Сирийский публицист, преподаватель кафедры естественных наук Университета Аль-Баас (Сирийская Арабская Республика) Асэф Гази Молхем отметил, что, спустя почти тридцать лет после распада СССР, Россия возвращается в ближневосточный регион в новом качестве. Однако, стоит хорошо помнить, что проблемы Ближнего Востока, как и Северного Кавказа, не могут быть отделены от культурной традиции Средней Азии. Например, можно вспомнить, каким авторитетом среди суннитов пользуется составитель сборника хадисов Пророка имам аль-Бухари. Важнейшую роль в объединении суннитов и шиитов играет такая страна, как Египет. И в то же время потенциальную опасность представляет собой активная деятельность Саудовской Аравии, которая стремится распространить в Центральной Азии идеологию ваххабизма.

По словампредставителя Центра традиционных культур и члена Оргкомитета проекта Александра Собянина, Российская империя, Советский Союз и будущий Евразийский союз имеют уникальный опыт работы во вновь формируемом этническом и религиозном пространстве. Учитывая состав мусульман в России и странах Евразии, позиция суннитской общины для России является определяющей. Не менее важно, что у России есть исторический опыт работы как с национальными и культурными элитами, так и с племенными. Архаика, которой и на Кавказе и на Ближнем Востоке намного больше, чем в основной части «Большой России», означает, помимо прочего, что будущее устройство будет иным, чем было до войны. Устройство Кавказа, социальные практики, коммуникации будут иными, чем были в советское время. То же самое можно сказать и о Ближнем Востоке.

По мнению А.Собянина, важную роль в формировании новой модели взаимодействия вполне может сыграть Русская Православная Церковь. Не менее важным является диалог с наиболее влиятельными диаспорами, представленными на Ближнем Востоке: черкесской, езидской, армянской, курдской.

Научный сотрудник Института востоковедения РАН Дмитрий Милеев отметил, что на Ближнем Востоке, помимо привычных внерегиональных игроков, таких, как Евросоюз и США, появляются и новые (например, Китай), развитие которых жизненно зависит от местных ресурсов.

Д.Милеев отметил, что на Ближнем Востоке особое значение приобретает рост противоречий между внерегиональными державами, некоторые из которых (например, США) могут использовать свое положение в регионе для дестабилизации Северного Кавказа. Поэтому эксперт считает, что одной из основных задач, которую призван выполнить новый проект, должна стать активизация просветительской деятельности и формирования адекватного образа России в регионе. Это особенно важно потому, что та арабская молодежь, которая получает престижное образование в вузах Великобритании и США, зачастую некритически усваивает в отношении нашей страны разнообразные западные клише, вплоть до широко известной фальшивки, известной под названием «Завещания Петра Великого». В то же время, пока такие гиганты, как Youtube, находятся в руках западных держав, они имеют массу возможностей формировать нужную им актуальную международную повестку.

Дмитрий Милеев также подчеркнул, что в наши дни большое значение в мировой политике приобретает рост противоречий между внерегиональными игроками на Ближнем Востоке, некоторые из которых, в частности США, могут использовать свое положение в регионе для дестабилизации ситуации на Северном Кавказе. В этих условиях участникам проекта необходимо использовать все возможности для формирования взвешенной точки зрения на внешнеполитическую деятельность России и ознакомления с ней широкой культурной и научной общественности.