ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

С. Кисляк: «Американцам нужен рычаг воздействия на Россию»

15:23 12.03.2018 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Сергей Кисляк. Фото: РИА Новости

Кто может наиболее правдиво рассказать о той атмосфере, которая сегодня царит в американском истеблишменте, и о том, куда движутся отношения Москвы и Вашингтона? Представляется, что лучше всех с этим справится только практик, а именно – Сергей Иванович Кисляк, который с 2008 по 2017 годы занимал пост Чрезвычайного и Полномочного посла России в США и был постоянным наблюдателем РФ при Организации американских государств в Вашингтоне. Он изнутри познал все тонкости и проблемы российско-американских отношений начиная с президентства Джорджа Буша-младшего и заканчивая первыми месяцами правления администрации Дональда Трампа.

В НИУ ВШЭ состоялась лекция первого заместителя председателя комитета СФ по международным делам Сергея Кисляка на тему «Будущее США и российско-американских отношений». Представляем вашему вниманию некоторые тезисы из выступления.

Исключительность под вопросом

По словам Сергея Кисляка, американцы прекрасно осознают, что мир изменился и исключительность США сегодня под большим вопросом. Лучше всех остальных это понимают американские военные, которые отмечают, что больше не могут разворачивать военные силы где угодно, какие угодно и как угодно. Сегодня такая «военная свобода» ограничивается другими игроками. Более того, после удара террористов по «близнецам» в 2001 году Америка впервые почувствовала себя физически уязвимой, чего не было на протяжении столетий. Уязвимой она себя чувствует еще и потому, что не имеет абсолютного военного превосходства с технологической точки зрения, т.к. Россия составляет серьезную конкуренцию в этой сфере.

Еще одна большая угроза американской исключительности – Китай. По оценкам многих экспертов проснувшийся «китайский дракон» по своему экономическому потенциалу в ближайшие несколько лет обгонит США. Американская экономика, которая в прошлом составляла около 40 – 45 % от мировой, сегодня составляет примерно 15 – 18 %. Точки экономического роста передвигаются в Азию. Кроме того, по словам Кисляка, Поднебесная начала говорить совсем не китайским голосом: «Раньше Китай всегда занимал позицию развивающейся страны, не претендующей на какую-то особую роль в глобальном мире. Сегодня же Пекин принялся активно защищать свои интересы, например, в Южно-Китайском море».

По словам Кисляка, американский политический бомонд понимает, что происходит в мире, но принять изменения не может и не хочет. Сенатор привел слова одного своего знакомого профессора, который сказал, что США вступают в эру, похожую на ту, когда Великобритания расставалась со своей империей. Тогда это был архиболезненный процесс, который англичане принять не могли, но принять пришлось. «Сегодня же мы будем наблюдать много попыток американцев восстановить свою исключительность», – сообщил Кисляк. 

Российско-американские отношения

«Нынешнее состояние российско-американских отношений находится на самом низком уровне со времен окончания холодной войны», – отметил сенатор. При этом он настаивает, что возвращения к холодной войне не произошло, так как между двумя странами отсутствует идеологическое противостояние.

Вместе с тем Россия остается ключевым соперником США, так как в сознании многих американцев она сохраняет преемственность с традициями СССР. Наша страна решительно встает на ноги и защищает свои интересы на международной арене. «Боязнь того, что Россия слишком уверует в себя, а американцы потеряют свою исключительность – вот основная причина новой спирали противостояния», – считает Сергей Кисляк.  

«Россия стала заложником внутриполитической борьбы в США» (С. Кисляк)

Однако это отнюдь не единственная причина, есть и другие не менее значимые. Во-первых, это сам Трамп – внесистемный президент, которого американский истеблишмент пытается выдавить с политической арены. Одна из зацепок, как это сделать – российский фактор. «Трампа подозревали в том, что как только он станет дееспособным в Белом доме, он начнет исправлять отношения с Россией. Поэтому его довольно сильно взяли в тиски, а Россия стала заложником внутриполитической борьбы в США», – отметил Кисляк.

Во-вторых, российско-американские отношения в силу своей экономической неразвитости не представляют большого интереса для США. «У нас, по сути, помимо диалога на высшем уровне, а также по линии внешнеполитических ведомств и силовых структур практически ничего нет», – отметил Кисляк. Самый лучший момент наших экономических отношений пришелся на 2011 год, когда торговый оборот между нашими странами достиг $ 39 млрд (менее 1 % от всей внешней торговли США). Сегодня товарооборот составляет $ 22 млрд (около 0,5 % от внешней торговли США). По мнению Кисляка, проблема заключается в том, что та прослойка американского общества, которая материально заинтересована в сотрудничестве с Россией, чрезвычайно узка. В этой связи политические отношения остаются обнаженными перед любыми сложностями. Ситуация в американо-китайских отношениях более выигрышная. Несмотря на то, что Китай (как и Россия) занесен в список соперников Америки, огромная взаимозависимость двух стран удерживает их от масштабных конфликтов, в том числе и серьезной торговой войны. Товарооборот двух стран составляет $ 574 млрд, поэтому прослойка американского общества, которая заинтересована в торговле с Китаем, довольно существенна.

Давление на Россию со стороны США оказывается уже давно и отнюдь не с 2014 года, когда случился кризис на Украине. Один из примеров – поправка Джексона-Вэника[1], которая долгое время омрачала наши отношения.  На протяжении 14 лет президент за президентом обещали снять эту поправку, но никто этого не делал. В конгрессе однозначно говорили, что просто так поправку они не уберут, хотя и понимают, что она устарела. «Объяснялось это все очень просто – американцам нужен рычаг воздействия на Россию. Именно поэтому в 2012 году произошел размен поправки Джексона-Вэника на Закон Магнитского[2]», – отметил Кисляк.

По словам сенатора, нынешняя американская администрация во всех своих основных линиях в отношении России продолжает то, что продвигала предыдущая. Так, при Обаме началось сдерживание по трем компонентам: 1 – развертывание американских вооруженных сил у наших границ; 2 – экономическое изматывание путем санкций; 3 – политическое и пропагандистское давление. «Все, что запустил тогда Обама продолжается сейчас при нынешней администрации, только с еще большей аррогантностью. Это, пожалуй, единственное, что отличает политику нынешней администрации от прежней в отношении России», – подчеркнул Кисляк.

Встает вопрос – что дальше? Куда могут пойти наши отношения? Сергей Кисляк выразил обеспокоенность, что противостояние Москвы и Вашингтона будет продолжаться еще долгое время. Если посмотреть на закон о санкциях, принятый в августе прошлого года, то впервые Россия на законодательном уровне была закреплена у американцев как противник. Более того, в законе есть целый ряд положений, которые допускают субстантивные изменения в отношениях с Россией только при согласии двух палат конгресса.

«Когда уйдет Трамп, закон о санкциях останется, – считает Кисляк. – Поправка Джексона-Вэника – очень точная индикация того, что будет происходить с этим законом». В этой связи надеяться на настраивание отношений с нами не приходится. Кроме того, по мнению сенатора, ситуацию усугубляет новый элемент администрации Трампа – решительное наращивание военного потенциала. Особую озабоченность вызывает идея создания легкой ядерной боеголовки мощностью до 20 килотонн. Проблема в том, что у американцев может возникнуть иллюзия, что они могут применить такое «легкое» ядерное оружие. «Однако Россия остается страной, которая способна за себя постоять. Я не верю в то, что американцы заинтересованы провоцировать нас на военное столкновение, скорее они будут оказывать политическое давление», – отметил Сергей Кисляк.

«Я не верю в то, что американцы заинтересованы провоцировать нас на военное столкновение, скорее они будут оказывать политическое давление» (С. Кисляк)

Не хочется рисовать перспективы отношений наших стран лишь в темных красках, ведь история знает времена, когда Россия и США шли на сближение и готовились к «перезагрузке». То был период работы Межправительственной комиссии, созданной в 2009 году по инициативе Барака Обамы и Дмитрия Медведева. В ней действовала 21 рабочая группа. Покрывались почти все сферы отношений двух государств: военная, экономическая, космическая и пр. «Такая консультационная система не дала резкого взлета отношений, но, по крайней мере, наши страны начали понимать, как и куда можно было двигаться», – отметил Сергей Кисляк.

Сегодня, по мнению сенатора, Москва и Вашингтон могут работать вместе по вопросам нераспространения, вести многосторонние переговоры, не срываясь в масштабную конфронтацию. Также он считает, что нормализация отношений в будущем все-таки наступит. Главное, чтобы в промежутке межу сегодняшним днем и будущим не произошло что-то непоправимое.



[1] В 1974 году США ввели санкции против СССР. Поводом к принятию поправки Джексона-Вэника послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Санкции в основном касались ограничения допуска советских товаров на американский рынок.

[2] Закон Магнитского 2012 года предполагает визовые ограничения на въезд в США и блокировку финансовых активов в банках США определённых российских официальных лиц, которых американцы считают ответственными за смерть российского бухгалтера-адвоката Сергея Магнитского.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати