ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Молнии бьют в высочайшие горы

08:40 14.03.2018 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Министр иностранных дел России Сергей Лавров ответил журналистам по поводу ультиматума из Лондона.

По окончании пресс-конференции, состоявшейся в МИД России 13 марта по итогам двусторонних российско-индонезийских переговоров, Сергей Лавров ответил на вопрос, волновавший всех журналистов – по заявлению Премьер-министра Великобритании, поданном в ультимативной форме в адрес России. С него и начнем. 12 марта глава кабинета министров Соединенного Королевства Тереза Мэй безапелляционно заявила о том, что бывший российский сотрудник ГРУ, экс-агент Скрипаль и его дочь были отравлены веществом «Новичок», якобы «российского происхождения». Она потребовала от Москвы предоставить все необходимые материалы Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) до вечера 13 марта. В противном случае пригрозила приравнять ситуацию «к незаконному применению силы российским государством против Соединенного Королевства». Скрипаля и его дочь, гражданку РФ, нашли без сознания на скамейке в сквере в Солсбери вечером 4 марта с.г. В настоящее время оба находятся в коме.

Журналисты поинтересовались у Сергея Лаврова - Каков будет ответ России на требование Премьер-министра Великобритании Т.Мэй предоставить в течение суток объяснения в связи с отравлением С.Скрипаля? Какова будет реакция Москвы в обещанном ею случае? Конечно, Сергей Викторович был готов к этому вопросу и напомнил, что Великобритания, как и Россия, является участницей Конвенции по запрещению химического оружия, и это не может быть неизвестно Премьер-министру страны. «Может быть, эксперты там и остались (наверняка остались), но видимо их никто не слушает», - с сожалением констатировал Сергей Лавров и перечислил, что в подобных случаях должно сделать руководство страны, в которой произошел такой инцидент. Итак «ликбез».  

«Во-первых, как только возникли подозрения, что было применено отравляющее вещество, запрещенное Конвенцией, немедленно обратиться к стране, которую подозревают в том, что она является стороной происхождения данного вещества. Ответ на этот запрос дается в течение десяти дней. Если ответ, который последует, не удовлетворит страну, которая запрашивает информацию, то эта страна (в данном случае – Великобритания) должна будет обратиться в Исполнительный совет Организации по запрещению химического оружия и в Конференцию государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия. При этом запрашиваемая сторона имеет полное право получить доступ к тому веществу, о применении которого идет речь, чтобы иметь возможность провести собственный анализ данной субстанции. Что мы, собственно, и сделали сразу после того, как появились слухи, раздуваемые практически всеми членами английского руководства, насчет того, что в отравлении С.Скрипаля задействовано вещество, произведенное в Российской Федерации», - пояснил азы «экстренных мер» Сергей Лавров, из чего следует, что у России, согласно международному документу, под которым стоит и подпись уполномоченного лица от Великобритании, как минимум, 10 дней в запасе, а не сутки, как хотелось бы Т.Мэй.

Российский МИД дал официальный запрос на доступ к этому веществу, чтобы иметь возможность проанализировать состав, смертоносные действия его компонентов и т.п. Был запрос и на допуск ко всем фактам расследования, т.к. одной из пострадавших в деле является гражданка России. По словам Сергея Лаврова, в этих законных требованиях российской стороне было отказано. «Таким образом, прежде чем ставить ультиматум – отчитаться перед британским правительством в течение двадцати четырех часов, - лучше соблюсти свои собственные обязательства по международному праву, в данном случае по Конвенции о запрещении химического оружия. Говоря о манерах, нужно помнить, что эпоха колониализма давно ушла в прошлое», - сказал Министр, намекая на тон, которым было сделано поспешное заявление Т.Мэй.

Но этот развернутый ответ не удовлетворил журналистку Би-би-си. Видимо не было ожидаемых ею эмоций, а потому прозвучало недовольство, мол, «Москва несерьезно воспринимает эту ситуацию».  «Хотелось бы понять, что нужно сделать для того, чтобы избежать конфронтации»? – продолжала настаивать она. Но С.Лавров уже выбил козыри у английской стороны: «Мы не получили запроса, который Лондон обязан подать в соответствии с Конвенцией о запрещении химического оружия», - сказал Министр, констатируя законы жанра, по которым информация «из первых рук» превращается в нужную продукцию для подписчиков. «Я понимаю, что Вам нужно подавать информацию, которая будет соответствовать настроениям «умов» в Лондоне», - пошел на откровение Министр.

- «Можете ли Вы исключить причастность России к делу С.В.Скрипаля»? – сделала новый заход дама. – «Я сказал, что мы - члены Конвенции о запрещении химического оружия, также как и Ваша Родина, - продолжал сдерживать натиск Сергей Лавров. - Но она почему-то не пользуется экспертизой тех, кто знает, какие обязательства несет на своих плечах Соединенное Королевство. Если те процедуры, которые предусмотрены в Конвенции будут выполнены, я Вас уверяю, что Российская Федерация выполнит свои обязательства и ответит на соответствующий запрос в то время, которое отводится на подготовку ответа». А это, как мы уже уяснили 10 дней! Сергей Лавров на всякий случай ещё раз напомнил, что российская сторона ждет ответа на свой запрос от Лондона по поводу предоставления вещества якобы «российского происхождения» и открытости расследования.

Видимо наша английская коллега перепутала пресс-конференцию с интервью, а потому в нарушение всех этических и дипломатических норм выкрикнула: «Можете ли Вы все-таки исключить причастность России к делу С.В.Скрипаля»? - Министр имел все основания оставить очередной вопрос от Би-би-си без ответа. Но – откровенность за откровенность. «Мы уже сделали заявление о том, что всё это чушь», - сказал по-простому Сергей Лавров. Куда уж яснее? Но чтобы уж никаких сомнений в этом не было, добавил телеграфно: «Так что, пожалуйста, еще раз очень прошу Вас, все, что  я сейчас говорю, подробно изложить, а не ограничиваться фразой, которую я предвижу – «на вопрос виновна ли Россия, С.В.Лавров ушел от ответа». Россия не виновна. Россия готова сотрудничать в соответствии с Конвенцией о запрещении химического оружия, если Соединенное Королевство снизойдет до того, чтобы выполнить свои международно-правовые обязательства по тому же документу».

Кому и зачем была нужна сфабрикованная наскоро ситуация в преддверие президентских выборов в России – «шито белыми нитками». Игры не получилось. Игры по своим правилам, ибо, как сказал Сергей Лавров, «говоря о манерах, нужно помнить, что эпоха колониализма давно ушла в прошлое». Но, размышляя об очередной атаке на Россию, вспоминается древнейшая китайская пословица - «молнии бьют в высочайшие горы».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати